Оригинал взят у
roman_kyznecov в
"Борис Годунов" Грэма Вика, премьера Мариинского театра.Новую постановку "Бориса Годунова" в Мариинском театре ждали многие и долго. Анонсирование велось уже с начала сезона, а поскольку премьера открывала главный фестиваль Мариинки "Звёзды белых ночей", к тому же, в этом году, юбилейный, новая постановка оперы Мусоргского создавала особую значимость.
Очередную интерпретацию "большой руской оперы" представил выдающийся британский оперный режиссёр Грэм Вик. В Мариинке он уже ставил своё видение русской классики. Тогда это была "Война и мир" Прокофьева, которая быстро сошла с афише театра, из-за массивности постановке, как в техническом плане, так и во временном. Мало кто высиживал шесть часов. Нынешняя постановка Грэма Вика - "Борис Годунов" - в первой музыкальной редакции оперы 1869 года, в которой лишь семь картин и нету Польского акта и сцены под Кромами. В этой редакции принято ставить оперы без антракта. Так вышло и в этот раз: два с половиной часа действа без перерыва. Но и этот небольшой хронометраж для созерцания ценителей оперы и и любителей Мариинского театра, не повлиял на то, чтобы не уйти с премьеры не досидев до конца.
Новая постановка Мариинки оперы "Борис Годунов" (которая словно не даёт покоя театру: за несколько последних лет, труппа выдаёт всё новые и новые интерпретации этой "главной русской оперы"; то возобновления былого - легендарная постановка Андрея Тарковского, то новые версии известных режиссёров, которые через несколько показов убирают с афиши), про сегодня. Казалось бы невозможное, но действие оперы в постановке Грэма Вика происходит в наши дни - в XXI веке. Действие происходит на границе времён исчезновения с политической карты страны СССР и рождение новой России.
Надо сказать, что постановка очень смелая, особенно для заморского гостя. (Быть может от того и такая смелость в выборе концепции, что режиссёр не из России - терять нечего). А маэстру Валерия Гергиеву нужно отдать дожное за смелость пойти на подобный риск. Кто знает, как отреагигрует Кремль на подобный "выпад" театра обращённый к ниму, а то что реакция будет - однозначно. Это вам по-хлеще чем "Золотой петушок" Кирилла Серебренникова в Большом театре. Когда смотрел оперу, а я присутствовал на втором премьерном показе, несколько раз ловил себя на общих мотивах с постановкой Серебренникова: оба спектакля про тоже - про сегодняшнюю власть, только с разными подходами к злополучной и опасной теме. Постановка Грэма Вика таже политическая сатира, что и "Петушок" в Большом, только резанас может быть куда сильне и громогласнее.
Первые несколько картин мне была немыслимо видеть на сцене праславленого театра современные облики нашего бытия представляемые режиссёром-постановшиком в опере Мусоргского. Чёрный занавес, вместо брендового антрактного, открывает нам вид не на двор Новодевечьего монастыря, а на зал заседаний Верховного Совета из уже далёких 90-ых. Герб СССР валяющийся на полу, который видно только с ярусов (партер вряд-ли его видит , пока его не поднимают и не уносят), молниеносно переносит тебя в конкретную дату происходящего - свержения Союза. Многое, поначалу, мне казалось позорным и неуместным: Пимен, который пишет своё "Последнее сказание и летопись окончена моя..." на ноутбуке (!!!), появление хора и миманса в сегодяншних одеждах, какие-то тётки с челночными сумками устраивающие бабскую перепалку, наличие минтов и ОМОНа на сцене под гениальную музыку Мусоргского... Долго я не хотел это принимать, и мне было странно, что никто из зрителей не кричит "Позор!", "Вон со сцены!", как это было на "Руслане и Людмиле" Большого. Хотя, те кто присутствовал днём ранее, на самой премьере, говорят, что пару раз подобное всё же выкрикнули. На спектакле, который видел я, зритель в едином порыве некоторое время показывал своё отношение к представленному: первые три картины зал в едином порыве молчал - ни единого хлопка, глухая немая тишина, даже кашлей не было! После торжественной коронации, когда ты невольно поднимаешь ладоши, чтобы аплодировать музыке Мусоргского, тут же присекаешь себя: аплодировать ЭТОМУ кощунство! Дальшу - хуже! На сцене в место корчмы мы видим сцены, которые ассоциируют меня с последней работой Чернякова на сцене Большого в "Руслане и Людмиле". Корчма превращена в стриптиз-бар, а хозяйка корчмы - совладелица этого заведения, которая проверяет у местных шлюх размер груди, смотрит вены, не колиться ли та, которую будет сейчас предлагать для у тех... Боже! И всё это на открытие юбиленого фестиваля, на премьере такого знакового для русской оперы названия как "Борис Годунов", и снова шлюхи и современные герои на сцене. Зачем?!!!
Увидев это всё мне было странно, что зритель всё это видит и не выкрикивает своё недовольство. Только я забыл, что я не в Большом, а в Мариинке; в Питере зритель интелегентный - он молча встаёт и уходит. Так и случилось на первой паузе во время перемен декораций. Партер партиями стал пустеть. Со спектакля уходили целыми рядами, молча и тихо, представляя это зрелище тем, кому оно нравится. В тот самый момент я бросил взгляд на затылок Валерия Гергиева, который ожидал сигнала к продолжению, словно чувствовал, что за его спиной пустеет зрительный зал.
Однако скандальчик. Подобное событие впервые в истории театра. На открытие фестиваля, юбилейного фестиваля, который открывается знаковой премьерой - "оперой всех опер" на парславленой сцене, за пультом маэстро, на сцене звёзды Мариинки, и зритель уходит из зала!
Гергиев уже давно ведёт политику экспериментальных постановок. Так, из этих самых экспериментов мир узнал о Василие Бархатове, который поставил не мало названий в этом театре, среди которых были и провальными. Так опера "Отелло" в постановке Бархатова была исполнена всего лишь один раз. Современные постановки Дмитрия Чернякова "Сказание о невидимом граде Китеже" и "Жизнь за царя", также были созданы на сцене Мариинки, которые исчезли из афиши театра, но в следующем сезоне они сново будут возобновлены и уже включены в абонементы театра (что меня очень удивило). Гергиев приветствует экперименты и всегда даёт дорогу молодым. Но, в данном случае подобная премьера слишком рискованный шаг. Рискованный даже только лишь потому, что после такого спектакля, у театра, и лично Валерия Гергиева могут возникнуть проблемы, как с церковью, так и с самим Владимиром Путиным, довереным лицом которого был Валерий Гергиев.
Церкви одназначно не понравится то, что огромный иконостас, перед которым прошла "своеобразная", но всё же, коронация "нового царя", превращается в стриптиз-бар и при ликах святых, которые ни как не закрываются и часть их всё же видна, хозяйка корчмы, она же сутинёрша и владелится стриптиз бара, пытается соблазнить Гришку, откровенно лобзая и садясь на него сверху. Правда, подобное техническое решение перемены декорации, когда из под икон выезжают стены стриптиз бара можно воспринимать как театральная условность, с другой стороны, как связь между прямой продажностью главного храма страны под корпоративы и дни рождения, с развешиванием на ликах святых любых баннеров, что не раз уже освещалось в СМИ. Часть этой проблемы нравственности можно узреть в этой постановке тоже.
В этом спектакле вообще очень много трактовок и быть может скрытых раздумий и смыслов, на которые наталкивает зрителя Грэм Вик. В постановке видно, что режиссёр тщательно подготовился и изучил последние вехи истории нашего государства, про что и поставил оперу.
Те, кто уходил из зрительного зала - я был с ними солидарен, но всё же заставил себя просидеть до конца, и сделал правильный выбор. Только посмотрев постановку полностью, до конца, понимаешь всю мотивацию: зачем Пимен представлен с ноутбуком, почему сам Борис выглядет в обычных чёрных брюках на подтяжках, в белой офисной рубахе и одну из центральных арий "Достиг я высшей власти" поёт сидя в кожанном кресле спиной к залу. Хотя в этом спектакле много странного и неуместного, несочитающего с текстом и музыкой: например, Пимен бегает по сцени возмущаясь о убиенном царевиче, а после поёт "Подай костыль", и опираясь на него еле уходит со сцены. За чем же тебе кастыль, когда ты только что был резв и прыгучь, и вдруг еле уходишь опираясь на костыль?! И подных мелочей в постановке много. Главная победа этой постановке и то, почему Гергиев решился на подобную трактовку оперы, почему он решил поставить эту версию оперы, тем самым сделав её действительно ЗНАЧИМОЙ постановкой труппы, и быть может даже в истории русской оперы - это главная цель, которая написана кровью на стене зала советов в последней картире: "НАРОД ХОЧЕТ ПЕРЕМЕН!"
Постановка Вика сильнейшая, ярчайшая и кричащая политическая сатира, большого толка. Постановка выявляет волю и нужду народа, постановка о том самом народе, который не хочет и не может больше молчать и ХОЧЕТ ПЕРЕМЕН! Перемен на уровне власти, которая показана в опере именно такой, какая она сегодня. Причём в "Борисе Годунове" Грэма Вика затронуты и другие слои власти государства, которые против народа, и это показан очень остро и смело! Как знать, если бы не фестиваль, и премьера этой оперы прошла непосредственно перед выборами, то постановка приобрела бы ещё больший резонанс. Гергиев, немного "придержал конец", тем самым выиграв время! Премьерная дата была ограничено в рамках выпуска - открытие фестиваля - конец мая. Возможно, оно и спасло во многом руководителя Мариинского театра. Хотя, ещё не все галочки расставлены и не все звонки раздались после премьеры. Прямой разговор Путин - Гергиев по поводу премьеры ещё в переди.
Какой бы не была реакция власти, спектакль будет представлен ещё в июне, и уже числиться в абонементах следующего сезона. Спектакль однозначно будет привезён на гастроли в Первопристольную, как самая нашумевшая премьера сезона. Спектакль однозначно будет выдвинут на премию "Золотая маска", поскольку такого яркого "слова со сцены" за последния полвека, быть может опера ещё и не видывала!
Посмотрев спектакль до конца, я понял, что кричать "ПОЗОР!" нужно не театру, который лишь отображает действительность, а нам самим. Если сегодняшнее бытие так уродует классическое произведение, а классика, как известно, вечна, то уродлива не постановка, а наша жизнь. Мы привносим в церковь совремнные технологии, когда скоро при наведении смартфона на свечку, та будет загораться сама; мы разоряем своими деяниями нашу историю и достояние, которое складывалось непросто и веками, мы убиваем в себе всё человеческое, и стоит только ближниму захворать, мы уже делим его наследство. В этом уродстве и немыслимых поступках мы существуем и "варимся". А возмущение увиденному, говорит о том, что мы не воспринимаем своё существо со стороны - нам кажется это кощунственным, и мы тихо покидаем зал. Поймут ли это те, кому адресована постановка, те, кто в ответи за ВСЁ сегодня? Это воспрос №1, который ставит сегодня Мариинский театр, набравшись смелости ткунь власти МОРДОЙ В ГОВНО!