Автодорожная инфраструктура в Норильском промышленном районе неплоха, особенно если учесть, что это 69 градус северной широты.
1.
Самая северная в мире крупная городская агломерация и почти самая северная в мире железная дорога широкой колеи дополняется самой северной в России качественной дорожной сетью.
2.
И если таймырский участок сети (автодорога Норильск - Дудинка западнее поворота на аэропорт Алыкёль) чуть хуже, там ощутимы просадки, вызванные вечной мерзлотой, то в Большом Норильске дороги такие, какие не везде на материке есть.
3.
Хотя по факту основная дорога только одна, она идёт со стороны Дудинки через Кайеркан, Центральный Норильск мимо Оганера до Талнаха, и никаких объездных не предусмотрено.
4.
Зато на центральных улицах основной части Норильска впечатляешься: сколько же здесь машин, особенно если учесть что уехать на них можно максимум на 100 километров.
5.
Да, только зимой (которая в этих краях длится до 9 месяцев) в Норильский промышленный район можно доехать по зимнику, а в остальное время года сюда можно попасть только теплоходом по Енисею через Дудинку, ну или на самолёте.
6.
Ну а в основном все попадают сюда с большой земли на самолётах - в аэропорт Алыкёль на полпути между Норильском и Дудинкой, куда раньше ходили электрички, а теперь - только автобус раз в два часа (а зимой в пургу движение может останавливаться на много часов).
7.
8.
Сейчас в Норильске с пригородами и окрестностями из общественного транспорта остались только автобусы - хотя они в местных условиях и менее надёжны: в условиях зимних заносов бесперебойную работу железной дороги проще обеспечить.
9.
Взаимодействие между частями Норильска такое, какое мало в какой российской городской агломерации встретишь: интервалы междугородних автобусов между Норильском и Кайерканом, Норильском и Талнахом короткие, какие не у всякого городского маршрута бывают.
10.
11.
12.
13.
А по городу автобусы в Норильске ходят почти с московской частотой - разве что заканчивают работу раньше.
14.
Сами автобусы в Большом Норильске достойные: в основном все они - большой вместимости (белорусские МАЗы), ходят более-менее исправно.
15.
И маршрутная сеть устроена неплохо, по линейному типу (на каждую автобусную линию приходится минимальное количество маршрутов, но с интенсивным движением), с главным пересадочным узлом на норильском автовокзале ("Административно-деловой центр").
16.
Но, как я успел убедиться, автобусный транспорт со скрипом справляются с пассажиропотоком: вечером буднего дня, несмотря на 15-минутный интервал, в автобус междугороднего маршрута "Норильск - Кайеркан" залезть было непросто.
Норильская автобусная инфраструктура имеет такую выраженную местную специфику, как закрытые остановки, где можно укрыться от холода и постоянно дующих здесь ветров.
17.
(
отсюда)
Такие остановки я видел везде и в Талнахе, и в Центральном Норильске, Оганёре, Кайеркане, но нередко можно увидеть и знакомые нам по Москве павильоны (закрытые в лучшем случае с двух сторон), и просто кусок тротуара с лавочкой (что я особенно оценил во время типичного для норильского сентября косого, почти параллельного земле дождя).
18.
Если в норильский аэропорт Алыкель раньше ходили электрички, и через реку Норильская кроме автодороги и трубопроводной трассы перекинуты рельсы - то, значит, в этом суровом краю и железная дорога есть?
19.
Да, и без неё функционирование промышленности с такими объёмами производства было бы невозможно: сырьё и готовую продукцию везут в норильский аванпорт Дудинку небыстрые грузовые поезда.
20.
А вот пассажирского сообщения в Большом Норильске, до аэропорта Алыкель и Дудинки больше нет.
21.
До 1990-х самая северная в мире городская агломерация была обеспечена соответствующим пассажирским транспортом: в Норильске и окрестностях функционировало 11 маршрутов пригородных поездов, некоторые из которых по факту были городскими (до рудников на юге Норильска), а некоторые - междугородними (Норильск - Дудинка, Норильск - аэропорт Алыкёль).
22.
(
отсюда)
Причём западнее Норильска, до самой Дудинки всё было электрифицировано,и там курсировали электрички, а восточнее, до рудников Талнаха - поезда под тепловозами.
23.
Но в 1990-е годы всё это великолепие приказало долго жить, и сейчас сама северная в мире
Норильская железная дорога обслуживает грузовые перевозки между рудниками, комбинатами и дудинским портом, которые невозможно перевести на автомобильный транспорт.
24.
Пассажирское сообщение на местной железной дороге прекратилось, а электрификация была снята во многом потому, что вся инфраструктура принадлежит "НорНикелю"; если бы всё это было государственное, то в каком-то виде пассажирские поезда в Норильске, вероятно, дотянули бы до наших дней.
25.
Не все маршруты, конечно, но до аэропорта Алыкёль и Дудинки через Кайеркан, до Талнаха, думаю, сохранялось бы пассажирское сообщение.
26.
Железная дорога связывает друг с другом все населённые пункты и промышленные зоны Большого Норильска, но не всегда напрямую.
27.
Так, между Кайерканом и Норильском, в районе Норильска железнодорожная линия, обслуживая промзону, описывает большие петли, вообще не заходя в жилмассив Центрального Норильска, что явно снижает гипотетическую конкурентоспособность пассажирского сообщения на железной дороге.
28.
Впрочем, в ту эпоху, когда железная дорога была основным пассажирским перевозчиком Норильского промышленного района, никакие пассажирские поезда не проходили город транзитом.
29.
Обслуживающие западную часть агломерации, аэропорт, Дудинку электрички все начинались от тупиковой станции почти в самом центре Норильска, а курсирующие на восток (Валёк, Талнах) пассажирские поезда на тепловозной тяге все отправлялись от станции на восточном выезде из города, тоже не так далеко от жилого массива.
30.
От некогда разветвлённой сети пассажирских железнодорожных маршрутов с довольно интенсивным движением (десятки пар поездов в сутки) остался только музей железнодорожной техники у вокзального здания в Норильске.
31.
Вокзал в неоклассическом стиле впечатляет своими размерами, достойными какого-нибудь города-миллионника на "материке".
32.
Дело в том, что Норильская железная дорога не должна оставаться изолированной долгое время, когда этот вокзал строился: в последние сталинские годы активно строилась Трансполярная железная дорога со стороны Воркуты и Лабытнанги.
33.
В итоге сейчас действуют только отдельные участки несостоявшейся магистрали (Чум - Лабытнанги, Надым - Новый Уренгой - Пангоды), а Норильская железная дорога, видимо, навсегда остаётся ведомственной и изолированной.
34.