В постсоветское время Нижний Новгород запоздало стал превращаться в туристический центр.
1.
Из ставшей ещё в 1980-е годы пешеходной Большой Покровской улицы стали делать "местный Арбат".
2.
Появились многочисленные новые музеи, проводилась реставрация исторических памятников.
3.
Но уничтожаемую начиная с 1960-х годов (когда был построен "фасад города" по бровке Дятловых холмов) историческую застройку было уже не вернуть.
4.
Более того - снос старых зданий за пределами нескольких центральных улиц продолжается.
5.
6.
И в Нижнем, заметная часть которого - неблагоустроенный частный сектор, в центре города строят офисные здания и элитное жильё на месте уничтожаемой застройки, имеющей историческую ценность.
7.
Причём то, что строят в центре Нижнего, в основном не лучше того, что возводят в
соседней Казани.
8.
И от участи стать чем-то вроде татарстанской столицы город спасает не столько присутствие большего архитектурного вкуса, сколько меньшее количество денег.
9.
Всё ещё сохраняющая немалое количество архитектурного наследия Нагорная часть Нижнего Новгорода (даже со всеми утратами это - один из крупнейших исторических центров в России) контрастирует с Автозаводской частью на другом берегу Оки, которая остаётся преимущественно районом огромных промзон и монотонных жилмассивов вперемешку с частным сектором, нередко совершенно деревенского вида.
10.
11.
В рамках подготовки к недавнему (2021 г.) празднованию 800-летию города немало объектов в Нижнем было отреставрировано.
12.
(отсюда) Чуть ли не самым заметным улучшением было приведение в порядок того, что осталось от Нижегородской ярмарки - прежде всего Большого Ярмарочного дома и прилегающей территории. Ярмарка предсказуемо приказала долго жить с приходом сталинских времён, и территория, где проводилось это имевшее всероссийскую славу мероприятие, тоже потеряла свой статус и долго не получала должного внимания и ухода.
13.
Хотя в 1960-е годы это место пытались сделать официальным центром города - в противовес историческому центру в Нагорной части и главному транспортному узлу у Московского вокзала неподалёку.
14.
(отсюда) Тогда же на территории Ярмарки устроили обширную площадь Ленина и соорудили многоэтажную гостиницу.
15.
В советское время на площади проходили демонстрации, даже устраивались какие-то выставки, но оно так и не стало новым нижегородским центром, тем более не выглядит оно центральным и сейчас.
Большой Ярмарочный дом после 1991 г. вновь используется под выставки, являясь одним из крупнейших экспоцентров страны.
16.
Однако, проходящие в нём мероприятия редко когда имеют всероссийское значение. К 2021 г. была благоустроена прилегающая территория: так, перед этим грандиозным зданием в неорусском стиле, чем-то напоминающим московский ГУМ, была устроена общественная зона в лучших московских (без иронии) традициях.
17.
Впрочем, бóльшая часть некогда огромной территории Ярмарки застроена позднесоветскими панельными домами.
18.
Так что единственные крупные дореволюционные сооружения, сохранившиеся на территории бывшей Ярмарки помимо Ярмарочного дома - это церкви.
19.
Александро-Невский собор, тоже в неорусском стиле (1881 г.)
20.
Классицистический Спасский Староярмарочный собор (1818 г.)
21.
22.
23.
Если из района Ярмарки полноценный "новый центр" Нижнего Новгорода так и не получился, то главный транспортный узел, самое оживлённое место в городе - это по-прежнему район Московского вокзала и метро Московская, примерно в километре южнее.
24.
Здесь изначально (в 1862 г.) появилась главная железнодорожная станция города - ещё тогда, когда это было регулярно затапливаемым весенними разливами пригородом.
25.
(отсюда) Расположить здесь логистический центр было удобно ещё и из-за близости Ярмарки и речных пристаней, которые продолжали играть важнейшую роль даже после формирования сети железных дорог.
А уж когда в 1985 г. здесь прошла первая очередь
Нижегородского метрополитена, то значение Московского вокзала с окрестностями ещё больше увеличилось.
26.
Застройка площади Революции (как официально называется пространство восточнее здания вокзала) - разномастная: здесь есть и немного дореволюционных зданий, и советские сооружения (сам вокзал, административное здание метрополитена) и, конечно, постсоветские здания торговых центров.
27.
Между площадью и Окой сохранились кварталы исторической застройки, сохранившие атмосферу старой окраины.
28.
Эту атмосферу дополняют трамвайные линии, буквально опутывающие район: у Московского вокзала расположены конечные всех видов городского транспорта (кроме троллейбуса).
29.
Почти со всех сторон район главного транспортного узла окружён промзонами, зачастую тянущимися на километры.
30.
Здесь, в своей более старой части они формировались ещё до революции и в первые советские десятилетия, а значит тут есть и конструктивизм.
31.
Заброшенный конструктивистский ДК имени Ленина, прямо у главной станции
местной детской железной дороги "Родина" - одно из самых примечательных зданий левобережной части города.
32.
Но, конечно, и в нижегородском Старом Городе, несмотря на все утраты и всё моё ворчание по поводу его "недостаточной сохранности", есть немало красивого.
33.
34.
Нижегородский кремль - один из самых крупных и красивых в стране.
35.
Отчасти просто из-за своего расположения у слияния двух крупнейших рек Центральной России.
36.
Хотя в кремлёвской панораме явно не хватает куполов и колоколен: своих храмов нижегородская крепость лишилась в 1930-е, и они не были в полной мере восстановлены.
37.
Миниатюрный Михайло-Архангельский храм XVII века не делает кремлёвский ансамбль в достаточной мере устремлённым вверх.
38.
Хорошо сохранилась пешеходная Большая Покровская улица, ведущая от площади Горького и станции метро Горьковская к кремлю, и прилегающие кварталы.
39.
40.
Всё же этот небольшой туристический маршрут - одна из визитных карточек города.
41.
В основном дошёл до наших дней также исторический облик кварталов восточнее кремля, вытянувшихся вдоль самой бровки волжской долины (Верхневолжская набережная, улица Минина).
42.
43.
Здесь же расположено несколько городских музеев, в том числе главная площадка краеведческого музея (усадьба Рукавишниковых).
44.
45.
Между кремлём и Верхневолжской набережной стоит памятник самому известному нижегородцу после Горького - лётчику Валерию Чкалову.
46.
Впрочем, родился он не в Нижнем, а в Василевой Слободе в сотне километров севернее, которая после гибели Чкалова стала городом Чкаловском.
Под горой на обращённом к Волге склоне расположен местный Печёрский монастырь, как будто скромный нижегородский ответ киевской лавре.
47.
Он был изначально основан в XIII веке, но страдал от оползней и был отстроен на нынешнем месте только в веке XVII.
48.
Но самую цельную историческую застройку, пожалуй, можно обнаружить в нижней части Старого города - в кварталах между склоном Кремлёвского холма и берегом реки.
49.
На западе это Ока, на востоке это Волга.
50.
Изначально тут были главные городские пристани и, соответственно, в и без того торгово-купеческом старом Нижнем Новгороде это была самая торговая и купеческая часть, что определило облик этой части центра.
51.
В советское время узкая полоса, на которой уместился район, мало подходила для сколько-нибудь масштабного строительства, и отчасти поэтому тут уцелело так много.
52.
Единственное крупное советское здание здесь - это Речной вокзал, построенный в 1964 году.
53.
местной детской железной дороги Положение с пассажирскими водными перевозками в Нижнем Новгороде и Нижегородской области не так хорошо, как в том же
Татарстане, но всё же лучше, чем в среднем по стране.
54.
По Волге и Оке в районе города не так развито междугороднее сообщение, как в
Казани или Самаре: в 2022 г. единственной "дальней" водной пассажирской линией был скоростной маршрут до Чебоксар, где можно было пересесть на следующий "Валдай" до Казани.
Но действуют две пригородные линии - до Городца и Бора, а ещё ходит "речной трамвай" до юго-западных окраин города (Автозаводский район).
55.
Хотя гораздо чаще на нижегородских реках увидишь грузовое судно.
56.
Склоны волжской долины в Нагорной части Нижнего Новгорода западнее кремля, пожалуй, даже красивее, чем восточнее крепостных стен.
57.
Здесь они не выше, но рассечены несколькими оврагами, по некоторым из которых проложены улицы-"съезды", соединяющие верхнюю часть города с нижней и окскими мостами.
58.
В нашей равнинной стране Нижний Новгород по перепаду высот внутри города занимает одно из первых мест среди миллионников: кажется, с ним может соперничать только
Красноярск.
59.
Когда в 1896 г. был запущен нижегородский трамвай, то мощности тогдашних вагонов не хватало, чтобы преодолевать такую разницу высот, и поэтому для связи верхней и нижней частей сети были запущены фуникулёры-"элеваторы" - один в кремле, другой у нынешнего окского Канавинского моста (тогда на том же месте был расположен единственный мост через Оку).
60.
(отсюда) Потом, когда технические возможности позволили, по съездам проложили трамвайные линии, а фуникулёры закрыли.
61.
Сейчас, впрочем, кремлёвскую линию фуникулёра восстанавливают - но уже в сугубо туристических целях.
62.
(отсюда) Название для улиц, преодолевающих значительные уклоны местности, в разных частях России встречаются разные названия - это редкий случай, когда в нашей стране есть топонимическая региональная специфика. Так, если в Нижнем Новгороде это съезды, то в Москве (и в Казани, Ульяновске) - спуски, в Саратове и сибирских городах - взвозы.
Пусть фасады над крутыми склонами Нагорной части Нижнего Новгорода застроены в основном советскими домами, именно с набережной Федоровского над Канавинским мостом открываются лучшие виды на стрелку Оки и Волги.
63.
64.
65.
Вообще, заволжские низменные равнины, покрытые лесами, служат прекрасным фоном для центра большого города.
66.
Они оттеняют разномастную и часто нескладную застройку.
67.