Редкий российский город за пределами Центрального региона я посетил столько раз, сколько пермский Кунгур, а ведь это не Екатеринбург и вообще не крупный город.
2.
Так уж сложилось: в 2009 году я
был там с зимней экспедицией кафедры гидрологии географического факультета МГУ, в 2015
ехал через
Урал в сторону
Алтая и решил показать этот красивый город своей тогдашней девушке, ну а в 2022 году я заехал сюда к другу, с которым я познакомился двумя годами раньше в Израиле.
3.
Друг вообще-то уже немало лет жил в Перми, но родом был именно из Кунгура.
4.
Впрочем, и безо всех этих поводов Кунгур стоит трёх посещений больше, чем бо́льшая часть российских городов.
5.
Когда старые города Перми Великой (
Чердынь,
Соликамск,
Усолье) уже были основаны, росли и процветали на соли и евроазиатской торговле, на широту Кунгура периодически вторгались полунезависимые башкиры, и на южной границе лесов жить было сложно и небезопасно.
6.
И только в XVIII веке, когда российские пределы отодвинулись на юг, а вместе с ними по более удобному и короткому маршруту прошёл главный путь из европейской в азиатскую часть страны, эти в целом более приятные места превратились в основную полосу расселения.
7.
Вокруг Кунгура нет ни бескрайних лесов, ни болот, ни гор, ни старого завода с прудом (или хотя бы старого пруда).
Зато есть лесостепной ландшафт с неплохими почвами и купеческие особняки, что напоминает то ли о Поволжье, то ли о Черноземье.
8.
И только холмы с редкими скальными выходами да карстовые пещеры, да зоны напоминают о том, что мы на Урале.
9.
10.
11.
Кунгур вырос на большой дороге, на Сибирском тракте.
12.
с
Нет, ну то есть изначально он был основан как крепость на южной границе российского Урала, от башкир, но в рост он прошёл именно после появления этого важнейшего пути.
13.
Сухопутный маршрут через континент был очень долог тогда, гораздо дольше морского пути, но многие товары всё же везли по нему через всю Евразию, прежде всего такой ценный и недешёвый в то время товар, как чай.
Ну и для внутрироссийской торговли, для снабжения дальних регионов и управления огромной страной проложенный к середине XVIII века Сибирский тракт был незаменим.
14.
Вдоль него вырос не один десяток купеческих и ямских поселений, и Кунгур был одним из крупнейших таких населённых пунктов в пределах Урала.
15.
Да и окрестности города гораздо больше подходят для земледелия, чем кислые почвы североуральской тайги, так что из Кунгурского уезда всегда было что вывозить.
16.
Кунгур ни в предреволюционное, ни в советское время не стал большим городом или крупным индустриальным центром, что немало поспособствовало сохранению его исторического облика.
17.
В то же время, Кунгур был достаточно крупным и индустриализированным, чтобы в советских условиях продолжать оставаться центром локального масштаба и не приходить в упадок.
18.
Уникальность Кунгура в том, что это ещё и старый туристический центр - с тех времён, когда туристических центров ещё было совсем немного.
19.
Кунгурская пещера - может и не самая выдающаяся, но пожалуй самая известная пещера в нашей стране.
20.
21.
Ну и объективно там есть что посмотреть: как и положено при карстовых процессах, в пещере можно увидеть многочисленные залы со сводчатыми и воронкообразными потолками, озёра, натёчные образования, камни и скальные выступы самых внезапных форм и размеров.
22.
Основой промышленной мощи Кунгура стало машиностроение, и во многом поэтому эта мощь постепенно осталась в прошлом: эта отрасль - одна из наиболее пострадавших от постсоветских экономических пертурбаций.
23.
Местный машиностроительный завод, он же "Турбобур", специализировался на выпуске бурового оборудования, прежде всего для добычи углеводородов, но даже это если и продлило его существование, то ненадолго.
24.
В итоге сейчас Кунгур отчасти вернулся к тому, что было 100 лет назад.
25.
Основная промышленность, которая сейчас работает в городе - это пищевая (во многом на местной продукции), а вместо торговли теперь туризм.
26.
Одно осталось неизменным: как город в сталинские времена стал местом концентрации заключённых, так им и остался.
27.
Хотя недавно исправительную колонию всё же вывели из центра Кунгура, но учреждение ФСИН на южной окраине города никуда не делось, как и ещё одно в районе.
28.
В этом отношении Кунгур - уральский город даже без заводского пруда, гор и лесов вокруг: ФСИН остаётся здесь чуть ли не самым стабильным работодателем.
29.
Город при этом не кажется особенно депрессивным и вообще выглядит лучше, чем многие более индустриальные уральские города.
30.
Сказывается влияние туризма и относительно зажиточная, населённая сельская округа, для которой Кунгур остаётся локальным центром.
31.
Тем не менее, демографическая динамика говорит сама за себя: сейчас кунгуряков почти на 20% меньше, чем 30 лет назад (63 тысячи человек вместо 82).
32.
33.
34.
Особенную прелесть старой части Кунгура придаёт рельеф: холмы обступают город с трёх сторон, а улицы и улочки спускаются к рекам Сылва и Ирень.
35.
36.
Добавляет колорит и не совсем обычная планировка: хотя центр тут по устройству совершенно екатерининский (совсем не оригинальная прямоугольная сетка улиц), реки текут по городу не совсем очевидным образом.
37.
Кунгур был построен не на стрелке рек, как было заведено у нас на Русской равнине: в холмистом Предуралье хватало и других природных объектов, которые могли служить естественной защитой.
38.
Кунгур сформировался в междуречье Ирени и Сылвы, в паре километров южнее их слияния, и быстро перебрался на другой берег Сылвы, а потом образовались и заиреньские кварталы.
39.
А иреньско-сылвинскую стрелку как раз заняла промзона ныне полузаброшенного машиностроительного завода.
Реки Ирень и Сылва не зарегулированы водохранилищами и вообще никак не зарегулированы, весенние половодья на них обильны и своеобразны.
40.
Собственно, изучением этого своеобразия и занималась наша гидрологическая экспедиция 2009 года.
41.
42.
Соответственно, мостов в городе гораздо больше, чем в среднем российском райцентре: только автомобильных их тут 4, и столько же пешеходных, и это только через Ирень и Сылву.
43.
44.
Но и их явно не хватает.
45.
При взгляде на Кунгур сверху (например,с воздушного шара) видно, что город сильно разделён водными преградами, особенно это сказывается на связи центра и западных пригородов через Ирень.
46.
Как видно, в Кунгуре совсем немного крупных многоэтажных жилмассивов: есть более старые кварталы между бывшим машиностроительным заводом и центром, есть более новый Нагорный на северо-западной окраине.
47.
А в остальных направлениях - единичные двух-, трёх-, пятиэтажки, максимум кварталы многоквартирной жилой застройки, окружённые частным сектором, а иногда и историческими зданиями.
48.
49.
50.
Такая мозаичность определённо делает город более уютным.
51.
52.
Историческая застройка центра чаще всего сменяется частным сектором, нередко полудеревенского вида.
53.
54.
Особенно много такого на востоке, юге, западе города.
55.
56.
Как и триста лет назад, Кунгур расположен на важнейшем транспортном пути Европа - Азия.
57.
Через самый крупный город юго-востока Пермского края проходит Северный ход Транссибирской железнодорожной магистрали (участок
Пермь -
Екатеринбург) и магистральная автодорога Пермь - Екатеринбург (федеральная автодорога Р242).
Только теперь перевозки и перемещения стали гораздо более быстрыми и дальнемагистральными, и Кунгур как транзитный город гораздо меньше в них вовлечён, чем в даже 100 лет назад: грузы по большей части проходят мимо, а пассажиры так вообще в основном пролетают над городом на самолётах.
В Кунгуре останавливаются все транзитные поезда дальнего следования, но ненадолго: станция неузловая, это не станция стыкования (начало, конец, смена типа электрификации), а город невелик.
Так по железной дороге в Кунгур приезжают в основном пассажиры пригородных электричек, которых тут целых 9 пар со стороны Перми, из которых 5 следуют дальше на восток.
Но всё же основной способ попадания в Кунгур, как часто бывает в России в таких случаях - это на автобусе: ведь автобусы ходят значительно чаще.
Хотя автобус идёт лишь на 20 минут меньше (100 минут вместо 2 часов), и приходит туда же, на привокзальную площадь в паре километров юго-восточнее кунгурского центра.
Да, главный транспортный терминал Кунгура, состоящий из автовокзала и железнодорожного вокзала, находится несколько на отшибе, дальше, чем это обычно бывает в городах такого размера.
И это при том, что западнее магистральная железная дорога проходит гораздо ближе к центру города, и от расположенных там остановочных пунктов (прежде всего платформы Шпальник) до центральной части Кунгура гораздо ближе, чем от собственно вокзала.
Но на этом участке железная дорога то поворачивает, то опускается, то поднимается, и место для размещения железнодорожной станции там найти непросто.
58.
Автодорога Р242 проходит Кунгур по объездной, что скорее хорошо: меньше в городе транзитного транспорта. Хотя для выезда в сторону Чусового (автодорога Кунгур - Лысьва - Чусовой - Губаха - Березники) придётся проехать через самый центр города.
Когда важные для города объекты так разбросаны, то особенную важность обретает местная автобусная система.
59.
Она сравнительно неплоха для райцентра: чуть больше 10 маршрутов, охватывающих город и пригороды, которые в основном обслуживаются автобусами средней вместимости (на базе старых добрых ПАЗиков, а ещё ЛиАЗов).
60.
Хотя есть и маршрутки.
61.