НА ВЕРТОЛЁТЕ ИЗ КОСТРОМЫ В ЮРЬЕВЕЦ

Sep 23, 2013 12:34









В советское время в стране в большом количестве присутствовала местная авиация. Как и дальняя, местная авиация дотировалась государством, и поэтому авиабилеты были более чем доступны для населения, их стоимость была сопоставима со стоимостью автобуса или поезда. Можно сказать, что развитая сеть местных авиалиний в большой степени компенсировала для населения плохое качество, а порой и полное отсутствие дорог. После краха Советского союза дотации как малой, так средней и дальней авиации по большей части прекратились, в результате чего малая пассажирская авиация осталась в регионах, где авиатранспорту нет альтернативы (Сибирь, Дальний Восток), не выдержав конкуренции с наземным транспортом; количество пассажиров средней и дальней авиации значительно снизилось. Единственный регион Центральной России, где остались местные пассажирские авиалинии - это Костромская область; они там по прежнему дотируются, в результате чего стоимость авиабилетов до сих пор вполне сопоставима со стоимостью билетов на автобус.





В Костромской области существует несколько местных авиарейсов, выполняемых из костромского аэропорта Сокеркино; они соединяют региональный центр с отдалёнными районами области, где с дорогами или плохо, или никак. Некоторые авиалинии обслуживаются самолётами (Ан-2), некоторые вертолётами (Ми-2). На последнем нам и посчастливилось прокатиться.
Мы летели по маршруту Кострома-Юрьевец, соединяющему Кострому с двумя районными центрами Ивановской области (конечная - Юрьевец и промежуточная остановка в Кинешме). На первый взгляд это может показаться странным и нерациональным, но по дороге вертолёт садится в двух отдалённых деревнях, расположенных на юге Костромской области (Ведрово и Нежитино). Длина маршрута - около 150 километров, он пролегает с запада на восток, трассировка в целом параллельна Волге.



Собственно, воздушные ворота Костромы - аэропорт Сокеркино:





Несмотря на небольшие размеры аэропорта, в нём оказался и паспортный контроль, и сканер для багажа.
Вид из окна аэропорта:





Этот самолёт обслуживает самую длинную внутрирегиональную линию области - из Костромы в дальнее северо-восточное село Боговарово (более 400 км). Впрочем, сейчас из-за аварийного состояния ВПП в Боговарово рейс сокращён до города Шарья.
Взлетаем:





Для меня было неожиданностью, что вертолёт будет взлетать как самолёт - сначала долго и медленно едет до взлётно-посадочной полосы, потом разгоняется, набирает скорость, и постепенно отрывается от земли.
Взлетели. Южнее остаются восточные окраины Костромы:





В левой части кадра - Костромская ТЭЦ-2
После Костромы места довольно обжитые.





Поля вперемешку с заброшенными торфоразработками.





Очень скоро почти все поля тоже становятся заброшенными, становится больше леса.
Немногочисленные живые деревни похожи на оазисы в южной тайге:





Где-то на границе Костромской и Ивановской областей:





Обычная картина для российского Нечерноземья и Севера, стоит лишь отъехать на 50-150 километров от областного центра, в зависимости от его размера.
Довольно быстро стало ясно, что вертолёт - это не совсем самолёт, особенно такой вертолёт, как Ми-2. Очень шумно (после полёта пару дней плохо слышал), воняет керосином, трясёт и даже укачивает, как будто ты не летишь, а едешь по дороге. Но всё равно - море удовольствия.
Ориентируются два пилота по GPS, который довольно дико смотрится в вертолёте 1960-х годов:









Высота полёта - не более пары сотен метров, ниже облачности, скорость примерно как у автомобиля на хорошей дороге, так что местность просматривается отлично.
Ближе к Волге местность заметно оживляется.
Пересекаем границу облачности, такое ощущение, что циклон стоит на месте.
Вот и Волга:





Вид на город Наволоки с непременным для Ивановской области текстильным предприятием:





Западные окраины Кинешмы и строившийся 17 лет Кинешемский мост:





Старинный верхневолжский город Кинешма:





Кинешма и город-спутник Заволжск:





В Кинешме аэропорт оказался просто полем на краю города. По моему, вертолёт Кострома-Юрьевец - единственное, что туда прилетает. Садимся, половина пассажиров вертолёта (3 из 6) выходит. Мотор не заглушается, вертолёт снова взлетает.
Снова пересекаем Волгу, опять оказываемся на границе Костромской и Ивановской областей.
Глухие бескрайние леса:





На берегу одного из северных волжских притоков находится посёлок Красногорский, относящийся к Ивановской области:





Вертолёт садится чуть дальше, в деревне Ведрово, но остановка почему-то всё равно называется Красногорский.
Сельский аэропорт, встречающие - такое ощущение, что полдеревни:





Ещё немного летим на восток.
Опять Волга:





Деревня Лубяны и река Нёмда:





Снова попадаются поля, порой даже обработанные.
Вдоль крупных на плодородных пойменных почвах полосами лежат обжитые земли:





Вертолёт делает посадку в селе Нежитино на берегу большой реки Унжа - в крайнем восточном пункте маршрута.









После Нежитина следует резкий поворот на юго-запад, мы в третий раз пересекаем Волгу (Горьковское водохранилище) как раз в том месте, где река меняет восточное направление течения на южное.





Делаем большой круг над городом Юрьевец, облетая его с юга.





Центр города:





Чуть ниже небольшой церкви в левой части кадра за деревьями виден дом, где в эвакуации с матерью и сестрой во время войны в эвакуации жил Андрей Тарковский.
Юрьевецкий аэропорт - самый серьёзный на нашем пути после костромского:







Костромская область, Ивановская область, Россия, Центр, 2013, Кругостранка-2013, вертолёт, июль, авиация

Previous post Next post
Up