Где-где? В Караганде!
4.
"Да не смотри ты на эту херню, иди вон лучше туда, там таакие дома красивые!"
5а.
5б.
Так обратился ко мне карагандинец с красным носом - русский, что характерно - когда я любовался единственным на всю Караганду напоминанием о том, что составило такую славу этому городу.
Власти суровой шахтёрской столицы Казахстана явно не понимают, зачем в их городе надо увековечивать чествовать эту звёздную фразу (да что там фразу - целый диалог), которая сделала для россиян и других русскоязычных Караганду если не самым известным городом
Казахстана, то одним из.
6.
Поэтому вместо них пришлось действовать местному предпринимателю, который поставил на территории своего заведения этот бесхитростный памятник - "эту херню", как выразился местный.
Новое звучание эта фраза приобрела в период мобилизации в России, когда в одном злободневном анекдоте какой-то релокант так ответил на звонок из военкомата.
7.
То, что мой собеседник около памятника был русским - это характерно не потому, что его красный нос выдавал его вредные привычки. А потому, что в Караганде, расположенной в центре Казахстана, по-прежнему живёт много русских, их тут до трети от полумиллионного населения города.
8.
Примерно такая же доля русских - в
Алма-Ате и
Павлодаре.
9.
А среди крупных казахстанских городов бо́льшую часть населения, чем в Караганде, этот народ составляет только в расположенных близко к российской границе
Петропавловске и
Усть-Каменогорске.
10.
Дело в том, что Караганда - центр хоть и потерявшего часть былой мощи, но всё ещё крупного промышленного района, который создавался посреди сухой степи, во многом с нуля.
11.
(отсюда) Нет, ну то есть был ещё дореволюционный задел, но основная масса шахт и заводов были построены в советское время, а такие объекты притягивали к себе население со всего Союза, и прежде всего население славянское.
Советский Казахстан после голода и репрессий 1930-х вообще был хорошо если наполовину казахским, и преимущественно русские Алма-Ата и Караганда были его крупнейшими городами.
12.
С приходом независимости Караганда с её угольной отраслью, которая испытывала определённые проблемы уже в советское время, стала старопромышленным городом, и людей тут стало жить в полтора раза меньше.
13.
Теперь Караганда - не второй, и даже не четвёртый по величине город страны.
14.
Вперёд вырвались не только столичная
Астана с Чимкентом, но и
Актюбинск.
15.
Здесь под Карагандой я подразумеваю не только саму Караганду, но и её города-спутники от Темиртау до Абая, которые, как это часто бывает в угольных бассейнах, образуют плотное скопление-агломерацию.
16.
Приехав в Караганду морозным ноябрьским утром на
"Тулпаре" из
Алма-Аты, я ожидал увидеть что-то довольно печальное.
17.
Что-то вроде
Экибастуза с его безжалостно прямыми проспектами, панельками, грязной индустрией и отсутствием настоящей городской атмосферы.
18.
Но Караганда - по крайней мере в центре - оказалась гораздо более приятным городом.
19.
Видимо, к 1990-м она стала слишком большой и развитой, чтобы просто так взять и деградировать до уровня рядового моногорода.
20а.
20б.
20в.
20г.
20д.
Центр города - это прежде всего центральный проспект Бухар-Жырау, и прилегающий район.
21а
Да, топонимика здесь была гораздо больше дерусифицирована, чем в
Алма-Ате.
22.
Зато никуда не делся советский мемориал в память о Великой Отечественной, и парк, где находится мемориал, тут имеет совершенно российское название (60-летия Победы).
23.
Бухар-жырау был акыном (поэтом) и советником великого казахского хана Абылая.
24.
(отсюда) А раньше главная улица города была Советским проспектом.
25.
Как и полагается в городе, который активно строился в послевоенные годы, историческая архитектура, парадная застройка центра Караганды - это сталинский ампир.
26.
По этому стилю "угольная столица" занимает одно из первых мест в
Казахстане.
27.
Его можно увидеть вдоль бывшего Советского проспекта, на площадях, которые буквально нанизаны на главную городскую магистраль.
28.
Главная из них - это площадь, украшенная монументом "Шахтёрская слава", народное название которого - "как русский казаха обманул".
29а.
29б.
Рискну предположить, что эта площадь называется площадью Шахтёров.
30.
Кроме монумента Шахтёрской славы, она ещё украшена сталиансом: здесь есть роскошный Дворец культуры горняков и не такой роскошный, но тоже достойно выглядящий Почтамт.
31а.
31б.
Даже больше, чем на центральном проспекте, сталинского ампира в кварталах восточнее.
32.
Проспект, парадную магистраль, продолжали оформлять и застраивать и в брежневские времена, а в стороне от него всё сохранялось лучше.
33а.
33б.
Особенно уютен проспект Назарбаева, когда-то носивший более подходящее для него имя "бульвар Мира".
34а.
34б.
Приятно пройтись и по улице Абая (бывшая Ленина).
35а.
35б.
Но самая квинтэссенция карагандинского неоклассицизма - это площадь Гагарина.
36а.
36б.
Памятник первому космонавту на ней, тем не менее, самый что ни на есть модернистский.
37.
Что-то среднее между московскими памятниками
Гагарину и
Покорителям Космоса.
38.
Поворотясь спиной к Гагарину, стоит в том же сквере памятник классику казахстанской литературы Абаю Кунанбаеву (можно увидеть и на Чистых в Москве):
39а.
39б.
Есть в этой части города и свой парк, имеющий не самое обычное для Казахстана посвящение (имени 60-летия Победы).
40.
Где-то здесь же - местный краеведческий, он новый, но не очень информативный и меня скорее разочаровал.
41.
Памятник советскому немцу Генриху Фогелеру, сосланному в эти края во время Великой Отечественной и быстро умершему тут - напоминание о мрачном лагерном и ссыльном прошлом Центрального Казахстана.
42.
Немного в стороне от центра, где-то в километре южнее расположен городской вокзал, железнодорожная станция Караганда-Пассажирская.
43.
Здание вокзала - тоже послевоенный неоклассицизм.
44а.
44б.
Но самое красивое в нём - всё же не снаружи, а внутри.
45а.
45б.
45в.
Центральный Казахстан, в отличие от Алма-Аты и большей части Казахстана, ещё в советское время мог похвастаться развитым пригородным железнодорожным сообщением.
46.
Кое-что от него осталось и сейчас: из Караганды на электричке можно уехать не только по магистральным линиям в сторону Астаны и Балхаша/Алма-Аты, но и по местной ветке до Темиртау.
47.
Но, если по пригородным поездам Караганда со своими парами впереди Казахстана всего, то по дальним местный
железнодорожный узел немного отстаёт от самых загруженных станций страны.
48.
В сутки через Караганду-Пассажирскую проходит около 27 пар дальних поездов.
49.
Большого целостного центрального ансамбля в неоклассическом стиле в Караганде не получилось, тут и там можно видеть здания позднесоветского времени.
50.
Они тут не так оригинальны, как в Алма-Ате, в них меньше брутализма.
51.
Но некоторые из них хороши.
Особенно хорошо получился ансамбль по проспекту Нуркена Абдирова, который открывается скульптурой самого лётчика Абдирова.
52.
Он расположился недалеко от пересечения с центральным проспектом Бухар-Жырау.
А вот брежневская застройка самого центрального проспекта - это в основном невзрачный функционализм, и даже местный акимат (администрация) не радует.
53.
Зато какие мозаики!
54а.
54б.
И немного казахстанского колорита:
55.
Встречаются и такие необычные сооружения:
56.
Визуально очень простая, унылая коробка автовокзала балансирует неоклассическое здание железнодорожного вокзала по соседству.
57.
Ещё нельзя не отметить площадь у Художественного музея.
58.
Целый комплекс домов, в народе "Гармошка", выстроились лесенкой и несут на себе вот такую советскую надпись:
59.
Впрочем, основное пространство площади давно уже занято стеклянной пирамидой торгового центра, которая закрыла вид на собственно художественный музей.
60.
Вообще, как во многих старопромышленных городах, которые столкнулись с упадком промышленности и частично деиндустриализировались, торговля в Караганде бьёт ключом.
61.
Не только на площади у художественного музея, на всём центральном участке проспекта Бухар-Жырау тут и там видны магазины и торговые центры.
62.
Самый главный из них - ЦУМ, прямо как в старые времена.
Есть в Караганде и примеры современной казахстанской разновидности "тюркского стиля", которые так широко представлены в
соседней Астане.
63.
Ещё Караганда примечательна своим обширным Центральным парком с большим прудом.
64.
65.
Он не так уютен, как парк 60-летия Победы, но зато действительно велик.
66.
Пруд должен быть особенно приятен жарким летом.
67а.
67б.
67в.
Жёсткость местного континентального климата, сухого, с жарким летом и довольно холодной зимой, чувствуется в том числе и по деревьям парка: они невысоки, а местами довольно редки.
По берегам пруда - скульптурные композиции, порой весьма оригинальные.
68а.
68б.
68в.
Ну а что уголь, что шахты, можете спросить вы?
69а.
\
69б.
В центре Караганды градообразующая отрасль чувствуется только по памятникам и некоторым топонимам.
70.
Но стоит только выехать на открытое пространство между городских районов - и сразу увидишь хотя бы один террикон, отвал из выращенной из-под земли породы, и копры, и дымящие трубы.
71.
Хотя сейчас функционируют только две шахты, одна из которых (имени Костенко) недавно стала известна благодаря крупнейшей в истории Казахстана техногенной аварии.
72.
Как уже было сказано выше, шахтёрские городские агломерации - это крупнейшие скопления городов, большая часть которых приурочены к конкретным шахтам и предприятиям. Но нередко и крупные шахтёрские города представляют собой такие мини-агломерации, состоящие из не очень связанных друг с другом районе, рыхлые по структуре и разбросанные по немалой территории.
73.
Так и Караганда, многие из окраин которой - это отдалённые районы, которые можно принять за отдельные посёлки и даже города.
74.
Говорят, что там можно найти даже больше интересного, чем в окрестностях центрального проспекта Бухар-Жырау, особенно в так называемом "Старом Городе", расположенном в нескольких километрах северо-восточной нынешнего городского центра. Но я туда не добрался к сожалению.
Какой же транспорт связывает между собой отдельные части этого обширного и всё ещё довольно населённого города?
В советское время здесь был и трамвай, и троллейбус; Караганда была вторым после Алма-Аты казахстанским городом, где функционировали оба вида наземного электротранспорта.
75.
(отсюда) Но трамвай, занимавшийся прежде всего подвозом к шахтам, приказал долго жить ещё в 1997 году.
75а.
(отсюда) А троллейбус, курсировавший по основным жилым районам города, остановился в конце 2000-х годов.
75б.
(отсюда) 76.
Сейчас остались только автобусы.
77а.
77б.
Но, как мне показалось, местная автобусная система функционирует неплохо.
78.
Хотя в пригородный автобус на
Темиртау я еле влез.
79.