Ферганская долина: в самом большом оазисе

Feb 13, 2024 23:59












Долина...для нас, жителей равнин, при этом слове представляется далёкая, зелёная, благодатная земля у широкой реки, окружённая горами.

1.

(отсюда)

В долине - вода и жизнь, вокруг - враждебный и жёсткий во всех смыслах ландшафт.

2.

(отсюда)

В реальности чаще бывает не совсем так: долина - те же горы, просто чуть пониже, места чуть побольше, немного поровнее, но всё равно далеко не равнина.

3.


Ну или просто всё не так красиво.

4.


Но вот Ферганская долина в далёком Туркестане - это почти то самое место с картинки: она плоская и довольно большая, но везде видно высокие горы, а за горами - горы ещё выше и пустыни.

5а.


5б.


5в.


Несмотря на название и возвышенный образ, Ферганская долина - это скорее небольшая равнина в окружении гор, самый большой и густонаселённый оазис Средней Азии только окружённый не пустынями, а хребтами Памиро-Алая и Тянь-Шаня.

6а.


6б.


6в.


Для среднеазиатского климата это почти рай: с гор бежит много воды, эти же горы защищают дома и поля от северных сибирских ветров.

7а.


7б.


7в.

(отсюда)

Впрочем, в Средней Азии так сухо, что даже в таком укромном месте до массового строительства оросительных систем в советское время находилось место пустыням и другим ландшафтам, непригодным для земледелия и нормальной жизни.

8.

(отсюда)

На самом деле, немного пустыни и сейчас осталось: горы закрывают Долину не только от северных ветров, но и от осадков, в Средней Азии и без того не очень обильных.

9.

(отсюда)

Но всё равно неудивительно, что в Ферганской долине издревле жило очень много людей: уже до революции, в тогдашней совсем не урбанизированной стране, города этого оазиса входили в число крупнейших в Средней Азии.

10.

(отсюда)

Ну а в советское время, особенно после массового переселения в города жителей средней полосы России, Ферганская долина стала одним из самых густонаселённых регионов огромной страны, который можно было сравнить только с Подмосковьем и Донбассом.

11а.


11б.

(отсюда)

А уж в постсоветское время, когда демографический переход в Долине запаздывал даже по сравнению с Узбекистаном, который сам по себе отставал от основной части постсоветского пространства, этот регион стал ещё больше выделяться на общем фоне.

12.


Уровень урбанизации за советский период заметно вырос - с нескольких процентов до почти двух третей населения, и сейчас он даже выше чем в среднем по Узбекистану.

12а.


Но по факту регион всё равно остаётся сельским - как по структуре расселения, так и по типу экономики; быстрый, опережающий рост городского населения был достигнут во многом за счёт административных мер, когда крупным сёлам был дан городской статус.

12б.


Традиционно основные отрасли экономики в Ферганской долине - это хлопководство и шелкоткачество, а в постсоветское время к ним добавилось ещё автомобилестроение: в Асаке Андижанской области был открыт первый в Средней Азии автозавод, где собирают южнокорейские автомобили Daewoo.

12г.

(отсюда)

Хотя от центральной части Ферганской долины до гор может быть и несколько десятков километров, в ясную нежаркую погоду хребты и вершины, будто парящие над полями и невысокими домами, видны из многих мест.

13а.


13б.


13в.


13г.


13д.


Границы, проведённые в 1920-е годы, но ставшие реальными только после 1991, разделили долину между Узбекистаном (основная, равнинная часть и предгорья на северо-западе), Киргизией (предгорья на северо-востоке, востоке и юге) и Таджикистаном (юго-западнее предгорья и выход из Долины вдоль Сырдарьи на западе).

14а.


14б.

(отсюда)

Границы эти были далеко не прозрачными, особенно до середины 2010-х годов, когда умер многолетний узбекистанский президент Ислам Каримов, и узбекистанская часть Ферганской долины, где сосредоточена бо́льшая часть территории региона и значительная часть его населения, оказалась во многом изолированной.

15.


Закономерно, что самая густонаселённая земля постсоветской Средней Азии, концентрирующая до 20% населения всего региона (и треть всех узбекистанцев) стала развиваться немного по-своему.

16а.


16б.


Бедные аграрные перенаселённые территории в исламском мире (если это не Юго-Восточная Азия) - это практически всегда фундаментализм, и Долина не стала исключением.

17.

(отсюда)

И это наложилось на сложную этническую карту региона: как бы ни были извилисты местные границы, национальности оказались здесь гораздо больше перемешаны, и картина не ограничивается титульными узбеками, киргизами и таджиками.

18.


В Казахстан и Среднюю Азию в советское время ссылали и переселяли всех подряд, и в Ферганскую долину тоже, хотя и менее массово, чем в ту же Ташкентскую область.

19.


В Узбекистане из среднеазиатских стран самое сильное государство, и до гражданской войны здесь не дошло, хотя погромов, внутренних мятежей и приграничных конфликтов в последние 30 лет здесь хватало.

20.

(отсюда)

Как фон для всех этнических противоречий, в Ферганской долине продолжает существовать и усиливаться - по мере роста населения - застарелая проблема, нехватка пахотной земли.

20а.


Долгое время Узбекистан находился в натянутых отношениях буквально со всеми соседями, в последние годы стало получше, но в сентябре 2022 года случилась небольшая киргизско-таджикистанская война на крайнем юго-западе Долины, не так далеко от Ходжента.

21.

(отсюда)

В ноябре 2022 года на дороге Ходжент - Коканд, в этом месте служащей границей Таджикистана и Киргизии, ещё были во множестве заметны следы недавнего столкновения - сожжённые заправки, разгромленные дома и магазины.

22.


Совместная жизнь трёх государств и доброй дюжины народов в Ферганской долине требует огромного уровня кооперации - если не на уровне Европейского Союза, то точно и не на уровне СНГ.

23.


Источники воды и начало многих оросительных систем находятся обычно в киргизских и таджикистанских предгорьях, главные потребители воды - на таджикистанской и узбекистанской равнине, бо́льшая часть продовольственной продукции производится в Узбекистане.

24.


А ведь кроме основных линий границ, которые причудливо петляют, есть ещё многочисленные анклавы, куски одной страны внутри другой, частично или полностью изолирующие тысячи человек от основной территории своего государства.

25.

(отсюда)

И при этом на взгляд путешественника, если просто посмотреть вокруг, всё это может быть не очень заметно: чужак может и не отличить узбека от киргиза или таджика, и только остающиеся в подавляющем меньшинстве русские и корейцы будут бросаться ему в глаза.

26а.


26б.


Ладно, на самом деле киргизов часто можно отличить - по характерным войлочным шапкам.

27.


Что уж говорить о сёлах и слабо отличимых от сёл городах, которые и в целом по Средней Азии для неместного на одно лицо, а уж в таком аграрном и плотном регионе - тем более.

28а.


28б.


28в.


Хотя Ферганская долина - регион почти такой же старой цивилизации, как Хорезм или долина Зеравшана с Самаркандом и Бухарой, древних зданий и сооружений тут осталось ещё меньше.

29а.


29б.


29в.


29г.


29д.


29е.


29ж.


С тех пор, как в этих краях появились первые государства, эта земля почти никогда не была большим центром силы, исключение - Кокандское ханство в последние века перед русским завоеванием, в какой-то момент подчинившее себе даже Самарканд (ненадолго) с Ташкентом.

30.

(отсюда)

Поэтому в Долине прошлого не было выдающихся и красивых городов или больших крепостей, или сколько-нибудь заметных дворцов и резиденций: почти всё время это была благодатная, но периферийная земля, кормившая многочисленные великие державы, владевшие Средней Азией.

31а.

(отсюда)

31б.

(отсюда)

31в.

(отсюда)

31г.

(отсюда)

Лишь ханы Коканда уже в XIX веке построили себе достойный небольшой восточной столицы дворец.

32.


Бесспорно, это регион давней и самобытной исламской культуры, но здешние мечети невелики и спрятаны в бескрайних махаллях, по которым Ферганская долина определённо занимает выдающееся положение.

33а.


33б.


33в.


Хотя попадаются и отдельные совершенно выдающиеся здания, памятники среднеазиатского масштаба.

33г.


Там, где сохранились традиционная структура расселения, где кишлаки, города и кварталы выглядят почти как столетие назад, сохранились и традиционные занятия людей.

34а.


34б.


34в.


Поэтому керамика Риштана, ножи Чуста, шёлк Маргилана - всё это делается примерно как во времена Российской империи и само по себе является достопримечательностью.

35а.

(отсюда)

35б.

(отсюда)

35в.


Другое дело, что такое может быть ещё менее заметным, чем невыразительные исламские достопримечательности, и для чужака может ограничиваться прилавками с местной сувенирной продукцией.

36а.

(отсюда)

36б.


В общем, такой настоящий Восток: много внутри, гораздо меньше снаружи, искреннее гостеприимство и показное радушие поверх многолетних этнических конфликтов.

37.


Да, путешественнику, не погружающемуся глубоко в местную жизнь, будет видна только её внешняя сторона.

38.


Но и тут можно встретить больше интересного, чем почти во всей остальной Средней Азии.

39а.


39б.


39в.


39г.


Стоит только увидеть, как тут транспортируют дыни, как развлекаются на окраинах городов по вечерам, как играют с утра на базаре в какие-то странные азартные игры, как собираются в парке у ларька с булочками любители птиц..

40а.


40б.


40в.


Ещё сразу видно, что отдельные среднеазиатские черты в этом архаичном регионе выражены вдвойне.

41а.


41б.


41в.


В узбекистанской части Долины ещё больше"микромикроавтобусов"-"дамасов", чем в остальном Узбекистане, и кроме них и ещё автобусов средней вместимости (после закрытия всех трёх троллейбусных систем Долины) тут сложно найти какой-то ещё общественный транспорт.

42а.


42б.


В Киргизии и Таджикистане - более привычные нам по России маршрутки, но это не делает передвижение на общественном транспорте сильно более комфортным.

42а.


Хотя нет, в киргизском Оше есть ещё и троллейбусы.

42б.


Как уже было сказано выше, махалли - традиционные среднеазиатские районы, состоящие из довольно запутанной малоэтажной застройки - тут занимают особенно большую площадь.

43а.


43б.


Ислам тут такой, что это скорее привет из досоветского прошлого.

44.

(отсюда)

Гостеприимства тут тоже ещё больше, чем в равнинной части Средней Азии, но сложнее достичь взаимопонимания с местными: в Ферганской долине в целом более архаичный менталитет и банально меньше людей знает русский язык.

45.


Долина всегда была очень чужеродным и чуть ли не хуже всех поддающимся ассимиляции регионом что в Российской империи, что в Советском Союзе, и и русских колонистов, и переселенцев из других частей СССР тут никогда не было много.

46а.

(отсюда)

46б.

(отсюда)

Поэтому вдвойне занятно, что самое заметное архитектурное наследие в Ферганской долине - это дореволюционная русская застройка.

47.


В Коканде, бывшей ханской столице, расположен один из крупнейших в Средней Азии массивов старых зданий в европейском стиле, с которым могут сравниться только русские районы Ташкента и Самарканда.

48.


Да и в Фергане, которую когда-то построили как новую столицу только присоединённой к Российской империи территории, можно найти немало интересного.

49.


В Андижане и Намангане, со своим полумиллионным населением входящими в пятёрку крупнейших городов Узбекистана, мало что есть кроме махаллей и мечетей, и не такие уж маленькие массивы советских многоквартирных домов, расположенные на западе этих городов, совершенно тонут в этой традиционной для Средней Азии застройке.

50а.


50б.

(отсюда)

50в.


Консерватизм, архаичность, некоторая отсталость Ферганской долины проявляется и в транспортной сфере.

51а.


51б.


Про полное господство "микромикроавтобусов" в городах я уже сказал.

52.


А вот то, что именно в Долине, наряду с Ташкентом и Ташкентской и Сурхандарьинской областями, лучше всего сохранилось пригородное железнодорожное сообщение - это стало для меня неожиданностью.

53.

(отсюда)

Учитывая, что, не считая трёх областей Ферганской долины, пригородное железнодорожное сообщение сейчас действует только в 6 регионах Узбекистана - кроме вышеперечисленных, ещё только в Кашкадарьинской, Бухарской областях и Каракалпакстане.

54.


Вероятно, дело в бедности и низкой автомобилизации региона, но все годы независимости по маршрутам Коканд - Наманган - Андижан и Коканд - Маргилан - Андижан, по всему железнодорожному кольцу Долины через Ферганскую, Наманганскую и Андижанскую области курсировали не менее двух пригородных поездов ежедневно.

55.


Хотя основные ферганские вокзалы точно так же изуродованы алюкобондом, пластиком, зеркальным стеклом, как практически все подобные здания на основной железнодорожной сети Узбекистана.

56.


До 2016 года, когда Ферганская долина по железной дороге сообщалась с остальным Узбекистаном только через таджикистанскую станцию Ходжент, этими пригородными поездами исчерпывался почти весь железнодорожный траффик в регионе: поезда через две узбекистанско-таджикистанские границы даже не были ежедневными. Ну а потом через Кураминский хребет построили самый длинный в СНГ 20-километровый железнодорожный тоннель, связавший Долину напрямую с Ташкентской областью и Ташкентом, и теперь здесь, кроме этих четырёх пригородных, ещё несколько пар дальних поездов в сутки.

57.


О важности связи с этим удалённым и населённым регионом говорит тот факт, что железная дорога сюда появилась раньше, чем связь среднеазиатской железнодорожной сети с основной сетью Российской империи. Уже в 1899 году - тогда же, когда и до самого Ташкента - до Андижана дошла линия от станции Урсатьевская (нынешний Хаваст) на основной магистрали из Красноводска (сейчас Туркменбаши).

58.


Ещё до революции было завершено кольцо, основа местной железнодорожной сети, а между революцией и Великой Отечественной войной было построено ещё несколько ответвлений к предгорьям, в том числе в Киргизию.
В постсоветское время все они стали жертвой границ, разрезавших Долину, и остались без пассажирского сообщения.

59.


К началу 2020-х годов всё ферганское железнодорожное кольцо было электрифицировано и стало частью главной узбекистанской железнодорожной магистрали Андижан - Ташкент - Самарканд - Бухара, полностью работающей на электрической тяге.

60.


Впрочем, в отличие от участка западнее Ташкента, в Ферганскую долину скоростные поезда "Афросиабы" на основе испанских "Тальго-250" пока не ходят.
Всё же этот регион, хоть и очень населённый, играет гораздо ме́ньшую роль в жизни страны, чем тот же Самарканд, население которого не сильно больше, чем у ферганских Андижана или Намангана.

61.


Ну и турпоток сюда на порядок меньше: Кокандский дворец и русская историческая застройка в этом городе, гончарное дело и шелкоткачество, мусульманские святыни второго порядка не сравнятся с самаркандским Регистаном, бухарским Арком или даже тем, что можно увидеть в центре Шахрисабза.

62а.


62б.


Автомобильные дороги в Долине тоже как встарь: многие из них узкие, почти без объездных вокруг городов и ещё меньше изменившиеся с советского времени, чем автодорожная сеть Узбекистана в целом.

63а.


63б.


Только со стороны Ташкента, через перевал подходит крупная трасса, потом расходящаяся в сторону Намангана и Коканда - Ферганы - Андижана.

64.


А в основном ферганские дороги проходят насквозь бесчисленные сёла и многочисленные города, и здесь чаще, чем в других частях страны, увидишь двухколёсный и трёхколёсный вело- и мототранспорт, и иногда даже гужевые повозки.

65.

Ош, Маргилан, Ошская область, Узген, Джалалабад, Киргизия, Кыргызстан, Джалалабадская область, Андижан, узбекистанская железная дорога, Памиро-Алай, ноябрь, Северный Таджикистан, Узбекистан, Средняя Азия-2022, Туркестан, Фергана, оазис, Тянь-Шань, Таджикистан, Согдийская область, Южная Киргизия, Андижанская область, УТЙ, Наманган, Сырдарья, Коканд, 2022, Ферганская область, Ферганская долина, Наманганская область, махалли, железная дорога, большое путешествие

Previous post Next post
Up