![](https://i.imgur.com/Fo8xqDr.jpg)
![](https://i.imgur.com/Fi4Ckww.jpg)
Автодорожная инфраструктура в Норильском промышленном районе неплоха, особенно если учесть, что это 69 градус северной широты.
1.
![](https://i.imgur.com/xTfCstG.jpg)
Самая северная в мире крупная городская агломерация и почти самая северная в мире железная дорога широкой колеи дополняется самой северной в России качественной дорожной сетью.
2.
![](https://i.imgur.com/E3jd75j.jpg)
И если таймырский участок сети (автодорога Норильск - Дудинка западнее поворота на аэропорт Алыкёль) чуть хуже, там ощутимы просадки, вызванные вечной мерзлотой, то в Большом Норильске дороги такие, какие не везде на материке есть.
3.
![](https://i.imgur.com/SN3pnjz.jpg)
Хотя по факту основная дорога только одна, она идёт со стороны Дудинки через Кайеркан, Центральный Норильск мимо Оганера до Талнаха, и никаких объездных не предусмотрено.
4.
![](https://i.imgur.com/22ytHxH.jpg)
Зато на центральных улицах основной части Норильска впечатляешься: сколько же здесь машин, особенно если учесть что уехать на них можно максимум на 100 километров.
5.
![](https://i.imgur.com/goAyZv1.jpg)
Да, только зимой (которая в этих краях длится до 9 месяцев) в Норильский промышленный район можно доехать по зимнику, а в остальное время года сюда можно попасть только теплоходом по Енисею через Дудинку, ну или на самолёте.
6.
![](https://i.imgur.com/Nqd169w.jpg)
Ну а в основном все попадают сюда с большой земли на самолётах - в аэропорт Алыкёль на полпути между Норильском и Дудинкой, куда раньше ходили электрички, а теперь - только автобус раз в два часа (а зимой в пургу движение может останавливаться на много часов).
7.
![](https://i.imgur.com/LgRMgpy.jpg)
8.
![](https://i.imgur.com/xTjisZF.jpg)
Сейчас в Норильске с пригородами и окрестностями из общественного транспорта остались только автобусы - хотя они в местных условиях и менее надёжны: в условиях зимних заносов бесперебойную работу железной дороги проще обеспечить.
9.
![](https://i.imgur.com/cFXCMYJ.jpg)
Взаимодействие между частями Норильска такое, какое мало в какой российской городской агломерации встретишь: интервалы междугородних автобусов между Норильском и Кайерканом, Норильском и Талнахом короткие, какие не у всякого городского маршрута бывают.
10.
![](https://i.imgur.com/ldTJdih.jpg)
11.
![](https://i.imgur.com/yDAG4DE.jpg)
12.
![](https://i.imgur.com/GVVMRyl.jpg)
13.
![](https://i.imgur.com/aNz2zRp.jpg)
А по городу автобусы в Норильске ходят почти с московской частотой - разве что заканчивают работу раньше.
14.
![](https://i.imgur.com/XV6VOFv.jpg)
Сами автобусы в Большом Норильске достойные: в основном все они - большой вместимости (белорусские МАЗы), ходят более-менее исправно.
15.
![](https://i.imgur.com/4BtX44K.jpg)
И маршрутная сеть устроена неплохо, по линейному типу (на каждую автобусную линию приходится минимальное количество маршрутов, но с интенсивным движением), с главным пересадочным узлом на норильском автовокзале ("Административно-деловой центр").
16.
![](https://i.imgur.com/sxCINI2.jpg)
Но, как я успел убедиться, автобусный транспорт со скрипом справляются с пассажиропотоком: вечером буднего дня, несмотря на 15-минутный интервал, в автобус междугороднего маршрута "Норильск - Кайеркан" залезть было непросто.
![](https://i.imgur.com/jmmShQE.jpg)
Норильская автобусная инфраструктура имеет такую выраженную местную специфику, как закрытые остановки, где можно укрыться от холода и постоянно дующих здесь ветров.
17.
![](https://i.imgur.com/Ji7dj4X.jpg)
(
отсюда)
Такие остановки я видел везде и в Талнахе, и в Центральном Норильске, Оганёре, Кайеркане, но нередко можно увидеть и знакомые нам по Москве павильоны (закрытые в лучшем случае с двух сторон), и просто кусок тротуара с лавочкой (что я особенно оценил во время типичного для норильского сентября косого, почти параллельного земле дождя).
18.
![](https://i.imgur.com/rGmZ2iZ.jpg)
Если в норильский аэропорт Алыкель раньше ходили электрички, и через реку Норильская кроме автодороги и трубопроводной трассы перекинуты рельсы - то, значит, в этом суровом краю и железная дорога есть?
19.
![](https://i.imgur.com/zDaxGt7.jpg)
Да, и без неё функционирование промышленности с такими объёмами производства было бы невозможно: сырьё и готовую продукцию везут в норильский аванпорт Дудинку небыстрые грузовые поезда.
20.
![](https://i.imgur.com/Fi4Ckww.jpg)
А вот пассажирского сообщения в Большом Норильске, до аэропорта Алыкель и Дудинки больше нет.
21.
![](https://i.imgur.com/f8tgvxj.jpg)
До 1990-х самая северная в мире городская агломерация была обеспечена соответствующим пассажирским транспортом: в Норильске и окрестностях функционировало 11 маршрутов пригородных поездов, некоторые из которых по факту были городскими (до рудников на юге Норильска), а некоторые - междугородними (Норильск - Дудинка, Норильск - аэропорт Алыкёль).
22.
![](https://i.imgur.com/74YZszi.png)
(
отсюда)
Причём западнее Норильска, до самой Дудинки всё было электрифицировано,и там курсировали электрички, а восточнее, до рудников Талнаха - поезда под тепловозами.
23.
![](https://i.imgur.com/R5Ifj0t.jpg)
Но в 1990-е годы всё это великолепие приказало долго жить, и сейчас сама северная в мире
Норильская железная дорога обслуживает грузовые перевозки между рудниками, комбинатами и дудинским портом, которые невозможно перевести на автомобильный транспорт.
24.
![](https://i.imgur.com/T4Jblys.jpg)
Пассажирское сообщение на местной железной дороге прекратилось, а электрификация была снята во многом потому, что вся инфраструктура принадлежит "НорНикелю"; если бы всё это было государственное, то в каком-то виде пассажирские поезда в Норильске, вероятно, дотянули бы до наших дней.
25.
![](https://i.imgur.com/yuNK7Mf.jpg)
Не все маршруты, конечно, но до аэропорта Алыкёль и Дудинки через Кайеркан, до Талнаха, думаю, сохранялось бы пассажирское сообщение.
26.
![](https://i.imgur.com/f6qhr8X.jpg)
Железная дорога связывает друг с другом все населённые пункты и промышленные зоны Большого Норильска, но не всегда напрямую.
27.
![](https://i.imgur.com/ZVTIMhT.jpg)
Так, между Кайерканом и Норильском, в районе Норильска железнодорожная линия, обслуживая промзону, описывает большие петли, вообще не заходя в жилмассив Центрального Норильска, что явно снижает гипотетическую конкурентоспособность пассажирского сообщения на железной дороге.
28.
![](https://i.imgur.com/Z3P00e7.png)
Впрочем, в ту эпоху, когда железная дорога была основным пассажирским перевозчиком Норильского промышленного района, никакие пассажирские поезда не проходили город транзитом.
29.
![](https://i.imgur.com/Ms5gU26.jpg)
Обслуживающие западную часть агломерации, аэропорт, Дудинку электрички все начинались от тупиковой станции почти в самом центре Норильска, а курсирующие на восток (Валёк, Талнах) пассажирские поезда на тепловозной тяге все отправлялись от станции на восточном выезде из города, тоже не так далеко от жилого массива.
30.
![](https://i.imgur.com/s4dzsUI.jpg)
От некогда разветвлённой сети пассажирских железнодорожных маршрутов с довольно интенсивным движением (десятки пар поездов в сутки) остался только музей железнодорожной техники у вокзального здания в Норильске.
31.
![](https://i.imgur.com/1GdarL5.jpg)
Вокзал в неоклассическом стиле впечатляет своими размерами, достойными какого-нибудь города-миллионника на "материке".
32.
![](https://i.imgur.com/iSNnMQM.jpg)
Дело в том, что Норильская железная дорога не должна оставаться изолированной долгое время, когда этот вокзал строился: в последние сталинские годы активно строилась Трансполярная железная дорога со стороны Воркуты и Лабытнанги.
33.
![](https://i.imgur.com/Uw67sBy.png)
В итоге сейчас действуют только отдельные участки несостоявшейся магистрали (Чум - Лабытнанги, Надым - Новый Уренгой - Пангоды), а Норильская железная дорога, видимо, навсегда остаётся ведомственной и изолированной.
34.
![](https://i.imgur.com/oOnUEBh.jpg)