Ферганская долина, почти всю свою историю бывшая окраиной
среднеазиатского мира, была и остаётся довольно децентрализованным местом.
1.
Перед приходом русских в эти края возвысился
Коканд, ставший ханской столицей.
2а.
2б.
(отсюда) Но потом другие центры силы обогнали или хотя бы поравнялись с ним, и сейчас Долина - это 3 области и 5 крупных городов, и это если не говорить о киргизской части ближе к горам (3 области, 2 крупных города).
3а.
3б.
В узбекистанских областях Ферганской долины выделяются
Андижан с
Наманганом, конкурирующие за звание третьего города страны, но зато в Ферганской области есть целых три крупных города. Один из них - бывшая ханская столица
Коканд, самый первый в регионе по историческим достопримечательностям, другой - бывший "генеральский город"
Фергана, построенный с нуля как опора русской власти на самой нерусской земле, ну а третий - Маргилан, "железнодорожный аванпорт" Ферганы и центр древнего ремесла Долины, производства шёлка.
4а.
(отсюда) 4б.
4в.
Узбекский Маргилан и когда-то русская Фергана образуют не самую редкую для Средней Азии двойную систему, где первый элемент - крупный административный центр, большой город, а второй - транспортный (прежде всего железнодорожный) узел.
5.
Только в паре Маргилан-Фергана царит нетипичное равноправие: Маргилан, второй после Коканда узбекистанский райцентр, лишь в полтора раза уступает областному центру по размеру.
6.
Со своими 200 тысячами населения этот город оказывается больше даже некоторых региональных центров Узбекистана.
6а.
6б.
Впрочем, вплоть до середины прошлого века Фергана и вовсе была меньше Маргилана.
7.
Нынешнюю
Фергану, собственно, изначально и назвали "Новым Маргиланом".
8.
(отсюда) Пожалуй, внешне Маргилан - самый невзрачный из крупных городов Ферганской долины.
9.
И если
Наманган - это "Долина на максималках", то Маргилан - это такая усреднённая Долина.
9б.
9в.
Центральный перекрёсток с базаром и мечетью, с многочисленными "микро-микроавтобусами"-"дамасами", заполненные людьми и торговлей тротуары центральных улиц, запутанная планировка и монотонная застройка остальных кварталов, разнообразие в которую вносят лишь небольшие мечети.
10а.
Самое красочное и радующее глаз - это конечно же базар.
10б.
10в.
А в прилегающих кварталах можно найти буквально парочку атмосферных закоулков.
10в.
И ещё немного в стороне есть новенький парк.
11а.
У него не самое обычное для Средней Азии посвящение - "парк Творчества".
11б.
11в.
Но Маргилан всё же нельзя назвать скучным: так, здесь можно посетить шелкоткацкую фабрику Ёдгорлык, где до сих пор по старинке (частично - как в советское, частично - как в досоветское время) изготавливают шёлковое полотно, которое когда-то было самой дорогой тканью в мире.
12а.
12б.
12в.
В Китае долго удавалось сохранить секрет изготовления шёлка в тайне, и одно из первых мест за границами Поднебесной, где освоили его производство - это как раз Ферганская долина.
12г.
12д.
И до сих пор, кстати, Узбекистан по производству шёлка
уступает только Китаю и Индии - на порядок, правда.
12е.
12ж.
12з.
Заодно здесь ткут ковры.
13а.
13б.
Под руководством персидского мастера.
14.
У Маргилана есть ещё одно (к сожалению, почти не увиденное мною) измерение - транспортное. Именно через Старый, а не через
Новый Маргилан в самом конце XIX века прошла первая в Ферганской долине железная дорога, соединившая
Андижан с основной
среднеазиатской железнодорожной сетью.
15.
Станция в Маргилане раньше называлась "Горчаково".
15а.
(отсюда) Одновременно и в саму Фергану пришла железная дорога, а потом и ещё одна, но сейчас ни на одной из нет пассажирского движения.
16.
Но, вероятно, и в советское время было проще уехать с вокзала на магистральной железной дороге, где было гораздо больше поездов.
17.
И во многом под это, я думаю в конце 1970-х была построена междугородняя троллейбусная линия из Ферганы, действовавшая до конца 1990-х.
О размере и значении Маргилана говорит и то, что даже после прекращения пассажирского железнодорожного сообщения в самой Фергане вокзал в Маргилане не называется "станцией Фергана", как это произошло в Средней Азии в аналогичных случаях (станция Ходжент в
Гафурове, станция Бухара II в
Кагане), это самая настоящая "станция Маргилан".
18.
(отсюда)