Старый и прекрасно сохранившийся Рыбинск, как можно видеть по его ухоженному, но полному жизни историческому центру - не музей под открытым небом и заметно отличается от малых городов русской глубинки вокруг.
3.
Хотя Рыбинск теряет население почти с такой же скоростью, как периферийные райцентры Ярославщины, он остаётся мощным промышленным центром, сложно устроенным и очень развитым для своего размера и статуса городом.
4.
Интенсивное индустриальное развитие, которое началось ещё до первых пятилеток, в советское время мало затронуло историческую часть города: ведь Рыбинск никогда не был региональным центром, и тут не понадобилось втыкать здание обкома прямо посреди старой застройки.
5.
Заводы и призаводские районы затронули лишь западные кварталы Старого Рыбинска, проредив, а кое-где начисто слизав их.
6.
А потом город быстро пошёл расти вдаль, вверх по Волге, и за Волгу.
7.
Кроме того, у Рыбинска ещё до революции возникли другие рабочие окраины, кроме нынешней Центральной промзоны и Торговщины на западе - на востоке, на юго-востоке, и от этих ядер развитие продолжилось и в советское время.
8.
Но всё же ядро Нового Рыбинска, его Новый Центр - это районы рядом с Центральной промзоной и НПО "Сатурн".
9.
В паре километров западнее Соборной и Красной площадей Старого города.
10.
Сюда приходит та же улица Крестовая - быстро меняющая, впрочем, своё название на проспект Ленина.
11.
По главной городской магистрали через новый центр проходит основная троллейбусная линия, обслуживающая густонаселённые жилмассивы западнее.
12.
Новый центр - это в основном советская застройка, она тут и ранняя (конструктивизм), и средняя (сталинский ампир), и поздняя (хрущёвки и брежневки), но есть и немного дореволюционных зданий.
13.
В общем, облик района довольно разнообразен.
Сердцевина района - целая вереница скверов и площадей.
14.
Но главный элемент этой вереницы - площадь Дерунова на пересечении проспекта Ленина и улицы Свободы.
15.
16.
Площадь окружают здания из всех эпох рыбинской архитектуры: на востоке 12-этажка 1960-х годов, настоящая иллюстрация к лозунгу "борьба с излишествами":
17.
Вообще, Рыбинск - довольно высотный для своего статуса (районный, пусть и индустриальный центр) и размеров: здесь рано стала появляться типовая жилая застройка выше 9 этажей; как и в случае с волжским мостом, в этом Рыбинск опередил областной центр Ярославль.
На южной стороне площади Дерунова - дореволюционное здание Авиационного колледжа, крупнейшее старое здание за пределами исторического центра Рыбинска, украшение района:
18.
19.
А на западе - послевоенное неоклассицистическое здание:
20.
Павел Дерунов - пожалуй, главный деятель советского индустриального Рыбинска; много лет он был директором моторостроительного завода (сейчас НПО "Сатурн"), и занимался там не только расширением производства авиационных моторов, но и осваивал такие новые виды продукции, как снегоходы "Буран".
21.
На север от площади Дерунова уходит аллея Славы:
22.
За Волжской набережной она вливается в Волжский парк.
Там, обращённый к Волге, возвышается памятник Авиаторам:
23.
Человек, победно поднявший над головой винт самолёта - очень ёмкий образ.
За неимением в Рыбинске официального главного парка культуры и отдыха эту роль отчасти выполняет Волжский парк. Если пойти вдоль реки направо, то можно выйти к исторической части набережной с хлебными биржами и Спасо_Преображенским собором из
прошлой части.
А вдоль проспекта Ленина от площади Дерунова уходят ещё несколько скверов, обрамляющие главную проходную "Сатурна" южнее проспекта.
24.
В безымянном сквере у проходной - "Макдональдс" и памятник Фёдору Харитонову, советскому военачальнику родом из ближайших окрестностей Рыбинска:
25.
Сюда же выходит дом с башенкой начала 1950-х годов - то есть в Рыбинске даже есть своя сталинская мини-высотка:
26.
Напротив проходной - самое внушительное советское здание в центре Рыбинска, клубный комплекс "Авиатор".
27.
28.
Этот большой ДК был построен в 1930-е годы в стиле постконструктивизма, и уже имеет некоторые черты послевоенного неоклассицизма.
29.
А южнее площади Дерунова - ещё одна большая площадь, официально именуемая "парком Димитрова"
30.
Между ней и заводом тянутся конструктивистские дома конца 1920-х - начала 1930-х годов постройки.
31.
Самый яркий образец - так называемый "дом-коленвал" характерной ломаной формы.
Если возвращаться из нового центра обратно в старый по проспекту Ленина и Крестовой - то там прямо на границе районов находится универмаг "Юбилейный":
32.
В прошлом это была главная торговая точка города:
33.
За новым центром расположена обширная Центральная промзона, образованная одним-единственным предприятием - "Сатурном", на котором изготавливаются авиадвигатели и турбины, а на северо-западе к ней примыкает Торговщинская промзона, даже более крупная.
Её главный резидент - судостроительный завод "Вымпел":
34.
Он строит в основном военные суда, прежде всего военные катера.
С трёх сторон центровые рыбинские промзоны окружены застройкой, и это самые густонаселённые жилмассивы Рыбинска: на западе - Веретье и Западный микрорайон, на юге - Скоморохова Гора.
35.
Проспект Ленина в этом самом Веретье и заканчивается.
36.
Но если повернуть на Переборский тракт и ехать дальше, то скоро пойдёт частный сектор, а потом сплошная застройка и вовсе закончится, уступив место полям и деревенькам.
Кажется, мы выехали из Рыбинска, и название улицы как бы на это указывает: ведь "трактом" обычно называют междугороднюю дорогу.
37.
Но не тут было: уже километра через 3 город начнётся опять.
38.
Ведь Рыбинск занимает огромную площадь, сопоставимую с площадью Ярославля (который втрое больше его по населению). Между ядрами плотной застройки расположены обширные неиспользуемые или слабо используемые пространства: в советское время город строился как бы "на вырост".
Но выроста, как известно, не произошло, скорее наоборот.
Микрорайон Переборы, который начинается через несколько километров от "Прибрежного" и "Веретья-2", возник на месте одноименной деревни в 1930-е годы, при строительстве Рыбинской гидроэлектростанции, и он примыкает с юга к Волжскому гидроузлу с его шлюзовыми камерами.
Впрочем, до войны вместо настоящих жилых кварталов тут были бараки ВолгоЛага: как и почти все большие стройки той поры, Рыбинская ГЭС возводилась в основном силами заключённых.
И только после войны, после того как рядом с Переборами был построен кабельный завод, тут появились первые жилые дома.
39.
40.
Двух- и трёхэтажные дома той поры и сейчас занимают значительную часть микрорайона.
41.
Есть тут и свой дворец культуры (непритязательная позднесоветская постройка), и "Летний парк отдыха", но я туда не добрался.
Но главная достопримечательность этих мест - Волжский гидроузел Рыбинской ГЭС.
42.
Как я уже упоминал во
вводной части, Рыбинская гидроэлектростанция уникальна тем, что состоит из двух плотин на двух реках: она перекрывает Волгу в нескольких километрах выше устья Шексны (которая впадает примерно напротив судозавода "Вымпел") и Шексну в паре километров выше её впадения в Волгу.
Шекснинская плотина - это выработка электроэнергии, Волжская - шлюзовые камеры для прохода судов в Рыбинское водохранилище и обратно.
43.
На архитектурное оформление шлюзов и других гидротехнических сооружений 1930-х - 1950-х годов вообще денег не жалели - все эти башни, арки, скульптуры.
44.
Но в случае с Рыбинской ГЭС советская архитектура превзошла сама себя:
Как это часто тогда бывало, к гидроузлу прилагается циклопическая скульптура - в данном случае "Мать-Волга", сооружённая в 1953 году.
45.
Она стоит уже выше шлюзов и смотрит на просторы водохранилища.
46.
Где то на одной из стен шлюзов ещё есть панно, посвящённое Стеньке Разину, но я его не заметил.
47.
А если переехать по высокому мосту над шлюзами - тут проходит не только автомобильная, но и железная дорога - и повернуть направо, обратно на юго-восток, то можно попасть в Волжский микрорайон, самый удалённый из жилмассивов Рыбинска.
48.
Его "районообразующее" предприятие - это "Газовые Турбины":
49.
"Волжский" оправдывает своё название - он вытянут вдоль Волги больше чем на 2 километра.
Сам микрорайон застроен, кажется, исключительно серыми позднесоветскими многоквартирными домами, примерно как в Веретье и Скомороховой Горе, и даже этажность тут почти такая же.
И только узоры на торцах домов, обращённых к Волге, немного разнообразят пейзаж.
50.
Ну и памятник Покорителям космоса:
51.
Итак, теперь мы едем уже по другому берегу Волги, но обратно в сторону центра Рыбинска; следующий микрорайон на нашем пути - это посёлок ГЭС.
Если Переборы возникли при строительстве плотины со шлюзами, то посёлок ГЭС - при строительстве плотины с гидроэлектростанцией.
52.
Это совсем небольшой микрорайон, весь состоящий из малоэтажных послевоенных домов.
53.
Одно из самых уютных мест в Рыбинске.
В здании местного ДК находится музей советского времени ("парк Советского периода"), а у слияния Шексны с Волгой неподалёку - реплика древнерусской крепости Усть-Шексна, которая считается предшественницей Рыбинска. Впрочем, до этих примечательных мест я не добрался.
А из посёлка ГЭС по второй плотине, плотине Шекснинского гидроузла и через Волжский мост на прямом автобусе можно приехать обратно в Старый Город.
Но я выйду раньше - в Заволжском районе; из всех заволжских частей Рыбинска так называется только та, которая расположена прямо напротив исторического центра.
Район образовался из нескольких сросшихся пригородных деревень и промзоны старой судоверфи братьев Нобель восточнее. Мост через Волгу построили только к 1963 году, и до этого нынешнее рыбинское Заволжье было гораздо более удалённым местом.
Ближе к Волге здесь можно найти какое-то количество старых домов, но большая часть района - частный сектор, в основном ничем не примечательный.
Самое интересное место - Петровский парк, оставшийся от усадьбы Михалковых (тех самых, от которых произошёл главный гимнюк).
Сама усадьба уцелела лишь частично, и оставшиеся от неё здания заняты городским кадетским корпусом.
54.
А вот парк хоть и запущен, но уцелел, и очень приятен для прогулок:
55.
56.
Неестественно крутой холм украшает беседка советского времени, в своё время бывшая символом Рыбинска:
57.
58.
Верфь братьев Нобель в восточной части рыбинского Заволжья - значимое место, она выросла из Нобелевского городка.
Нобелевские городки - это были опорные пункты на длинном пути транспортировки бакинской нефти (Баку - Астрахань - Царицын/Волгоград - Рыбинск - Петербург). Нефть в то время, по мере распространения двигателей внутреннего сгорания, как раз начала обретать популярность, а окрестности Баку были одним из главных мест её добычи в мировом масштабе; перевозкой нефти занимались братья Нобель - представители именно этой семьи примерно в то же время учредили Нобелевскую премию.
Даже район вокруг верфи называется "Слип" - в честь вот этого элемента судоверфи, где производится спуск судов на воду:
59.
Но вот с суши осмотреть эту восточную рыбинскую окраину я так и не удосужился.
Напротив верфи братьев Нобель, уже на основном рыбинском берегу, отделённый от центра рекой Черёмухой, располагается городской порт:
60.
И верфь, и порт вроде работают, но видно что не очень активно.
Вот и закончился прекрасный Рыбинск, и наш путь лежит вниз по Волге - в Ярославль.