Про детское чтение

Jun 30, 2013 01:03

В последние месяцы я часто вступаю в беседы о детях и чтении. В школе, с друзьями, в интернете. Плюс ко мне - к маме читающего сына - обращаются за советом - как "расчитать" ребенка. И сама я с детства читающий человек, мне есть что сказать на эту тему:)
Приглашаю к разговору, напишите в комментариях ваши мысли по поводу:
- а так ли важно быть "читающим" человеком?
- вы сами читаете много и постоянно, когда зачитали, что на это повлияло
- что влияет на любовь к чтению у ребенка

Сразу оговорюсь, что не считаю любовь к чтению обязательным и важным качеством у ребенка-человека. Мой жизненный опыт показывает, что ничего страшного не случится, если человек вырастет и будет жить не прочитав всего багажа мировой и современной литературы. Чтение -
это только один из многих способов получения опыта, практического, эстетического, чувственного, но есть и другие способы.
И, на мой взгляд, книжная зависимость ничем не отличается от зависимости телевизионной, компьютерной, игровой, пищевой и алкогольной. Этот тот же отрыв от жизни, стремление насытиться чрезмерным употреблением.
Я за гармонию. Часто вижу, как родители боятся дать ребенку телефон, включить мультик или компьютерную игру, но читают вслух дошкольнику литературу для 10-14-летних детей.
Чтобы ребенок зачитал, у него должны быть интерес и силы на впитывание и обработку книжных образов.
Интерес можем взрастить мы, родители:
- читать самим, обсуждать прочитанное между взрослыми, делиться книгами с друзьями, пересказывать интересные ребенку места из своих книг;
- покупать, меняться с друзьями, брать в библиотеке хорошие детские книги, разных жанров и направлений, искать то, что понравится конкретно вашему ребенку. Кто-то любит сказки, кто-то короткие рассказы, кто-то комиксы (и это совсем не плохо! сейчас издают такие хорошие комиксы:) - найдите для ребенка "его" авторов и героев.
- читать вслух малышу перед сном, ездить вместе в книжный магазин и библиотеку, рассматривать новинки на сайтах издательств и книжных магазинов, участвовать в детских и семейных книжных мероприятиях, во время семейных поездок посещать места, связанные с детскими книгами (ферма Эмиля в Швеции, деревня муми-троллей в Финляндии)
- следить за качеством предлагаемых книг.
Мне этот пункт кажется очень важным, не стоит тратить силы и чувства ребенка на дрянные тексты, глупые стишки и никчемные иллюстрации. Даже если нам дарят такие книги, я их выкидываю, потому что и своих, и чужих детей хочу уберечь от книжного мусора, который клепают жадные до поживы издательства.
Следить за качеством это значит еще и подбирать литературу по возрасту и сфере интересов ребенка. Многие двухлетки с удовольствием слушают "Капитанскую дочку", а пятилетние "Властелина колец", сами они никогда не станут читать такие книги. Даже если умеют читать, даже если понимают смысл слов и целых предложений, им не понятны образы, которые кроются за этими текстами.
Родители, которые читают детям взрослые тексты, обычно ссылаются на Казиника, на необходимость совместного чтения как способ достижения близости с ребенком, на желание читать что-то, что будет интересно им самим.
Читать вслух можно и нужно ребенку любого возраста, это и вправду здорово сближает, раскрывает человеку иные горизонты и пласты текстов. Но, как мне кажется, ребенку старше 6-8 лет не нужно читать вслух толстые романы. Не может/не хочет прочитать сам, прочитает через 2-4-6 лет, никуда от него не убегут эти книги. А вот подсадить на аудиоспектакли в мамином исполнении - очень даже может быть.
Лично я вместе с восьмилетним сыном читаю вслух: книги на английском; стихи, как детские, так и серьезные взрослые; небольшие рассказы. И происходит это не часто.
Мне гораздо ближе идея обсуждения того, что читает ребенок, для этого приходится вечером просматривать/перечитывать/читать с нуля его книжку, но зато можно задавать вопросы, обращать внимание, дополнять. Сейчас Глеб читает "Таинственный остров" Ж.Верна, к слову я коротко и доступно рассказала ему историю войны за независимость в США, причем оказалось, что истории всех первых президентов он уже знает из книг про Томеков. Которые я прочитать не смогла, больно занудными показались они мне:)
Про интерес я высказалась, теперь про силы на чтение.
Чтобы ребенок читал, воспринимал, сопереживал, участвовал, представлял - нужны силы. Это только кажется, что он сидит и болтает ногами в кресле. Он жарит утку вместе с маленькими дикарями, прыгает с горы с Тоней Глимердалл, спит в одной комнате с папой, мамой, бабушкой и восемью детьми:)
Причем силы эти нужны не только на чтение, но и на пристойное поведение, внешкольные занятия, уроки, еду и движение. Ко мне на йогу часто приходили дети, уставшие от сада-школы и трех кружков каждый день, им очень нравилась йога, но они просто лежали на ковриках и первую часть занятия не могли даже пошевелиться.
Поэтому если ребенок не читает, возможно, силы ушли на что-то другое?
- любая зависимость опустошает, человек сидит с книжкой, а мысли его бегут по экрану компьютера, руки пишут смску
- даже если не зависимость, а просто текущий интерес к игре может отвлечь ребенка от чтения. И лично я не вижу ничего страшного в том, чтобы иногда запоем читать, иногда играть в планшет, пока не пройдешь игру до конца, а иногда смотреть фильмы до позднего вечера. А иногда ездить-гулять-играть и даже не прикасаться к любым информационным носителям. Я и сама так люблю делать.
- физическая и эмоциональная усталость лишают восприятие живости и свежести. Если ребенок тратит много времени на кружки, дорогу, пробки, он не в радость себе находится в людном коллективе, не требуйте от него чтения сложных текстов. Пусть посмотрит книги с картинками и небольшими подписями, для него это уже - работа на осмысление и восприятие.
- насыщенная «просто жизнь». Я давно замечаю, что летом в хорошую погоду у ребенка не остается времени на чтение:) Он играет в футбол, ездит на велосипеде, бегает в казаков-разбойников, плавает в озере. Вечером пьет молоко, едва добредает до постели и засыпает. Максимум на что его хватает - послушать, как я читаю младшему что-то малышовое.
И если хорошая погода продлится месяц, скорее всего целый месяц он будет читать по чуть-чуть. Но стоит начаться дождям, как толстая книжка закончится за пару дней, он начнет перебирать книжный шкаф, искать что-то новое. А у меня уже готова целая полка, на его текущий интерес и возраст: Даррелл, Сетон-Томпсон, Успенский, Олеша.

мысли, книги, социум

Previous post Next post
Up