Я много написал о том, какая Карелия некарельская, русифицированная и вообще не очень понятно на каких основаниях она сохраняет статус республики.
3.
Что
Западной Карелии мало для того, чтобы весь регион воспринимался как национальный.
Если вы думаете, что в Петрозаводске я нашёл карельский этнозаповедник, то это не совсем так: коренного населения в региональной столице меньше, чем в среднем по региону (5% против 7%). Но чувствуется в городе что-то не совсем провинциально-русское.
4.
И непонятно, то ли это большое количество довольно цивильных парков и общественных пространств, то ли грамотное функциональное зонирование, то ли расположение на холмах над огромным озером.
5.
То ли хороший по меркам российского регионального центра общественный транспорт, то ли просто люди на улицах.
6.
То ли почти по-прибалтийски аккуратные здания:
7.
Или, может быть, по-московски обширные лесопарки, или почти по-московски высотная жилая застройка и хорошие дороги - в сочетании с не по-московски чистым воздухом и простором.
8.
9.
И вода, столько воды.
10.
11.
Даже старые рабочие районы и пустыри выглядят в Петрозаводске как-то на удивление опрятно:
12.
Тут, конечно, есть и русское северное.
13.
Но оно какое-то такое опрятное, почти цивильное:
14.
Хотя - чего греха таить - есть и чисто русское:
15.
В ожидании выборов Петрозаводск радовал своей политической рекламой:
16.
Хотя коммунисты в последние годы не набирали здесь сколько-нибудь выдающегося количества голосов.
17.
Петрозаводчане - это 45% населения Карелии, и 5% карел в городе - это вторая по величине община в регионе (13 тысяч человек, после карел Олонецкого района).
18.
Ну и ещё с советского времени Петрозаводску, как столице автономной республики (а в 1940-1956 годах - и целой союзной республики!) полагались центры изучения культуры официального коренного населения и национально окрашенные культурные учреждения. И карелы, самый близкий (из сколько-нибудь многочисленных) к столицам не ассимилированный славянами финно-угорский народ определяют лицо города больше чем на 5% своего количественного представительства здесь.
А 16 лет истории Петрозаводска, когда он был на одном уровне с Минском, Ташкентом или Киевом - они ведь сыграли не последнюю роль в хорошо спланированной и реализованной (самое важное) пространственной структуре города, с парками и неоклассицистическими общественными зданиями.
19.
Но обо всём по порядку.
"Петрозаводск" - такое историческое горнодобывающее название, которое проще представить не на озёрно-болотистых северо-западных землях, а где-нибудь на
Урале или в крайнем случае в Сибири. Собственно, в Восточной Сибири был свой Петровский Завод (нынешний Петровск-Забайкальский), знаменитый как место ссылки декабристов - и в детстве я подозревал, что первых русских революционеров ссылали именно в Карелию, а не в неведомый заводской посёлок в Забайкалье.
Но в петровскую эпоху технологический процесс был проще, требования к сырью ниже - но и сырьё это можно было достать практически везде. Ведь в России почти везде можно найти какое-нибудь болото, а на протяжении столетий основным, а иногда и единственным сырьём для изготовления железа была именно болотная руда. Стоит только вспомнить вологодско-новгородскую
Устюжну, в древнерусские времена бывшую главным центром чёрной металлургии - она располагается на границе издревле обжитых среднерусских земель и Севера, а значит рядом с болотами, но не так далеко от крупных центров потребления железа.
Но Пётр Россию вздёрнул на дыбы, и на десятилетия сделал главным центром потребления чего-либо Санкт-Петербург - и карельская болотная руда оказалась практически под рукой. В случае с железом, конечно, главным потребителем был не сам Петербург, а северо-западный и западный театры практически непрерывных военных действий.
Может возникнуть вопрос - почему карельские, а, например, не новгородские болота: они ближе, и водный (тогда единственный) путь доставки к устью Невы такой же простой?
Руду надо ещё переплавить в металл, а в тогдашних условиях единственная сила, которую человек мог поставить себе на службу для выполнения такой задачи - это вода.
А вода показывает свою силу на перепадах высот, с которыми в Карелии не в пример лучше, чем на новгородской равнине.
Завод на Онежском озере, у устья реки Лососинки заложили почти с упреждением - всего через полгода после закладки самой Северной столицы, которая тогда была ещё далеко не столицей, а просто крепостью на северо-западных рубежах Русского царства.
Уже в 1704 году новый завод заработал в полную силу; впрочем, как и многие другие начинания Петра I, он поначалу оказался не очень востребованным, и закрылся уже через пару десятилетий. Новое рождение завода, и рождение современного Петрозаводска, относится уже к екатерининским временам - когда многое из заложенного Петром наконец укоренилось и стало давать какие-то плоды.
Новый завод назвали Александровским, но город назвали Петрозаводском; в 1770-е - 1780-е, в эпоху помимо всего прочего и великих градостроительных реформ, новый губернский центр получил регулярную планировку и какой-то минимальный набор учреждений.
20.
Впрочем, губерния по старой памяти называлась Олонецкой - в честь самого старого карельского города. Но сам Олонец никогда не был губернским городом - как и почти все северные города того времени, он был крайне мал. Впрочем, сам Петрозаводск был не больше - фактически, он оставался заводским посёлком, оторванным от главных торговых путей и основной полосы расселения.
Всё было настолько плохо, что в первой половине XIX века даже был проект перенести губернский центр в
Вытегру на другом берегу Онежского озера. Она стояла на основном торговом пути в Петербург, и жизни там было не в пример больше; но региональный центр туда так и не перенесли, аргументировав это тем обстоятельством, что в Петрозаводске, дескать, уже построены административные здания, а в Вытегре это надо будет сделать с нуля.
Впрочем, захолустность города никак не мешала Александровскому заводу быть очень продвинутым технически: ещё в 1788 году здесь была построена, по некоторым данным, первая в России железная дорога (
"чугунный колесопровод"). Здесь Петрозаводск, получается, опередил и рудничную железную дорогу
Змеиногорска, и гораздо более известную заводскую железную дорогу
Нижний Тагил с его отцом и сыном Черепановыми.
Несмотря на удалённость и отсутствие железной дороги, во второй половине XIX века начался довольно быстрый рост города, и в 1860-е годы в Петрозаводске проживало уже более 11 тысяч человек - немалая цифра для губернского города Российской империи той эпохи.
21.
Впрочем, к тому времени Александровский завод оказался в затяжном кризисе, подобном тому, что переживали в то же время уральские предприятия: низкокачественная болотная руда не подходила для всё более технологичной металлургии, лес, основное топливо для печей, добывать становилось всё труднее; низкая производительность труда и недостаточная техническая оснащённость тоже не способствовали конкурентоспособности предприятия. Вместе с упадком завода замедлилось и развитие города, лишённого каких-либо других значимых драйверов роста; даже после модернизации, в результате которой на заводе вместо чугунных орудий стали делать снаряды, он оставался отсталым и едва ли рентабельным.
Однако, город всё равно начал опять расти быстрее; в начале 1916 года в Петрозаводск пришёл первый поезд, что открывало перед губернским центром совершенно новые перспективы развития, но тут революция - и всё замерло как минимум на 5 лет.
Петрозаводск вполне был затронут первой волной индустриализации, и за 1930-е годы вырос почти вдвое, но всё равно оставался городом небольшим, и темпы его развития выглядели не так впечатляюще на фоне основных новых промышленных центров Союза.
Петрозаводск, в общем-то, так и оставался городом одного завода, только он из Александровского снарядоделательного стал Онежским машиностроительным, а потом Онежским тракторным - впрочем, появлялись и другие предприятия, прежде всего судостроительные: эта отрасль в СССР развивалась стремительно.
Не стал Петрозаводск мегаполисом и после резкого повышения статуса, когда в 1940 году город стал столицей целой союзной республики (Карело-Финской): к этому моменту тут не было и 100 тысяч человек населения.
22.
Впрочем, этот статус явно увеличил капиталовложения в городскую инфраструктуру и строительство.
Но сначала была война, когда уже через три месяца после 22 июня Петрозаводск был оккупирован финнами; военные разрушения, как и во многих других пострадавших от оккупации и бомбёжек городах, дали послевоенным архитекторам и проектировщикам возможность развернуться.
Тем более что Петрозаводск, несмотря на полную смену обстановки и замирение с Финляндией, оставался столицей Карело-Финской ССР аж до 1956 года, и ресурсов городу, соответственно, перепадало чуть больше, чем среднему советскому центру области, АССР или автономного округа.
23.
Но и после 1956 года городу, в принципе, грех было жаловаться на невнимание властей или недостаток капиталовложений: чего стоит только большое количество новых общественных зданий, инфраструктурные проекты (например, разветвлённая троллейбусная сеть в тогда 150-тысячном городе); местное отделение Академии Наук продолжало развиваться (правда, с небольшим перерывом в начале 1960-х)
Вторая волна индустриализации тоже не обошла город стороной, и с 1940-х в городе стали появляться новые предприятия, и стали быстрее развиваться старые - судостроительные, а потом и другие машиностроительные (в том числе станкостроительные).
Промышленность города стала более ориентированной на местные нужды - озёрно-речное судоходство и лесная/лесоперерабатывающая промышленность: тракторы градообразующего Онежского завода - вовсе не для вспашки полей, а для лесоповала, да и машиностроение в значительной степени было завязано на целлюлозно-бумажные комбинаты Севера.
Как видно, в городе не появилось сколько-нибудь вредных промышленных предприятий; Петрозаводск стал одним из немногих официальных туристических центров советского времени - благодаря соседним Кижам, куда ездили и иностранные туристы.
Всё это плюс связи с Финляндией, единственной из капиталистических стран с таким уровнем взаимодействия и совместных проектов с Советским Союзом (так называемая
финляндизация), заметные в том числе на уровне самого культурно и исторически близкого к этой стране региона, ставило карельскую столицу в довольно исключительное положение, что тоже не могло положительно не отразиться на внешнем облике и состоянии города.
При этом бÓльшая часть карельской глубинки - в первую очередь русские районы севера и северо-востока республики - уже с 1960-х годов, вместе со всем Севером, вошли в полосу глубокого упадка.
После 1991 года этот процесс затронул практически всю карельскую периферию; за постсоветские годы республика потеряла более 20% населения, что, впрочем, является не таким уж большим показателем для северного или нечерноземного региона.
Машиностроение, составляющее основу промышленного комплекса Петрозаводска - одна из самых пострадавших в результате структурных преобразований экономики отраслей, и крупнейшие заводы города значительно снизили объём своей работы - или вовсе остановились.
Коснулось города и такое новомодное явление, как
джентрификация - в её российском варианте: в 2007 года Онежский завод, старейшее и градообразующее предприятие, вывели с площадки в центре города в новую промзону на юге города.
24.
Но в Петрозаводске, судя по всему, стала бурно развиваться сфера услуг, особенно туризм - и город сохранил миграционную привлекательность.
25.
Несмотря на близость к Санкт-Петербургу, перетягивающему значительную часть трудовых ресурсов, карельская столица продолжила расти.
26.
И местная социально-экономическая ситуация оставалась относительно стабильной - чего стоит только открытие в 1994 году - в самое сложное время - Онежской набережной.
27.
Как я уже неоднократно писал, такой объект, как благоустроенная и оборудованная для пешеходных прогулок набережная - чуть ли не самый редкий вид улично-дорожной сети в российских провинциальных городах.
28.
Реже встречаются, наверное, только взвозы, тупики и порядки (не в смысле что там всё спокойно и по плану, а в смысле что дома стоят в ряд - на такой забавный тип улицы натыкался я в Среднем Поволжье).
Вот так вот и получился такой Петрозаводск - не слишком богатый, но в меру зажиточный, живописный, цивильный и довольно европеизированный для российской региональной столицы, что резко контрастирует с большей частью Карелии, которая выглядит как обычная северная русская глубинка, а кое-где ещё похуже.
И даже карельский филиал РАН жив - только он теперь официально именуется "научным центром"; он занимается в основном местными проблемами - водными, геологическими, лесными, но и есть более фундаментальные направления (биология, прикладная математика, экономика), и одно уникальная сфера (культура финно-угорских народов).
И местный университет, как я слышал, является крупнейшим центром изучения карельского языка и культуры, что, думаю, способствует сохранению самосознания местной немаленькой карельской общины.
Город небольшой, но выглядит очень пригодным для жизни - не как
Мурманск, но тоже очень даже ничего.
Тут всё не настолько обустроено для жизни, как в Мурманске, но зато климат заметно более комфортный.
Сочетание не очень большого населения и всего, что идёт как дополнение - меньшего уровня загрязнения, шума, мусора - с тем набором инфраструктуры, который больше ожидаешь встретить в куда более крупном городе - это ли не то, что ассоциируется у нас с европейской цивилизацией и европейским типом расселения?
29.
Да, 280 тысяч петрозаводчан - это примерно как в крупных московских пригородах (Подольск, Химки, Зеленоград, Королёв; распространяющуюся как раковую опухоль Балашиху я в расчёт не беру).
30.
Это меньше чем во всех региональных центрах Севера - кроме Сыктывкара - однако, кажется, в Мурманске скоро будет жить столько же, а потом и меньше.
31.
Но петрозаводчан, в отличие от мурманчан становится всё больше - с Перестройки примерно на 2%.
32.
Увеличение городского населения - это, конечно, за счёт миграционного прироста естественным образом городское население почти нигде не растёт, особенно на Севере.
33.
Если продолжать сравнивать Петрозаводск с московскими пригородами аналогичного размера, то сравнение почти во всех случаях будет не в пользу последних. В сросшимся со столицей Ближнем Подмосковье выше доходы и легче с работой, но, как правило, очень плохо с городской средой, так себе с чистым воздухом и общественными пространствами. Бóльшая часть пригородов в наших условиях превращаются в исполинские спальные районы - без нормального планирования и функционального зонирования; исключение - пригороды, которые сумели стать настоящими городами, даже вблизи мегаполиса в некотрой степени самодостаточные (Подольск), или те, строительство которых было особым случаем и специальным проектом (Зеленоград, который к тому же потом вошёл в состав столицы).
Но в Петрозаводске, так или иначе, есть и довольно гармоничная городская территориальная структура, и много природы, и много свежего воздуха.
И периодически что-то напоминает о том, что это Карелия:
34.
Несмотря на немаленькое количество высотных зданий, город занимает значительную площадь: он вытянут вдоль Петрозаводской губы Онежского озера километров на 15, и уходит от озёрного берега вглубь на 5-7 километров.
35.
Петрозаводск разнообразен: многоэтажки сменяются частным сектором, частный сектор - парками, лесами, промзонами.
36.
37.
Онежское озеро - это, конечно, не Байкал; но другого берега тоже местами не видно:
38.
А спокойная вода - хотя шторма тут бывают
не хуже, чем
на Ладоге - добавляет эффектности:
39.
Планировка петрозаводского центра регулярная, дореволюционная; такая же регулярная (но советская) планировка в северном спальном районе (Первомайский-Октябрьский), вытянутом вдоль озера.
40.
В то же время, в остальном городе сетка улиц более живописная - особенно на нагорном западе и юго-западе.
Не последняя хорошая черта городского устройства - высокий уровень связности улично-дорожной сети, которому могла бы позавидовать та же Москва. В Петрозаводске практически нет типичных для постсоветских городов барьеров и непреодолимых полос - следствия нереализованных генеральных планов; здесь много соединяющих разные районы улиц и дорог, в том числе и пересекающих главный разделитель в наших городах - железную дорогу.
Тоже приятная, почти европейская особенность.
Ещё одна европейская особенность - хороший
общественный транспорт.
Основа транспортной системы - троллейбус; по целому ряду показателей городская троллейбусная сеть находится на одном из ведущих мест в России.
Но автобус тоже не отстаёт - город уже отказался от микроавтобусов и сейчас уходит от хаотической маршрутной схемы (отменяются дублирующие маршруты).
Повторюсь, что в Петрозаводске очень хорошо с лесами, лесопарками и прочими общественными зелёными зонами.
41.
А как только город кончается - начинается лес.
42.
Более-менее освоенные сельскохозяйственные земли подходят только с севера.
И очень многие из этих зелёных пространств - более-менее благоустроенные, и почти все имеют названия, что, пожалуй, ещё более редкий случай.
43.
Пара десятков поименованных парков, лесопарков и скверов - такое сделало бы честь любому российскому городу-миллионнику.
Ну а что на центральных улицах много деревьев - так это почти в любом российском городе за пределами МКАДа.
44.
Нельзя не упомянуть и по-карельски быстрые речки (Лососинка и Неглинка), сбегающие в Онежское озеро через центральную часть города - они не убраны в трубы.
45.
А кое-где их берега благоустроены, и они заметно оживляют парки, через которые протекают.
46.
47.
Близкие и хорошие отношения с водой - ещё же в Петрозаводске есть великолепная Онежская набережная - дают 100 очков вперёд любому городу, особенно российскому.
48.
Петрозаводск устроен как любой уважающий себя более-менее старый и крупный постсоветский город, он состоит из трёх частей - центр, в той или иной степени исторический, распланированный и сформировавшийся к 1917 году, промышленная (как правило, уже частично деиндустриализированная) полупериферия, бывшие пролетарско-заводские окраины, и спальные многоэтажные микрорайоны, выросшие за заводами уже после войны.
49.
Как правило, между этими микрорайонами вклинивается частный сектор, на юге занимающий бóльшую часть территории города - но Петрозаводск на севере, и малоэтажной застройки здесь совсем немного; хотя и заметно больше, чем даже в северо-карельских городах.
50.
Многоэтажные спальные районы здесь настоящие, полномасштабные, своим размером достойные города-миллионника; как видно по карте, крупных их тут три - Первомайский-Октябрьский на севере и Ключевая на юге, Кукковка на юго-западе и Древлянка на западе; а северо-запад (Сулажгора) - это в основном как раз частный сектор.
51.
Причём если первые два микрорайона (Первомайский-Октябрьский и Ключевая) - они по-советски были построены рядом с заводами, то Кукковка и Древлянка - они на горе, рядом с лесопарком, и на работу из них только в центр (или на другой конец города) ездить, что уже как-то даже по-капиталистически.
В Кукковке живёт около 50, в Древлянке - около 60 тысяч человек, то есть вместе два главных "спальника" Петрозаводска концентрируют около 40% населения города.
52.
А на крайнем северо-востоке города, даже немного за Петрозаводской губой, есть ещё старое село (Соломенное), так и не поглощённое и не переваренное городом полностью:
53.
Полукольцо заводов вокруг центра в Петрозаводске очень правильное для такого небольшого города; оно почти сплошное.
Обычно промзона исторически неразрывно связана с железными дорогами - вот и здесь она вытянута вдоль магистральной линии на Мурманск, западнее и северо-западнее центра, только на севере и на юге подходя к озеру.
54.
На юге, там, где она смыкается с центром города, расположен городской порт, довольно оживлённый для пресноводного (хоть и обширного) водоёма.
55.
Центр города довольно велик - всё-таки к моменту захвата власти большевиками в Петрозаводске было уже под 20 тысяч жителей, что совсем немало по тогдашним меркам (примерно как в тогдашнем Владимире).
56.
Впрочем, дореволюционного там осталось не так уж много - центральная площадь, завод, "старый город" (несколько отреставрированных деревянных кварталов) на берегу озера, и ещё несколько отдельных зданий; на мой вкус, не меньший интерес представляет неоклассицистическая застройка 1930-х - 1950-х годов.
Всё это разбросано по холмам над Онежским озером - живописный рельеф тоже никому ещё не вредил.
57.
Сочетание густонаселённых и малоэтажных жилых районов, старой и новой застройки, парков, воды и промзон в примерно равных пропорциях, относительно высокий уровень благоустройства и обустроенности городкой среды - думаю, это главные компоненты приятного и даже какого-то уютного образа Петрозаводска.
58.
Обо всём этом - о транспорте и разных петрозаводских районах - подробнее в следующих сериях.