![](https://i.imgur.com/dcOfoe0.jpg)
![](https://i.imgur.com/N0RdUAM.jpg)
![](https://i.imgur.com/nGgZYOP.jpg)
Казань есть за что
критиковать: разрушение исторического наследия, плохая современная архитектура, высокий (по крайней мере, в прошлом) уровень преступности.
1.
![](https://i.imgur.com/JzQzxb1.jpg)
1а.
![](https://i.imgur.com/krB03Ag.jpg)
1б.
![](https://i.imgur.com/VkPRqAN.jpg)
Но если и есть что-то, в чём этот город впереди всей российской провинции, в чём он действительно может претендовать на звание "Третьей столицы" - так это в области городского транспорта.
2.
![](https://i.imgur.com/oSi9xeC.jpg)
Во-первых, Казань стала (и, видимо, так и останется), единственным в новой России городом, где всё-таки достроили и запустили метрополитен.
3.
![](https://i.imgur.com/fdZ54mY.jpg)
А после открытия не бросили систему на первой очереди (5 станций, 7 км), как это часто бывает в провинциальной России.
4.
![](https://i.imgur.com/V6PhRWV.jpg)
А продолжили её развивать.
5.
![](https://i.imgur.com/CPnmclW.jpg)
Во-вторых, Казань первой в стране стала заниматься реформированием наземного общественного транспорта.
6.
![](https://i.imgur.com/l9TycNI.jpg)
7.
![](https://i.imgur.com/Mu6oQw0.jpg)
Меры по оптимизации троллейбусного и особенно трамвайного сообщения спорные: были закрыты очень многие линии, и не всегда это были линии, наименее популярные у пассажиров.
8.
![](https://i.imgur.com/LwObsCq.jpg)
Однако, была сохранена основа системы, подвижной состав был обновлён полностью, а трамвайная сеть даже частично стала скоростной.
9.
![](https://i.imgur.com/iKwh7CM.jpg)
В случае с автобусом не только полностью заменили все машины на новые, но и избавились от маршруток.
10.
![](https://i.imgur.com/CVlav50.jpg)
И снова первыми в стране, уже в конце 2000-х гг., т.е. на несколько лет раньше чем даже в Москве.
11.
![](https://i.imgur.com/E8MoggP.jpg)
В-третьих, Казань (как и весь Татарстан) последние два десятилетия активно строит новые дороги и развязки.
12.
![](https://i.imgur.com/N3zltft.jpg)
Современный урбанистический дискурс предусматривает критическое отношение к этому типу транспортной инфраструктуры: мол, больше дорог - больше автомобилей, больше пробок, давайте лучше прокладывать трамваи на месте дополнительных автомобильных полос.
13.
![](https://i.imgur.com/XH88lMo.jpg)
Но некоторый базовый уровень автомобильной инфраструктуры, включающий в себя и скоростные дороги, и разноуровневые транспортные развязки, необходим современному городу, даже самому ориентированному на общественный транспорт, велосипедистов и пешеходов.
14.
![](https://i.imgur.com/PbgXsQR.jpg)
Проблема в том, что в большинстве российских городов нет этого базового уровня ни по дорогам, ни по общественному транспорту, и власти почти всегда выбирают автомобильную инфраструктуру в ущерб трамваям, троллейбусам, автобусам, и даже тут не всегда достигают успеха.
15.
![](https://i.imgur.com/biaCBKU.jpg)
В Казани же (редкий случай) что-то делается и для общественного транспорта, так что здесь строительство новых развязок и скоростных автодорог более уместно.
16.
![](https://i.imgur.com/fu1qWDG.jpg)
В этом аспекте Казань действительно находится практически на столичном уровне, почти на уровне Москвы.
17.
![](https://i.imgur.com/ySKXjMu.jpg)
Однако, в области строительства скоростных автодорог и развязок Казань выглядит всё же не так ярко, как во многих других областях - например, по общественному транспорту или отдельным строительным проектам.
18.
![](https://i.imgur.com/UyX9zJP.jpg)
В-четвёртых, в Казани, как и в Татарстане в целом, сохраняется высокая интенсивность водного пассажирского сообщения.
19.
![](https://i.imgur.com/XSxfWoj.jpg)
Паромы, катера, "речные трамваи", суда на воздушной подушке играют не последнюю роль в связи региональной столицы с противоположным берегом Волги.
20.
![](https://i.imgur.com/QabcLHU.jpg)
А также с лежащими вдоль по главной русской реке районами Татарстана.
21.
![](https://i.imgur.com/EsBDPhX.jpg)
Причём сохранён речной вокзал как главный хаб водных пассажирских линий.
22.
![](https://i.imgur.com/tHOUKir.jpg)