Государство "рабочих и крестьян", Советский Союз, заявлявший себя как "бесклассовое общество", был на самом деле обществом с заметным внутренним расслоением.
Может и не сословным, как Российская империя, но различия между социальными слоями там были даже больше, чем мы привыкли в современном российском обществе. Подобны этим классовым различиям были различия между городами: были города "обычные", были индустриальные, были индустриальные с важными предприятиями, были наукограды, были региональные, республиканские, союзные центры, Москва и Ленинград.
3.
(отсюда) В повседневной жизни эти различия выражались прежде всего в снабжении: недаром отправлялись в столицу "колбасные электрички", но и на уровне проектирования, строительства, благоустройства подход к этим категориям городов был разным.
4а.
(отсюда) 4б.
(отсюда) Столицам, наукоградам, крупным промышленным центрам доставались лучшие здания и планировочные решения, в то время как какой-нибудь райцентр мог за все советские десятилетия только и получить что железобетонное здание райкома (впрочем, не всегда это было плохо).
5а.
5б.
В чём-то в самом выгодном положении оказались именно наукограды: оставаясь небольшими и экологически чистыми, они получали внимание архитекторов и планировщиков, сопоставимое со столичными городами.
6.
(отсюда) Вплотную к категории "наукограды" приближались атомные города, построенные при атомных электростанциях.
7.
(отсюда) Формально относясь к числу "энергетических городов", которые в урбанистической советской "табели о рангах" были на среднем уровне, примерно как индустриальные города, по сути атомограды были скорее как наукограды: такой технологичной, капиталоёмкой и наукоёмкой отраслью является атомная энергетика.
8.
А атомная энергия, такая пугающая после Чернобыля и Фукусима, при нормальной эксплуатации и отсутствии аварий оказывается гораздо экологические и безопаснее, чем любая другая электроэнергия из невозобновляемых источников.
9.
(отсюда) Курская АЭС - далеко не самая первая в СССР, но город именно при этой станции был назван в честь знаменитого физика, одного из отцов советского атомного проекта, Игоря Курчатова.
10.
Хотя Курчатов не дожил до строительства первого города своего имени и, соответственно, никогда в нём не был.
10а.
(отсюда) Курчатов - не самый впечатляющий или большой советский атомоград, но он приятен и цивилен, особенно в окружении курской сельской глубинки.
11.
Приятный аспект любого города при АЭС - это большой водоём, вода из которого используется для охлаждения реакторов.
12.
В приморских регионах это может быть море, на севере - одно из многочисленных озёр, на Дону и Волге используются многочисленные водохранилища, ну а в небогатом водными ресурсами Центральном Черноземье пришлось организовывать собственное небольшое водохранилище.
13.
Курская атомная электростанция стоит у западного берега этого водоёма, а город вытянулся вдоль южного берега.
14.
Местная АЭС - не только не самая старая, но и не самая мощная в России (2 гВт - 5-е место, примерно в середине списка), особенно после остановки двух из четырёх энергоблоков в последние годы.
15.
Курчатов - город совсем молодой, он строился в 1960-е-1970-е годы вместе с электростанцией, и здесь, прямо как где-нибудь в Заполярье, совсем мало частного сектора.
16.
Поэтому Курчатов компактен: при 40-тысячном населении он достигает нескольких километров в длину (с запада на восток) и менее чем километра в ширину (с севера на юг).
17а.
17б.
В целом, несколько курчатовских микрорайонов зажаты между берегом водохранилища на севере и железной дорогой на юге, вдоль которой проходит и основная автодорога.
18.
Железная дорога, на которой стоит город - это когда-то была магистраль Москва - Курск - Киев, действовавшая до строительства в самом конце XIX века прямой линии Москва - Брянск - Киев.
19.
В Киев и вообще на Украину здесь уже давно ничего не ходит, курсируют только относительно частые пригородные до Льгова, Глушково, Лукашёвки, Михайловского Рудника (город Железногорск).
20.
Относительно частые - это до 6 пар в сутки; этого явно мало для связи крупнейшего курского пригорода с региональным центром, и местные в основном пользуются маршрутками.
21.
Эти маршрутки
Курск - Курчатов являют собой резкий контраст с общественным транспортом обоих городов, где уже какое-то время всё реформировали и маршрутки встречаются нечасто, а за главных выступают пусть и не всегда большие, но настоящие автобусы.
22.
Отдельное произведение транспортного искусства - это остановки в городе Курчатове, где табло с указанием времени до прибытия автобуса встроено прямо в остановку, и оно по размерам как средний плазменный экран.
23.
В хвалёной Москве, например, такого не увидишь.
Впрочем, остановки - это далеко не единственное приятное, что можно увидеть в курском атомограде.
24а.
24б.
Курчатов строится уже в брежневские времена, и, несмотря на неофициальный статус "атомного города" что-то получше типовых панелек здесь появилось уже в основном после 1991 года.
25а.
25б.
Хотя серых панельных домов в городе и сейчас хватает.
26.
Но площадь с Домом культуры, универмагом, памятником Курчатову и выходящим на неё бульваром Коммунистического проспекта смотрится очень достойно.
27а.
Впрочем, построено это всё тоже было в основном уже в российское время.
27б.
В своём роде не хуже какой-нибудь подмосковной Дубны - при том, что Дубну успели украсить послевоенным неоклассицизмом.
28а.
28б.
28в.
Мало что от любого места в городе до воды не больше 1 километра, тут ещё есть вдающийся меж микрорайонов залив, который ещё больше увеличивает длину береговой линии.
29а.
29б.
Курчатов использует выгоды своего положения на берегу самого большого водоёма Курской области.
29в.
Так, в восточной части города на месте пустыря не так давно был разбит парк "Тёплый Берег".
30а.
30б.
Но с приходом Большого Благоустройства в российскую провинцию здесь сделали экотропу на деревянных досках.
31а.
31б.
Понаставили арт-объектов и малых архитектурных форм в районе пляжа.
32а.
32б.
В общем, превратили "Тёплый Берег" в главную достопримечательность Курчатова и в одну из главных урбанистических достопримечательностей всей Курской области.
33.