Ярославль: Заволжье

Nov 17, 2021 09:50












Волга протекает через большую часть Европейской России, и на её берегах расположено 68 городов, в том числе четыре с населением больше миллиона человек, ещё пять, где живёт от полумиллиона до миллиона, и 11 с населением больше 100 тысяч.

4.


Однако, лишь 12 из этих городов расположено на обоих берегах великой реки (и всего лишь 6 - ниже Рыбинска, где Волга становится большой рекой). А для почти всех городов на обеих берегах реки их заволжская часть - это периферия, современные районы, тем более что связывающих берега мостов тут тоже не очень много.

5.


Не исключение и Ярославль (восьмой по размеру город на Волге, кстати), где Заволжье вошло в городскую черту в 1920-е годы, а полноценной урбанизированной территорией не стало и сейчас.

6.


Я уже неоднократно сетовал, что значительная часть обширной (200 квадратных километров) территории в административных границах Ярославля - это неосвоенное или слабоосвоенное пространство: пустыри, поля, деревни, включённые в состав города, но не превращённые в урбанизированные территории, минимальное количество асфальтированных дорог, часто не большее, чем в сельской местности.
Для Заволжского района всё это верно в наибольшей степени: здесь живёт одна шестая часть ярославцев, но это примерно треть городской территории, и за исключением пары застроенных многоэтажками районов и нескольких посёлках при заводах всё это - пусть и густонаселённая, но сельская местность.
Район вытянут вдоль левого берега Волги на все 25 километров длины города, нигде не уходя за Волгу больше чем на 4 километра.

7.


В общем, комплексного освоения ярославского Заволжья так и не произошло, и едва ли уже произойдёт: хотя здесь заметно новое многоэтажное строительство, оно в основном концентрируется в существующих микрорайонах; хотя население района в целом выросло с 1991 года на 10%, с 2010 года оно остаётся примерно на одном уровне.
Стоит ли говорить, что в ярославское Заволжье так и не провели трамвайных или троллейбусных линий; Заволжский - единственный ярославский район без электротранспорта.
Заволжье, однако, несколько более интересно для туриста, чем Брагино: тут расположены как минимум три значимых достопримечательности.
Толгский монастырь - одна из главных достопримечательностей всего Ярославля:

8.


Ярославский зоопарк - самый новый из крупных зоопарков России, Ярославская детская железная дорога - важный объект для железнодорожных фанатов.

Если посмотреть за Волгу с центральной Волжской набережной, то откроется вот такой вид:

9.


За деревьями не видно одно- и двухэтажных домов, и только в последние годы из-за низкого горизонта стали высовываться новые многоэтажки микрорайонов Заволжского.

10.


В принципе, можно подумать, что город кончается на Волге, а то, что там маячит вдали - это какие-нибудь пригороды или вообще соседний город.
И действительно, старинное заволжское предместье Ярославля Тверицы мало изменилось за последнее столетие, и храм Зосимы и Савватия конца XVII века - всё такая же доминанта этого села, оказавшегося так близко к центру города.

11.


Хотя в последние десятилетия здесь появляется всё больше таунхаусов и вместительных коттеджей: жить у воды, в своём доме, да ещё и с видом на ярославский Старый город - это звучит привлекательно.

12.


Справедливости ради надо отметить, что есть у разбросанности и неосвоенности ярославского Заволжья и свои плюсы. Так, не все незастроенные земля здесь - это пустыри, болота, зарастающие поля, брошенные промзоны или военные части, тут остались крупнейшие в Ярославле куски настоящего леса.
Ближайший такой кусок начинается как раз за Тверицами (Тверицкий бор).
А за Тверицким бором находится ядро всего Заволжского района, его самая населённая часть - Заволга

13.


Она состоит из 6 многоэтажных микрорайонов.

14.


Такое ощущение, что здесь, на нескольких процентах площади административного района, проживает чуть ли не половина его населения.

15.


Тут есть даже такая примета цивилизации, как "Макдональдс" (единственный в заволжской части Ярославля):

16.


Но и в Заволге есть историческое наследие - это Благовещенская церковь, возведённая в екатерининские времена (1770-е годы).

17.


Как водится, она - вместе с кладбищем - сохранилась тут от старой деревни.
Наверное, из многоэтажных микрорайонов Ярославля Заволга - самый экологически чистый: крупных промышленных предприятий тут нет, кроме небольшой железнодорожной промзоны, а с восточной стороны к многоэтажкам подступает второй лесной массив - Яковлевский бор.
Официально он находится уже за пределами административных границ Ярославля, но его (с его 4 квадратными километрами площади) всё же можно назвать самым обширным городским лесом.

По этому лесу проложена трасса Ярославской (официально Малой Северной) детской железной дороги.

18.


Поясню про этот феномен, не известный многим далёким от железнодорожной тематики людям.
Это такое уникальное советское явление, одновременно и аттракцион, и тренажёр для юных железнодорожников.

19.


Появившиеся в 1930-е годы, к концу советского времени детские железные дороги действовали в десятках городов страны.

20.


Эти узкоколейки, проложенные в парках и лесопарках крупных городов, обслуживаются в основном подростками, для которых это такое дополнительное образование, что-то вроде кружка. Как сообщается, "более половины таких юных железнодорожников в дальнейшем связывают свою карьеру с железной дорогой".
На детской железной дороге есть почти всё то же, что есть на "взрослой": станции, подвижной состав, депо:

21.


Судьба детских железных дорог после распада Союза сложилась по-разному: в большинстве постсоветских стран они деградировали и закрылись, где-то существуют на минималках (Украина), где-то модернизируются и даже развиваются (Россия). Где-то они сохранились как технический объекты, но потеряли свою функцию аттракциона-тренажёра (Тбилиси, Ереван, казахстанские Алма-Ата, Караганда, Чимкент).
Детская железная дорога - это, как правило, колея 750 мм, узкоколейные тепловозы или мотовозы и специально построенные (или переделанные) вагоны.

22.


Сейчас в России действуют 26 детских железных дорог, из которых половина находится в европейской, половина - в азиатской части страны, и Ярославская со своей почти 6-километровой линией - на 4 месте по длине.
Детские железные дороги начали строиться в 1930-е годы, но пик их развития пришёлся на послевоенные 1950-е - 1960-е годы, и пущенная в 1970 году Ярославская ДЖД - скорее поздняя, чем ранняя.
В других странах СНГ сейчас функционируют ещё 14 детских железных дорог (в основном на Украине), в европейских странах - бывших странах соцлагеря - ещё 14 (в основном на востоке Германии).
При этом почти все зарубежные детские железные дороги в 1990-е годы утратили свою образовательную функцию и сейчас работают исключительно как аттракцион.

23.


На Ярославской ДЖД - целых 5 станций.

24.


И дорога проложена не кольцом, а огромной петлёй, причём оба конца петли с конечными станциями ("Ярославская" и "Пионерская") находятся на небольшом расстоянии друг от друга.

25.


26.


Между станциями - музей Северной железной дороги, совсем рядом - круговая развязка на выезде из Заволги.
В последние лет 10 в детские железные дороги России пошли значительные инвестиции; полагаю, это можно рассматривать как часть общей программы модернизации РЖД. Обновлён подвижной состав, отремонтированы пути, реконструированы станции - что-то из этого сделано на любой из детских железных дорог страны, и Ярославская тут не исключение.
Если управляют детской железной дорогой дети и подростки (при помощи взрослых, правда), то ездят на ней в основном семьи с детьми:

27.


28.


Но есть в этих местах и "взрослая" железная дорога: магистральная линия Москва - Архангельск, перейдя через Волгу, пересекает ярославское Заволжье чуть севернее Твериц и Заволги, и быстро покидает границы города.
В Заволжском районе расположена одна пассажирская станция - Филино, и она находится в нескольких сотнях метров от микрорайонов Заволги. В сутки тут останавливается 5 пар электричек, причём в сторону центра города 4 из них идут дальше главного вокзала: 2 - до Московского вокзала, 2 - ещё дальше в сторону Костромы.
Но использование электричек в качестве городского транспорта здесь не очень оправдано: до вокзала железная дорога идёт кружным путём, огибая центр города по огромной дуге, а рядом с ярославским центром со стороны Волги станции вообще нет.
От станции Филино отходят две подъездные железнодорожные линии, обслуживающие промышленные предприятия Заволжья: одна на север (до завода "Резинотехника"), одна на юг (до волжских причалов в Вакарево). Они охватывают почти всю обширную территорию ярославского Заволжья, и тут можно только помечтать о гипотетическом запуске по ним железнодорожного пассажирского (или трамвайного) сообщения.

Когда-то был план превратить всё Заволжье напротив ярославского центра в такой густонаселённый район: предполагалось снести Тверицы и всё пространство до Волги застроить многоэтажками.
Но, как это легко заметить, план не был осуществлён.

29.


Роскошный шестиполосный проспект Авиаторов, главная улица Заволги, у Твериц резко поворачивает, сужается в полтора раза и вливается в ведущую на Октябрьский мост Урочскую улицу.

30.


Октябрьский мост, построенный в 1966 году, долгое время был единственным автомобильным мостом через Волгу от Рыбинска и до Нижнего Новгорода.

31.


В 1970-е - 1980-е автомобильные мосты через главную русскую реку появились почти во всех крупных городах, а в Ярославле второй мост (Юбилейный) ввели в эксплуатацию в 2006 году, в рамках подготовки к 1000-летию города.

32.


Но для центральной и южной частей Заволжья Юбилейный мост на севере не очень актуален, и почти весь траффик идёт через узкий Октябрьский мост.

33.


Траффик не только до ярославских районов и посёлков, но и транзитный - из центра города на вологодскую трассу и на выезд в сторону Любима.

Улицы между урбанизированными районами Заволжья тоже нешироки - чаще всего по одной полосе в каждую сторону, часто не имеют тротуаров - почти сельская среда:

Если ехать по улице со смешным названием Шевелюха, которая является единственной связкой между центром города и выездом на вологодскую трассу, то после бывшей деревни Смоленское и военной части покажется, что город закончился: слева будет озеро, справа - заболоченный и зарастающий пустырь.
Но вот вдали виднеются эстакады развязки, а слева - некое новое строение, облицованное пластиком.
Это ярославский зоопарк, который, как и мост, был открыт в рамках празднования 1000-летнего юбилея
Это самый молодой зоопарк в России. Но при этом он один из самых крупных: если по количеству животных он занимает 6-е место в стране, то по количеству видов животных - 2-е, а по площади - аж 1-е; это единственный зоопарк в России, занимающий площадь больше 1 квадратного километра.

34.


К сожалению, как и почти всё, построенное к ярославскому 1000-летию, здания зоопарка отличаются очень неважной архитектурой - примерно как худшие образцы лужковского стиля из Москвы 90-х.
Но в остальном всё очень даже неплохо - действительно большая территория (хотя лишь небольшая её часть действительно занята вольерами и клетками - видимо, остальное предназначено "на вырост"), довольно много животных.

35.


36.


37.


Хотя опять-таки кажется, что не так много, как официально заявлено: тот же калининградский или новосибирский зоопарк кажутся обширнее.

38.


Не обошлось и без медведя, символа Ярославля:

39.


Самое приятное место - контактный зоопарк с сельскими домашними животными, он же "детский зоопарк":

40.


41.


Можно и ламу потрогать, но только в присутствии сотрудников, а это уже не так интересно:

42.


В целом - неплохое место.

43.


Заслуживает уважения сам факт создания с нуля в провинциальном городе новой достопримечательности такого масштаба.

Толгский монастырь, жемчужина ярославского Заволжья, расположен в его северной части - примерно напротив Брагина.
Кажется, что ехать далеко: до центра города отсюда 15 километров, но есть районы ещё дальше.
Развязка объездной дороги у зоопарка:
Дальше опять полное ощущение, что город кончается - деревни, посёлки, поля, перелески, дачные посёлки; да и расписание автобусов тут не совсем городское - раз в полтора-два часа.

44.


Толгский монастырь был основан ещё в XIII веке, но основа нынешнего монастырского ансамбля была заложена во второй половине XVII века - как почти все старые церкви Ярославля.

45.


Монастырь изначально был мужским, но после советского периода восстановлен был почему-то как женский.

46.


47.


Как это обычно бывает в женских монастырях, в Толге заметна ухоженность и обилие цветов:

48.


49.


50.


Пруд с лебедями:

51.


За ним - надвратная Никольская церковь:

52.


А ворота ведут к Волге, к пристани, куда причаливают и местные рейсовые речные трамваи, и, видимо круизные теплоходы заходят иногда:

53.


Как и в случае с расположенным в центре города Спасо-Преображенским монастырём, в Толгском монастыре строились новые здания и в XVIII, и в XIX веках (в основном кельи и хозяйственные помещения), но основная часть обители дошла до нас в максимально неизменном виде.
Введенский собор 1680-х годов постройки:

54.


Храм Спаса Нерукотворного начала XIX века - в стиле московского барокко и с многоглавой башней:

55.


56.


Рядом с ним - самая новая постройка монастыря, часовня в неорусском стиле, возведённая в 1893 году в честь монахов, убитых тут в Смутное время поляками:

57.


Отдельно порадовало живое монастырское хозяйство - вот такие огороды прямо под стенами:

58.

Толга, Ярославль, Ярославская область, Центр, монастырь, Золотое кольцо, Волга, Золотое кольцо России, Толгский монастырь

Previous post Next post
Up