Хотя планировку Ельца в целом можно назвать радиальной (но едва ли кольцевой), в центре сетка городских улиц имеет более привычную для исторического русского города прямоугольную структуру.
1.
Основная, парадная часть елецкого старого города - это полоса шириной в несколько кварталов, вытянутая с юга на север по высокому левому берегу реки Сосна и по правому берегу сосенского притока Ельчика.
2.
3.
4.
На крупной (но не главной) городской площади, носящей славное название "Красная", сходятся главные улицы центра - Пушкина и Маяковского (направление север-юг), и Коммунаров.
5.
Площадь украшена монументом в честь 850-летия Ельца (отмечалось в 1996 году).
6.
И типовой стелой "Город воинской славы":
7.
Такие во множестве ставятся в российских городах с 2007 г., когда придумали это почётное звание как дополнение к советскому "город-герой".
8.
Елец, кстати, стал одним из первых 10 городов воинской славы, получив это звание уже в ноябре 2007 года.
Улицу Коммунаров можно назвать если не главной, то самой представительной в городе: она вся оформлена плотной городской застройкой - от исторического центра на востоке до выезда на окружную дорогу на западе.
9.
Главная доминанта Красной площади (да и всего города, если по-честному) - это кафедральный Вознесенский собор.
10.
Это сооружение выстроено в довольно обычном для Черноземья русско-византийском стиле; архитектор - тот самый Константин Тон, по проекту которого строился храм Христа Спасителя в Москве.
11.
И елецкий Вознесенский собор тоже строился долго, больше 40 лет.
12.
Самый живописный вид имеет всё та же ориентированная на Вознесенский собор улица Коммунаров.
13.
Кроме собора, в её панораме привлекает внимание старая пожарная каланча.
14.
С красотой улицы Коммунаров может посоперничать перпендикулярная ей улица Мира, с пешеходным участком длиной 2 квартала.
15.
В таком месте - куда уж без уличной скульптуры:
16.
Если что, это не какие-нибудь архетипические городские персонажи (как это обычно бывает), а памятник местному художнику Николаю Жукову.
К пешеходной зоне примыкает небольшой и какой-то сиротливый сквер Пришвина, это один из знаменитых (но не самый знаменитый) литераторов-уроженцев елецкой земли.
17.
На юге пешеходка упирается в главную городскую площадь - Ленина.
18.
Она, может, не такая главная, как Красная, но, пожалуй, более уютная и живописная.
19.
На самом деле, тут только площадь, а целый комплекс общественных пространств.
20.
Западнее, за улицей Советская, площадь Ленина продолжается скверами Бунина (южнее) и Соломенцева (севернее), разделёнными улицей Свердлова.
21.
Да, исторические названия елецким улицам не вернули совершенно напрасно, оставив безликие советские топонимы - впрочем, такова ситуация в большей части городов России.
22.
Рядом с бюстом Соломенцева - местная доска почёта, такую можно найти практически в любом российском районном и региональном центре.
23.
24.
В сквере Бунина расположен памятник писателю Ивану Бунину, который стал главным елецким брендом; хотя он всего-то учился здесь в гимназии, и всего пять лет (1881-1886).
25.
Здесь же - так называемые "Елецкие Куранты" - башня с часами, ещё один важнейший городской символ.
26.
И да, кафедральный Вознесенский собор - это далеко не единственный елецкий храм.
27.
Только в Старом городе их тут с десяток, ещё несколько в новых районах, плюс Знаменский монастырь на севере (не посетил).
28.
29.
Так, рядом с площадью Ленина - храм Михаила Архангела, выстроенный в XVIII-XIX веках и в итоге оформленный в том же русско-византийском стиле, что и кафедральный Вознесенский собор.
30.
В 2016 году выглядевший неважно, сейчас,
судя по всему, храм уже более-менее отреставрирован.
В квартале севернее Архангельского храма и тоже не очень далеко от площади Ленина и пешеходной улицы Мира - Преображенская церковь 1771 года постройки.
31.
На мой вкус, это самый красивый храм Ельца.
В таком старом и исторически крупном городе, как Елец, не может не быть краеведческого музея почтенного возраста. Он расположен в нескольких кварталах западнее Красной площади и чуть севернее улицы Коммунаров, в доме купца Заусайлова, и существует на этом месте с самого начала XX века.
Музей хорош, довольно велик, и с атмосферой.
Но в 2016 году меня впечатлило отсутствие нормального туалета с канализацией - вернее, он уже тогда был, но только для сотрудников, а посетителям предлагалось идти в деревенского типа сортир через двор.
Около музея - внушительное здание Елецкого государственного университета (да, есть и такой), построенное в 1878 году как женская гимназия.
32.
Пожалуй, это самое большое из дореволюционных гражданских зданий города.
33.
Совсем рядом с музеем и университетским зданием - небольшой городской парк, тоже сохранивший дух старины, так сказать.
34.
35.
Посреди парка - ещё памятник Бунину.
36.
Тут он явно гимназист:
37.
Без буккроссинга уже сложно представить себе парк в уважающем себя провинциальном городе:
38.
Уже в нескольких кварталах южнее площади Ленина представительная часть Старого Ельца заканчивается, и городские кварталы, хоть и остаются в основном историческими, но всё больше представлены частными домами.
Именно здесь расположен дом-музей Бунина.
Примерно на уровне музея Бунина склон, по которому спускаются на юг елецкие кварталы, становится круче, и "городская" часть центра сменяется частным сектором, старыми предместьями.
39.
В Пушкарской слободе, раскинувшейся в пологой (по елецким меркам) долине ручья Лучок, сохранилось совсем немного - в основном лишь отдельные здания.
А на севере регулярная историческая застройка обрывается на краю долины речки Ельчик, которая огибает центр Ельца на севере и северо-востоке.
Фактически, основная часть елецкого старого города заканчивается у центрального рынка, который по совместительству служит главным узлом городской автобусной сети.
Потом холм, на котором стоит городской центр, начинает идти под уклон, но даже склоны в Ельце застроены, что делает город ещё красивее.
40.
Ламская, Аргамаченская, Чёрная слободы, старые елецкие предместья, лежащие за Ельчиком, и сейчас находятся на самой городской окраине, но и здесь осталось немало старых зданий.
41.
Из Аргамаченской слободы, вновь поднимающейся на высокий берег Сосны, открывается чуть ли не лучший вид на елецкие соборы и старый город.
42.
А улица Коммунаров, покидая центр, ничуть не теряет солидности и своего городского облика, тут расположены многие ключевые объекты уже советского периода.
43.
За городским парком историческая застройка начинает редеть, и тут возвышается самое высокое (во всяком случае, если считать вместе со шпилем-антенной связи) здание Ельца - гостиница "Елец".
44.
Это 9-этажное сооружение конкурирует за звание главной городской доминанты с Вознесенским собором.
45.
В этом заслуженном представителе советской туристической индустрии когда даже я останавливался - в свой первый приезд в город, в 2011 году.
46.
Комсомольский сквер, вопреки названию, заменяет в Ельце парк Победы: рядом с ним находится Вечный Огонь и памятник павшим.
47.
Пожалуй, последнее историческое сооружение здесь - это краснокирпичное здание ПТУ.
48.
Через квартал-другой западнее Комсомольского сквера Старый Елец совсем заканчивается, и начинаются кварталы и микрорайоны с многоквартирными домами - сначала неоклассические первых послевоенных десятилетий, а потом уже более обычные позднесоветские.
49.
Западный елецкий жилмассив - 5-й и 7-й микрорайоны - вместе с юго-западными микрорайонами концентрируют значительную часть населения города.
50.
На западе город упирается в старую окружную дорогу, где находится 2-я автостанция, которая, по сути, является главным автовокзалом Ельца.
51.
Возникновение юго-западных микрорайонов Ельца (Эльта, Строитель) связано с развитием промышленности в этой части города ("Эльта", "ЕлецГидроАгрегат").
52.
А вот от наукоёмкого предприятия "Эльта" (производились кинескопы) ничего не осталось кроме торговых рядов.
Но, так или иначе, промзоны и бывшие промзоны занимают чуть ли не половину елецкого Юго-Запада.
Тут же расположен и крупнейший в городе парк (40-летия Октября) - довольно рыхлый и не весь в достаточной степени заросший деревьями, но пару лет назад неплохо благоустроенный.
53.
54.
Юго-западная часть Ельца - пожалуй, самая неинтересная для путешественника часть города.
55.
Единственная настоящая достопримечательность, которую я смог тут обнаружить - это старое, заброшенное, но на удивление хорошо сохранившееся еврейское кладбище.
56.
Да, были в Ельце евреи - хотя город никогда не входил в черту оседлости.
57.
Самый близкий к центру Ельца спальный район, Лучок, находится на юге города.
58.
Он отделён от исторической застройки только речкой Лучок (отсюда и название района) и парой кварталов старого пригорода, Пушкарской слободы.
59.
Вероятно, он и самый старый в городе жилмассив современного типа.
60.
Здесь можно обнаружить единственную в Ельце "полноразмерную" сталинку.
61.
Он возник рядом с самой старой из основных городских промзон, включающей в себя, помимо всего прочего, крупный завод "ГидроПривод", и предприятие с загадочным названием "Прожекторные Угли" (самый крупный производитель электроугольных изделий в России, между прочим).
62.
Промзоны в основе своей дореволюционные, да и местная доминанта, церковь Елецкой иконы Богоматери, была построена на рубеже XIX и XX веков.
63.
Попадаются и другие дома постарше.
64.
Тут же находится городская ТЭЦ и вторая после вокзала железнодорожная станция Лучок, расположенная гораздо ближе к центру, чем железнодорожный вокзал.
Около неё - красавец-элеватор:
65.
Увы, после обвальной отмены пригородного железнодорожного сообщения в России середины 2010-х станция осталась без пассажирских поездов.
А ещё в Лучке, под этой самой железной дорогой, расположен единственный в Ельце подземный переход.
66.
Правобережная, восточная часть Ельца, имеющая традиционное и благозвучное название "Засосна" - самый обширный район города.
67.
Ядро Засосны - так называемый Соцгородок.
68.
Кварталы многоквартирных домов, прилегающие с севера к городскому железнодорожному вокзалу.
69.
Около железной дороги находится самое красивое здание всей Засосны (с ним может конкурировать только железнодорожный вокзал) - здание первого в России железнодорожного училища, построенное в 1869 году.
70.
Скульптура на пересохшем фонтане советского времени неожиданно органично дополняет обшарпанный дореволюционный фасад училища.
71.
72.
От Соцгородка к мосту через Сосну и елецкому Старому Городу ведёт улица Орджоникидзе, вдоль которой вытянулся "коридор" городской застройки шириной в пару кварталов.
73.
Въезд в заречную часть Ельца от моста, со стороны центра города даже оформлен чем-то вроде пропилей.
74.
75.
Перед этой входной группой - сквер, почему-то названный именем Пушкина, и памятник поэту.
76.
И танк - памятник 150-й танковой бригаде, в начале декабря 1941 года освободившей город после недолгой оккупации.
77.
Почти вся остальная Засосна - это частный сектор.
78.
79.
В основном новый и ничем не примечательный.
80.
Железнодорожный вокзал находится к югу от Соцгородка, но подъехать к нему можно только с юга: на севере находится городская сортировочная станция.
Так что для попадания на единственный в Ельце железнодорожный терминал надо не только ехать на самый восток города, но потом ещё и поворачивать на юг и пересекать железную дорогу.
Впрочем, восточнее вокзала, у локомотивного депо через пути ведёт протяжённый надземный пешеходный переход, выходящий на площадь Вермишева в Соцгородке, недалеко от того самого красивого здания железнодорожного училища.
Вокзал в Ельце - островного типа: сохранившееся со времени прихода в город железной дороги (1868 год) роскошное здание расположено на островке между путями, как где-нибудь в Бресте или Смоленске.
Но траффик в Ельце сейчас, конечно, не чета этим станциям: в сутки здесь проходит лишь 3 пары пригородных и 16 пар дальних поездов.
81.
Причём пригородные поезда ходят только по 2 из 5 направлений: на восток (Липецк, Грязи) и на юг (Касторная), а основная часть дальних поездов - это транзитные, соединяющие центр и северо-запад России и Белоруссию с российским Югом.
Рядом с вокзалом находится 1-я городская автостанция; уступающая количеством рейсов расположенной на западной окраине 2-й автостанции, она играет важную роль в обеспечении связи Ельца с Липецком и Воронежем.
Около вокзала, южнее железной дороги, расположено может и не самое крупное, но самое характерное промышленное предприятие Ельца - известковый завод. Вроде как это ещё и старейшее предприятие этой отрасли в России.
Высокие холмы с крутыми склонами, старые отвалы известкового карьера - это лучшая смотровая площадка на город.
82.
Ведущая к вокзалу Задонская улица, помимо всего прочего, является и главным выездом из Ельца на восток (в сторону областного центра Липецка) и на юг (по трассе М-4 "Дон").