Глубокая Карелия: Муезерский район

Mar 30, 2018 01:36












4.


Июльским утром мы вчетвером, вместе с кучей вещей и оборудования погрузились в видавшую виды "Ниву" и выехали из Костомукши по восточной дороге. Той основной, которая соединяет город и с внешним миром, и с промзоной.
Мы направлялись на лесоповал, или "на делянку", как это называется здесь.

5.


Проехали крупное село Ледмозеро - именно здесь Западно-Карельская железная дорога пересекается с новой линией на Кочкому. Ещё пара десятков километров на восток за Ледмозеро - и здесь от основной трассы ответвляется дорога на юго-запад, к райцентру Муезерский.
Дорога, в полном соответствии с описанным мною в
заглавном посте про Дальнюю Карелию, замысловато петляет между деревень, озёр и болот, дважды пересекая Западно-Карельскую железную дорогу.

6.


Муезерский - ничем не примечательный посёлок городского типа, центр одного из наименее населённых районов Северо-Запада.

7.


Район не только крайне малонаселённый, он ещё и стремительно пустеющий: если к концу советского времени здесь проживало более 20 тысяч человек, то сейчас - вдвое меньше.
В Карелии бóльшая депопуляция (-52%) отмечалась только в совсем уж северном и глухом Лоухском районе.
Конечно, виной тому далеко не только "русский крест", особенно заметный в глубинке (рождаемость упала, а смертность снизилась гораздо меньше и хронически превышает рождаемость), но и миграция. Она, конечно, и в столицы (в том числе в местную столицу - Петрозаводск), но, подозреваю, немалую часть мигрантов оттягивает благополучная Костомукша, а также соседняя Финляндия - это касается прежде всего карелов, которых много и по ту сторону границы.
Кстати о карелах - их тут совсем немного, всего 13%. Как и в Восточной Карелии, коренное население было "размыто" в послевоенные десятилетия многочисленными мигрантами - они прибывали сюда на лесозаготовки, в посёлки, во множестве строившиеся в те годы вдоль железной дороги. Как-то так вышло, что значительная часть прибывших были белорусами - и сейчас белорусов в Муезерке больше чем карел, 18% населения; это чуть ли не самый белорусский район России.
Стоит ли говорить, что основа жизни в этих всё менее и менее населённых краях - это лес. В лесу его добывают, в деревнях и посёлках пилят, на станциях грузят в вагоны, в городах превращают в бумагу, картон и мебель.

8.


Не исключение и посёлок городского типа Муезерский: сюда лес свозят, здесь его минимально перерабатывают (пилят), здесь грузят на вагоны.
Впрочем, в последние десятилетия всё большее значение в лесоперевозках играет автомобильный транспорт.

8а.


Станция Муезерка Западно-Карельской железной дороги:

9.


В посёлке мы купили ещё немного продуктов, взяли ещё одного спутника - и отправились дальше на юг.
"Улучшенная грунтовка" - на самом деле улучшенная, хорошо обработанная грейдером - дальше тянется параллельно железной дороге, кое-где, впрочем, отходящая от неё на добрый десяток километров.

10.


По району она где-то хорошая, где-то сносная, а вот ещё южнее, в сторону Поросозера и Суоярви, как мне говорили, всё гораздо хуже, и мосты через многочисленные реки и протоки не все в наличии.

11.


А жаль - это был бы самый короткий выход из этих изолированных мест на Большую Землю, и не надо было бы объезжать через "костомукшскую трассу"; эта дорога, единственная асфальтированная на десятки километров вокруг, воспринимается на периферии только как настояшая магистраль.
Следующая после Муезерского деревня, километров через 30 - это Волома.

12.


13.


Волома стоит на реке Чирка, на одном из истоков великой реки Кемь (она же Чирко-Кемь), через которую стекают в море все окрестные реки и озёра.

14.


Это настоящая золотая тропа карельского водного туризма, и некоторые группы начинают свой путь от самой Воломы, от которой до далёкой станции Кемь и Белого моря несколько сотен километров непростого сплава. Река довольно порожиста - хотя самые, кажется, жёсткие пороги оказались под водой водохранилищ в нижнем течении.

15.


Но тут, в Воломе, река невелика и спокойна.

16.


Она переливается из озера в озеро как вода из чаши в чашу какого-нибудь классического фонтана.

17.


18.


Кроме реки, деревня запомнилась мне деревянной остановкой:

19.


И такой облицовкой из бутылочных пробок, донышек, банок и ещё бог знает чего:

20.


21.


И такой вот церковью пятидесятников:

22.


Детский сад:

23.


Главная площадь и сельский рынок:

24.


Для нас Волома была краем цивилизации.
Основная грунтовка тянется до Суккозера на краю Муезерского района, после чего становится непроезжей, а мы свернули на восток и ещё с десяток километров тряслись по лесовозным колеям.

25.


Вот и делянка - вагончик на пригорке, и припаркованная рядом техника.

26.


27.


Леса вокруг уже почти нет.

28.


29.


30.


Новые вырубки и старые вырубки, уже заросшие молодой порослью.

31.


Первые и вторые разделены перелесками.

32.


33.


34.


И главной приметы Карелии - озёр - вокруг тоже не обнаруживается.

35.


Только в паре километров восточнее я наткнулся на мелководное озерцо с заболоченными берегами, инкубатор для комаров; здесь такое называется "ламбиной".

36.


Такое маловодье - думаю, во многом потому, что здесь водораздел.

37.


И живописный рельеф немного исправляет положение.

38.


39.


Абсолютное безлюдье, и звенящая тишина.

40.


41.


Если отойти подальше от жужжащих пил, конечно.

42.


В отличие от Мурманской области, в Западной Карелии иван-чай уже отцветает:

43.


Вроде как много зверей - но видел и слышал я только птиц; впрочем, говорили, что ночью к вагончику приходил медведь.

44.


А вагончик внутри не очень отличался от небольшого домика - кухня, две небольшие комнаты, финская сантехника и вырезки из финских порножурналов.

45.


Да и техника финская, и хозяин финн, и один из моих гостеприимных хозяев-лесорубов (учитывая как выглядит процесс лесоповала, скорее "лесорезов") учился лесозаготовительному ремеслу в Финляндии. Это не так уж сложно, особенно этническим карелам вроде него.
Насколько я помню, для представителей родственного народа в соседней стране есть даже своя "программа возвращения" - не такая массовая, как в Израиле, но гораздо более эффективная, чем её российский аналог ("программа возвращения соотечественников").

46.


Валка леса на этой западно-карельской делянке напоминала больше его стрижку, или даже какую-то компьютерную игру.

47.


Кабина трактора оснащёна настоящими джойстиками:

48.


И лёгким движением руки дерево спиливается в нескольких местах, шинкуется (на самом деле освобождается от коры, но по-другому сказать язык не поворачивается), складывается в кузов - и всё это одним инструментом-манипулятором.

49.


50.


Где классический лесоповал, где трелёвочные трактора, которыми был не так давно славен петрозаводский Онежский тракторный завод?
Подозреваю, что не вся лесодобывающая отрасль в Карелии оснащена на таком уровне, но, в любом случае, подобное трансграничное проникновение технологий впечатляет.

51.


Провёл я на лесной делянке сутки: понаблюдал за валкой леса, в том числе и из кабины трактора, побродил по окрестным холмам, исполосованным старыми и новыми лесовозными дорогами.

52.


53.


А уже на следующий день я распрощался со своими гостеприимными хозяевами.
Они подвезли меня обратно до Воломы, оттуда я добрался автостопом до Муезерского.
Автостоп в этих краях средний: не такой уж плохой процент подбирающих компенсируется крайней редкостью попутных машин.
Об ещё одной грани Глубокой Карелии - Калевальском районе - в следующей части.

август, Север-2016, 2016, Россия, Глубокая Карелия, Муезерский, июль, Карелия, Север

Previous post Next post
Up