![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5012/15867844.3f/0_e1797_69abdb64_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9164/15867844.3f/0_e1a4f_229d8715_XL.jpg)
В советское время в стране в большом количестве присутствовала местная авиация. Как и дальняя, местная авиация дотировалась государством, и поэтому авиабилеты были более чем доступны для населения, их стоимость была сопоставима со стоимостью автобуса или поезда. Можно сказать, что развитая сеть местных авиалиний в большой степени компенсировала для населения плохое качество, а порой и полное отсутствие дорог. После краха Советского союза дотации как малой, так средней и дальней авиации по большей части прекратились, в результате чего малая пассажирская авиация осталась в регионах, где авиатранспорту нет альтернативы (Сибирь, Дальний Восток), не выдержав конкуренции с наземным транспортом; количество пассажиров средней и дальней авиации значительно снизилось. Единственный регион Центральной России, где остались местные пассажирские авиалинии - это Костромская область; они там по прежнему дотируются, в результате чего стоимость авиабилетов до сих пор вполне сопоставима со стоимостью билетов на автобус.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/15867844.3f/0_e17ad_f2caa3c3_XL.jpg)
В Костромской области существует несколько местных авиарейсов, выполняемых из костромского аэропорта Сокеркино; они соединяют региональный центр с отдалёнными районами области, где с дорогами или плохо, или никак. Некоторые авиалинии обслуживаются самолётами (Ан-2), некоторые вертолётами (Ми-2). На последнем нам и посчастливилось прокатиться.
Мы летели по маршруту Кострома-Юрьевец, соединяющему Кострому с двумя районными центрами Ивановской области (конечная - Юрьевец и промежуточная остановка в Кинешме). На первый взгляд это может показаться странным и нерациональным, но по дороге вертолёт садится в двух отдалённых деревнях, расположенных на юге Костромской области (Ведрово и Нежитино). Длина маршрута - около 150 километров, он пролегает с запада на восток, трассировка в целом параллельна Волге.
Собственно, воздушные ворота Костромы - аэропорт Сокеркино:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/15867844.3e/0_e1788_714347ed_XL.jpg)
Несмотря на небольшие размеры аэропорта, в нём оказался и паспортный контроль, и сканер для багажа.
Вид из окна аэропорта:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6705/15867844.3e/0_e178b_7412f7b_XL.jpg)
Этот самолёт обслуживает самую длинную внутрирегиональную линию области - из Костромы в дальнее северо-восточное село Боговарово (более 400 км). Впрочем, сейчас из-за аварийного состояния ВПП в Боговарово рейс сокращён до города Шарья.
Взлетаем:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5011/15867844.3e/0_e178d_a2e02c3_XL.jpg)
Для меня было неожиданностью, что вертолёт будет взлетать как самолёт - сначала долго и медленно едет до взлётно-посадочной полосы, потом разгоняется, набирает скорость, и постепенно отрывается от земли.
Взлетели. Южнее остаются восточные окраины Костромы:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/15867844.3e/0_e178f_19e7ce24_XL.jpg)
В левой части кадра - Костромская ТЭЦ-2
После Костромы места довольно обжитые.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/15867844.3e/0_e1790_84e84ef2_XL.jpg)
Поля вперемешку с заброшенными торфоразработками.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9300/15867844.3e/0_e1791_aa726f11_XL.jpg)
Очень скоро почти все поля тоже становятся заброшенными, становится больше леса.
Немногочисленные живые деревни похожи на оазисы в южной тайге:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6705/15867844.3f/0_e1796_ab6116f9_XL.jpg)
Где-то на границе Костромской и Ивановской областей:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9348/15867844.3e/0_e1792_dd45ec6b_XL.jpg)
Обычная картина для российского Нечерноземья и Севера, стоит лишь отъехать на 50-150 километров от областного центра, в зависимости от его размера.
Довольно быстро стало ясно, что вертолёт - это не совсем самолёт, особенно такой вертолёт, как Ми-2. Очень шумно (после полёта пару дней плохо слышал), воняет керосином, трясёт и даже укачивает, как будто ты не летишь, а едешь по дороге. Но всё равно - море удовольствия.
Ориентируются два пилота по GPS, который довольно дико смотрится в вертолёте 1960-х годов:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9165/15867844.3f/0_e1793_eb02fcf0_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9061/15867844.3f/0_e1794_913f235c_XL.jpg)
Высота полёта - не более пары сотен метров, ниже облачности, скорость примерно как у автомобиля на хорошей дороге, так что местность просматривается отлично.
Ближе к Волге местность заметно оживляется.
Пересекаем границу облачности, такое ощущение, что циклон стоит на месте.
Вот и Волга:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9359/15867844.3f/0_e1798_de6fda33_XL.jpg)
Вид на город Наволоки с непременным для Ивановской области текстильным предприятием:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6714/15867844.3f/0_e1799_be69a958_XL.jpg)
Западные окраины Кинешмы и строившийся 17 лет Кинешемский мост:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9347/15867844.3f/0_e179a_1ab2978c_XL.jpg)
Старинный верхневолжский город Кинешма:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/15867844.3f/0_e179e_b87f4e45_XL.jpg)
Кинешма и город-спутник Заволжск:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/15867844.3f/0_e179d_7c28b22a_XL.jpg)
В Кинешме аэропорт оказался просто полем на краю города. По моему, вертолёт Кострома-Юрьевец - единственное, что туда прилетает. Садимся, половина пассажиров вертолёта (3 из 6) выходит. Мотор не заглушается, вертолёт снова взлетает.
Снова пересекаем Волгу, опять оказываемся на границе Костромской и Ивановской областей.
Глухие бескрайние леса:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9501/15867844.3f/0_e179f_a5ddd442_XL.jpg)
На берегу одного из северных волжских притоков находится посёлок Красногорский, относящийся к Ивановской области:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9109/15867844.3f/0_e17a0_49df7306_XL.jpg)
Вертолёт садится чуть дальше, в деревне Ведрово, но остановка почему-то всё равно называется Красногорский.
Сельский аэропорт, встречающие - такое ощущение, что полдеревни:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/15867844.3f/0_e17a1_a0187409_XL.jpg)
Ещё немного летим на восток.
Опять Волга:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/15867844.3f/0_e17a2_b7480280_XL.jpg)
Деревня Лубяны и река Нёмда:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5010/15867844.3f/0_e17a3_62e2d053_XL.jpg)
Снова попадаются поля, порой даже обработанные.
Вдоль крупных на плодородных пойменных почвах полосами лежат обжитые земли:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/15867844.3f/0_e17a7_c1a09820_XL.jpg)
Вертолёт делает посадку в селе Нежитино на берегу большой реки Унжа - в крайнем восточном пункте маршрута.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/15867844.3f/0_e17a4_61bdcfc_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6705/15867844.3f/0_e17a5_8c188e33_XL.jpg)
После Нежитина следует резкий поворот на юго-запад, мы в третий раз пересекаем Волгу (Горьковское водохранилище) как раз в том месте, где река меняет восточное направление течения на южное.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6713/15867844.3f/0_e17a6_3507c404_XL.jpg)
Делаем большой круг над городом Юрьевец, облетая его с юга.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9252/15867844.3f/0_e17ab_8a977198_XL.jpg)
Центр города:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9150/15867844.3f/0_e17a9_35758088_XL.jpg)
Чуть ниже небольшой церкви в левой части кадра за деревьями виден дом, где в эвакуации с матерью и сестрой во время войны в эвакуации жил Андрей Тарковский.
Юрьевецкий аэропорт - самый серьёзный на нашем пути после костромского:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9504/15867844.3f/0_e17ac_6ca3067_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9508/15867844.3f/0_e17ae_8aaf85f_XL.jpg)