Как во многих других городах России восточнее Москвы, первой крупной дорогой в Казань был Сибирский тракт.
1.
Ну а сейчас, учитывая высокий неофициальный статус Казани и размах строительства в этом городе, неудивительно, что плотность автодорожной сети в татарстанской столице - явно выше среднего, если сравнивать с другими крупными городами страны.
2.
В последние десятилетия было введено в строй немало новых объектов.
3.
4.
Как больших проспектов, скоростных автодорог, крупных мостов, так и просто межрайонных и внутрирайонных связок.
5.
6.
Татарстан находится на 7-м месте в России по длине скоростных автодорог (390 км), из которых более 20% (84 км) расположено в Казани.
7.
Это 5-е место в стране, татарстанская столица уступает по этому показателю лишь Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу и Сочи.
8.
По количеству многоуровневых развязок регион находится на 6-м месте (их тут 50 штук), из которых в Казани расположено чуть более трети (17).
9.
Это 8-е место в России, тут татарстанская столица пропускает вперёд ещё Владивосток, Тюмень и Уфу.
Дело в том, что более половины протяжённости казанских скоростных дорог - это объездная на федеральной трассе М-7 "Волга". Конечно, это важный объект, даже не все более крупные российские города могут похвастаться нормальной объездной дорогой, но всё же он играет небольшую роль в обслуживании внутриказанских транспортных потоков.
10.
На транзитных магистралях, проходящих по периферии, пересечений с другими автодорогами и следовательно разноуровневых пересечений меньше, а внутригородских скоростных автодорог в Казани совсем немного. И значительная часть многоуровневых автомобильных развязок в городе расположены даже не в составе скоростных дорог, а отдельно от них, на пересечении городских улиц с обычным режимом движения.
Это очень характерно для отечественной традиции транспортного планирования со всеми его "магистралями непрерывного движения", где пытаются сочетать и городскую улицу, и скоростные автодороги, а регулируемые светофорами перекрёстки чередуются с развязками.
11.
Крупнейший объект автодорожной инфраструктуры внутри Казани - так называемое "Большое Казанское кольцо".
12.
отсюда На самом деле это две трети кольца с чертами спирали, окружающие татарстанскую столицу с севера, востока, юга на расстоянии от 2 (на севере) до 8 (на юге) километров от кремля.
Эта магистральная автодорога не столько позволяет объехать центр города, сколько связывает напрямую крупнейшие казанские жилмассивы друг с другом и с центральным железнодорожным вокзалом.
Основная часть автодороги (проспект Победы, проспект Хусаина Ямашева) были проложены в 1970-х-1980х гг.
13.
А последние участки (ул. Ленская и Большая Крыловка на севере, ул. Баки Урманче и магистраль 100-летия ТАССР на юге) были пробиты в рамках реконструкции города 2000-х и 2010-х годов.
14.
Довольно неплохо сделаны в Казани некоторые транспортно-пересадочные узлы и просто пересадки между видами транспорта, в том числе и на районном уровне.
15.
16.
17.
Казань стала первым крупным городом в России, где был полностью обновлён подвижной состав наземного общественного транспорта.
18.
И была введена единая цветовая гамма для него.
19.
Здесь же впервые стало отслеживаться движение всего подвижного состава через спутниковую связь.
20.
21.
Ситуация с троллейбусом в Казани похожа на ситуацию с
трамваем, хотя троллейбусных линий было закрыто гораздо меньше, чем трамвайных.
22.
Расширение сети при этом оказалось даже более значительным.
23.
Троллейбус в Казани появился в 1948 г.
24.
(отсюда) Это произошло примерно в одно время с другими крупными городами востока страны, когда вместе с эвакуируемой из европейской части страны промышленными мощностями в глубинку мог попасть и дефицитный контактный провод.
25.
Троллейбусные линии сразу, уже в конце 1950-х годов охватили новые спальные районы, довольно быстро обогнав трамвайный транспорт по длине сети.
26.
Незначительные демонтажи 2000-х - 2010-х годов коснулись прежде всего линий в самом сердце стола, но за пределами центра почти вся сеть была сохранена.
27.
28.
В то же время, и в 1990-е, и в 2000-е, и в 2010-е гг. же строились новые линии в периферийных районах, что в современной России довольно редкое явление.
29.
30.
Троллейбус - единственный казанский электротранспорт, облуживающий некоторые ключевые радиальные транспортные коридоры города. Например, восточный (Центр - Азино), южный (Центр - Борисково).
31.
32.
Ну и в центре города после ликвидации бóльшей части линий трамвая троллейбус стал главным наземным электротранспортом.
33.
Его линии пересекает весь казанский Старый Город с юго-запада (от Речного порта) на северо-восток (мимо университета и дальше), с ответвлением на северо-запад (к кремлю).
34.
По этой причине, несмотря на бурное развитие остальных видов городского общественного транспорта (прежде всего метрополитена и трамвая), троллейбус в Казани продолжает привлекать не то чтобы большое количество пассажиров, но большее, чем трамвай - порядка
53 тыс. чел. в сутки.
35.
Кажется не очень целесообразным дублирование троллейбусными линиями трамвайных на некоторых участках.
36.
Особенно на восточной хордовой магистрали Сибирский тракт - улица Ершова - Гвардейская ул. и на северной части Большого Казанского кольца (просп. Хусаина Ямашева), где спрос на транспортные перевозки уже в достаточной степени закрыт троллейбусом (в первом случае) и трамваем (во втором случае).
37.
38.
В то же время, многие другие улицы, в том числе ключевые для транспортного обслуживания большого количества пассажиров, остались (или остаются) без троллейбуса и любого другого наземного электротранспорта.
Самый яркий пример - мост Миллениум через Казанку и подходящие к нему ул. Фатыха Амирхана (с севера) и ул. Вишневского (с юга).
Троллейбусная линия на этом участке начала строиться в начале 2010-х годов, перед Универсиадой; но в итоге была построена инфраструктура только на северных подходах (улица Фатыха Амирхана и Чистопольская), которая используется для движения других маршрутов.
39.
В итоге сейчас общая длина казанской троллейбусной сети - 84 км, это 6-е место в России и 22-е место в мире.
40.
Действуют 10 троллейбусных маршрутов, по этому показателю татарстанская столица занимает более скромное место.
41.
Как и в случае с трамваем, троллейбусная сеть в значительной степени устроена по линейному, а не по маршрутному принципу: во многих случаях по одной линии ходит лишь 1 маршрут, но с небольшими интервалами.
42.
По линиям сети курсируют около 200 троллейбусов, в основном низкопольных "ТролЗа-Оптима".
43.
Впрочем, и все остальные троллейбусы в Казани низкопольные - после закрытия московской сети это единственная такая система в России.
44.
В 1926 г. в Казани появились первые автобусы (примерно тогда же, когда и в других крупных городах Союза), и изначально они обслуживали прежде всего удалённые окраины города, куда ещё не успели дотянуть линии электротранспорта, или куда их строительство нецелесообразно из-за низкого спроса.
Впрочем, уже в 1960-е годы, когда город стал стремительно расти, а качество автобусного подвижного состава - улучшаться, автобусные линии покрыли всю Казань.
45.
А в позднесоветское время автобус стал потихоньку вытеснять троллейбусы и трамваи.
46.
После 1991 года, как и по всей стране, в условиях дикого рынка и деградации муниципального транспорта самыми конкурентоспособными стали маршрутки.
Но в Казани раньше других российских городов (в конце 2000-х годов) случилась транспортная реформа, и автобус снова стал основным видом транспорта.
47.
Особенно после транспортной реформы конца 2000-х годов.
48.
Автобусная сеть охватывает все районы города, в условиях хороших дорог и сравнительно невысокого уровня пробок успешно конкурируя с внеуличным транспортом.
49.
50.
Многие протяжённые маршруты начинаются прямо в центре города - особенно в тех транспортных коридорах, которые не обслуживаются метро.
51.
Особенно большую роль автобус играет в транспортном обслуживании периферийных районов, не охваченных метрополитеном, не покрытых (или в недостаточной степени покрытых) сетью электротранспорта.
52.
Это восточные (Азино) и северо-восточные (Ново-Савиновский) густонаселённые жилмассивы, северная периферия (Авиастроительный район).
53.
А также крупнейшие из ближних пригородов - Салават Купере на северо-западе, Дербышки на северо-востоке города.
Из дальних пригородов больше всего от автобусного транспорта зависит знаменитый Иннополис, вовсе не обеспеченный железнодорожным транспортом.
Несмотря на все осуществлённые проекты по развитию внеуличного транспорта (метро, скоростной трамвай, железнодорожное сообщение), автобус перевозит
около 400 тыс. чел. ежедневно (почти в 6 раз больше чем метрополитен).
54.
Это порядка трёх четвертей всего пассажиропотока казанского общественного транспорта.
55.
56.
Действуют 55 автобусных маршрутов, обслуживаемых более чем 800 машинами.
57.
В основном это МАЗ, НефАЗ, а также китайские Higer и Golden Dragon.
58.
59.
Управление автобусными перевозками децентрализовано: действуют 9 операторов, в основном частники.
60.
Проблема, отмеченная в публикациях и бросившаяся автору в глаза во время посещения города - раннее окончание работы на некоторых маршрутов (чуть ли не к 20 часам), до предусмотренного графиком времени.
61.
Учитывая водный простор, который заходит прямо в город, неудивительно, что Казань борется с Самарой за звание всероссийской столицы городского и пригородного водного пассажирского судоходства.
62.
Впрочем, здесь у Самары есть ряд преимуществ: там у́же Волга, и на другой стороне реки - населённые пункты, куда добираться долго и сложно если не по воде. А в Казани - не так далеко Займищенский автомобильный мост через Волгу, и до какого-нибудь Верхнего Услона на машине или автобусе добираться может и не так красиво, но явно не медленнее из большинства частей города.
63.
Преимущество Казани - более высокий уровень финансирования, что позволяет поддерживать более интенсивное сообщение, и дополнительно повышает спрос.
64.
Кроме того, местный водный транспорт привлекателен для многочисленных туристов: одна из пригородных линий соединяет татарстанскую столицу с раскрученным "островом-градом" Свияжском/a>.
65.
В отличие от Самары и вообще подавляющего большинства российских городов на больших реках, в Казани сохранился речной вокзал как главный центр пассажирского судоходства, и здесь он находится недалеко от центра.
66.
Впрочем, у этого есть и минусы: децентрализация водного сообщения, как в Самаре (там пристани расположены вдоль практически всей волжской береговой линии в городской черте) обеспечивает определённые удобства для пассажиров, повышает привлекательность этого вида транспорта.
67.
Впрочем, Волга в Казани определённо дальше от города, чем в Самаре: "третья столица России" отделена от первой русской реки железной дорогой и промзонами.
68.
И кроме района речного вокзала (запад центра), только на северо-западе города (Адмиралтейская Слобода и тянущиеся дальше пригороды) обычному человеку легко выйти к воде.
69.
По состоянию на 2022 год, из Казани вверх по Волге (на запад, в сторону Свияжска/a>), осуществлялось 5 пригородных рейсов обычных судов ежедневно, плюс плюс недавно запущенный скоростной рейс до Чебоксар (с возможностью пересадки до Нижнего Новгорода/a>).
70.
Вниз по Волге (на юг, в сторону Болгара) есть 6 пригородных рейсов ежедневно и 2 рейса только по выходным, плюс скоростные суда до Болгара (1 рес ежедневно, 1 только по выходным) и Тетюшей (1 рейс ежедневно).
И ещё есть паром до крупного села Верхний Услон, расположенного прямо через Волгу от Казани.
71.