Нижинский и Ноймайер. Родственные души в танце.

Dec 01, 2012 22:06

Я ж-таки посетила Музей театрального и музыкального искусства (я прям становлюсь певцом этого музея, они мне могут за рекламу приплачивать))), в частности видео-лекторий. Показывали  фильм, название которого вынесено в заголовок поста. Документальное кино производства одного из немецких телеканалов. Режиссер - Аннет Фон Вангенхайм.


Не сказать, что на показе был аншлаг, но человек 20 было точно. А то и 25. Культурного вида тетушки и мы с Мариной. А, вру, еще была пара - девушка с юношей примерно нашего возраста. Но к черту половозрастные характеристики собравшихся. Ближе, как говорится, к делу.

А, стоп. Еще была Наталья Зозулина, человек, который знает о Джоне Ноймайере больше, пожалуй, чем кто-либо в Санкт-Петербурге. Очевидно, что показ она пропустить не могла, хотя, думаю, видела этот фильм не раз. Он, в общем, не очень новый - 2009 года. Фильм на немецком языке, но его перевод на русский сделала чудесная женщина, имени которой я не услышала=/ Она, вероятно, сотрудник музея. Если вдруг вы знаете, то скажите - страна должна знать своих героев... Она рассказывала, как работала над переводом, как изучала дневники Нижинского, цитат из которых немало  в фильме. Вот что занятно.

Впервые дневники Нижинского были опубликованы в 1936 году на английском языке. Второе издание увидело свет в 1995 - на французском. И в том же году был опубликован перевод дневников - с французского на русский. Такая сложная схема, как вы понимаете, обусловлена какой-то запутанной ситуацией с авторскими правами. И только в 2000 году вышла книга "Вацлав Нижинский. Чувства". Она была напечатана с фотокопии фотокопии (дважды фотокопии, да), принадлежащей Игорю Маркевичу, который некогда был женат на Кире Нижинской, дочери великого танцовщика. Такая вот  история.

Структура фильма такова, что разговор крутится вокруг трех балетов, на создание которых Ноймайера вдохновила личность Вацлава Нижинского. Собственно, балет "Нижинский", затем "Sacre" и "Павильон Армиды". Даны фрагменты балетов с комментариями Ноймайера и танцовщиков. 
Большая часть фильма посвящена балету "Нижинский". Я поначалу делала кое-какие пометки, но потом происходящее на экране меня так поглотило, что какие к черту заметки. Ну-с, приступим.

Кстати, говорят, что в 2003 году "Нижинского" показывали в Мариинке. Это кому-то повезло, я хочу сказать.

Господин Ноймайер так вдохновенно рассказывает о человеке, которого он никогда не видел, но который сопровождает его творчество всю жизнь, что остается только поразится той преданности и той скрупулезности  с которой хореограф постигает жизнь и, не побоюсь этого слова, душу Нижинского. Даже декорации в балете отсылают нас к рисункам Вацлава Фомича - вот этим пересекающимся окружностям, которые есть почти на всех его работах. "Он обладал энергией, поддающейся изменению. В каждом танце он разный, он искал образ, дух роли", - так Ноймайер объясняет феномен Нижинского, секрет его популярности, загадку его неповторимого танца.  Вот эту изменяющуюся энергию он отразил и в балете.

Нижинский в постановке представлен в трех ипостасях - человек (эту партию танцует Александр Рябко), дух, харизма, как хотите назовите, то, за что любила Нижинского публика (эту партию исполняет Отто Бубеничек) и Петрушка - несчастная кукла, взывающая к человечности, то, каким Нижинский, вероятно, видел сам себя (тут, значит, танцует Ллойд Риггинс).

Начну я, пожалуй, с Отто Бубеничека. Им же, думаю, и закончу. 
В балете ему отводится роль не человека, а энергии, духа - он танцует ту чувственность, за которую любили Нижинского женщины, его нежность, которая привлекла Ромолу в Вацлаве, сексуальность если хотите. 
Отто невероятен в этой роли. Которая, кстати, включает два знаменитых танца -танец Золотого раба и Фавна. На видео можно увидеть кусочек балета в исполнении Отто. Боже, сколько в нем чувственности, вот этого томного жара, особенно когда он танцует Золотого раба. Но записи этого фрагмента я, увы, не нашла. Впрочем,  Фавн не уступает Рабу по энергетике.

image Click to view



image Click to view



Сам Отто, как говорится в фильме, считает, что успех Нижинского был обусловлен тем, что он "танцевал от сердца". Это подтверждает цитата из дневника Вацлава: "Я чувствую и я исполняю". Цитаты из дневника, в общем, довольно прямо говорят о том, что их автор нездоров - даже построение фраз не совсем обычно. Но многие мысли довольно глубоки, а, главное, не каждому здоровому человеку приходят в голову. 
Про свою жену, Ромолу де Пульски Нижинский писал так: "Я женился не думая. Я ее любил и любил. Я не думал о будущем, я дал ей все,что мог". 
Про балет "Послеполуденный отдых Фавна", который, как известно, современники посчитали развратным, Нижинский писал: "Я не думал о разврате, я его сочинял с любовью".

Дягилеву в фильме уделено не очень много внимания, хотя, считается, что Дягилев понимал Нижинского лучше его собственной жены. Потому  что Нижинский суть был танец. А Дягилев давал ему танцевать

Тут я бросила вести заметки, потому что уже не было никакой возможности оторваться от того, что на экране.

В фильме Джон Ноймайер много говорит о методах своей работы, о той гармонии, которую чувствует, соприкасаясь с творчеством Нижинского, о своей коллекции, о работе над Sacre  и о том, как реконструировал "Павильон Армиды" по фотографиям. В общем, фильм, друзья, что надо.

Нашла маленький кусочек финала балета и отрывков из  "Sacre" и "Павильона Армиды".

image Click to view



И один из финальных фрагментов в исполнении того же Отто Бубеничека.

image Click to view



Полную версию фильма, равно как и балетов Ноймайера мне сходу найти не удалось. Может, кто знает, где оно все лежит? Буду благодарна=))

Для справки
Довольно подробная биография Вацлава Фомича тут

Вацлав Нижинский, Театральный музей, Джон Ноймайер, Отто Бубеничек

Previous post Next post
Up