Кола

Feb 03, 2018 22:09









Мурманск, и так неприлично вытянувшийся на два десятка километров в своих официальных границах, фактически, на своих южных микрорайонах не заканчивается.

3.


К южному Мурманску вплотную - не отделённая от многоэтажек арктической столицы даже какой-нибудь завалящей сопкой - подходит древняя Кола.
Это короткое и звучное название кому-то может показаться смешным, но всё становится на свои места, если посмотреть на карту. Кола, на самом деле, находится в гораздо более стратегическом месте, чем Мурманск - у самого конца Кольского залива, между устьями рек Кола и Тулома, в прошлом являвшимися важнейшими транспортными путями.

4.


И совсем можно преисполниться почтения к скромному ныне пригороду Мурманска, если обратиться к истории.
Основанная во второй половине XVI века, Кола вплоть до XX века была единственным постоянно существующим (в отличие от запустевших Пустозерска и Мангазеи) русским городом в Заполярье - недаром Кольский полустров назвали именно по ней.

5.


Несмотря на оторванность Колы от основной части Русского царства, город во многом выполнял функцию Мурманска - благодаря незамерзающим водам Баренцева моря торговля с западными странами здесь шла бойкая, хотя город и уступал в этом отношении Холмогорам, которым на смену пришёл основанный чуть позже Колы Архангельск.
Но Кола ещё была крайней северной русской крепостью, форпостом нашего государства на дальнем северо-западе, и Кольский острог как минимум дважнды подвергался нападению.
Особенно жестокой была бомдардировка города с английского корабля, имевшая место в 1854 году, во время Крымской войны, когда город был разрушен практически полностью, включая деревянный Воскресенский собор. Тем не менее, Благовещенский храм, построенный в том числе на деньги самой императрицы Екатерины II, сохранился, и остаётся старейшим каменным зданием доиндустриальной эры не только на Кольском полуострове, но и, кажется, во всём Заполярье.

6.


Да, именно что доиндустриальной эры - вплоть до строительства Мурманска Кола оставалась далёкой и оторванной от материковой России провинцией. Логично, что и все процессы происходили здесь с опозданием или не происходили вовсе.
Крошечный - с XVI по XIX век колян никогда, кажется, не было больше 1 000 человек - город, полностью утративший военное значение, с началом активного промышленного развития страны по факту стал селом. И Кола сохраняла свой статус, как это часто у нас бывает, только в силу своей славной истории. На какое-то время город даже лишился своей административной роли: Кольский уезд был упразднён, и функция управления северной частью Поморья и Кольским полуостровом перешла к гораздо более южной Кеми.
Но даже после того, как Кола вновь стала из заштатного уездным городом, и даже в 1910-е годы, когда поблизости началось активное строительство Мурманского порта и железной дороги, особенного оживления здесь не наблюдалось; советская власть довольно быстро и вовсе лишила Колу городского статуса.
Только после того, как Мурманск стал бурно расти, с началом индустриализации стала расти и Кола - теперь уже не столько как отдельный город, сколько как спутник соседнего областного центра.

7.


Кола стала центром Кольского района, включающего в себя окрестности и пригороды Мурманска - кроме закрытых городов и посёлков. Таким образом, Кола, далеко не самый крупный пригород Мурманска, стала центром полупериферии и периферии Мурманской агломерации; это довольно редкий случай для России, чтобы центром пригородного района был не центральный город агломерации.

8.


Как и вся Мурманская область в целом, Кола с концом советского периода свалилась в демографическую яму, и в случае Колы эта яма оказалась даже глубже: за последние десятилетия город потерял более 40% населения. Это более чем нетипично для пригородной зоны: в постсоветские годы в России даже в городах и регионах с крайне неблагоприятной демографической ситуацией (Пермь, Курган, Новгород) населения пригородов росло.
Как результат, сейчас в Коле проживает уже менее 10 тысяч человек, и город по этому показателю теперь уступает не только северным закрытым городам, но и находящимся в подчинении Кольского района Мурмашам.

9.


Кола всегда была даже менее индустриальной, чем Мурманск, а к настоящему моменту осталось и того меньше: вся местная промышленность - это железнодорожная станция Кола со складами, и пивзавод рядом с этой станцией, не считая котельной и всяких мелких предприятий на другом берегу реки.

10.


Так что местные, очень подозреваю, в массе своей всё-таки едут на работу в Мурманск.
Возможно, здесь и кроется причина такой потери населения: Мурманск сам уменьшился на треть, что снизило спрос на квартиры в областном центре настолько, что переехать туда из пригорода стало не так уж сложно.

11.


Ведь рост населения пригородной зоны в России связан не с тем, что люди хотят подольше добираться до мест работы и досуга, а с тем, что они ищут компромисс между ценой на недвижимость и расстоянием до этих самых мест работы и досуга.
А на чём же коляне едут в Мурманск?
Железнодорожная станция Кола расположена не в основной части города, а на другом берегу Колы-реки, ближе к южному Мурманску, чем к самой Коле.

12.


Да и с электричками в регионе, как я уже писал, ситуация более чем невесёлая.

13.


Впрочем, на станции Кола останавливается бÓльшая часть идущих на Мурманск поездов дальнего следования, так что для пассажирского сообщения с внешним миром станцию всё же можно оптимально использовать.
Через саму Колу, прямо посередине главной площади и почти по дворам проходит железная дорога Кола - Никель, но по ней движения уже несколько лет как нет, а жаль - учитывая трассировку линии, по ней можно было бы организовать пригородное движение.
Но, как мне кажется, местные жители не очень горюют из-за всех этих железнодорожных неудач: ведь через Колу раз в несколько минут проносятся маршрутки (а несколько реже - и автобусы), следующие в более дальние мурманские пригороды - в посёлок Молочный и в Мурмаши с аэропортом.

14.


Внутригородского транспорта в Коле нет - для ближнего передвижения можно пользоваться пригородными маршрутками и автобусами; кроме того, сам город очень компактен.

15.


Даже по меркам многоэтажного и урбанизированного Заполярья: Кола расположена на пятачке примерно километр на километр между Кольским заливом на севере, рекой Кола на востоке, горой Соловарака на юге и рекой Тулома на западе.

16.


Ещё есть несколько кварталов восточнее Колы-реки, у железнодорожной станции.
Основная часть Колы, между реками, крайне плотна и многоэтажна: это всего 7 кварталов и 8 улиц, из которых 3 проспекта (!).

17.


В Средней полосе где вы найдёте такое в малом городе - как и то, что почти все жилые дома - высотой в 5 этажей и больше.

18.


Основная часть города - треугольник, образованный проспектом Защитников Заполярья (дорога на Верхнетуломский/Финляндию, старая дорога на Печенгу/Норвегию), проспектом Виктора Миронова (дорога на Мурманск/Мурмаши/аэропорт) и внутригородской улицей Победы.

19.


Проспект Защитников Заполярья - самый суровый и многоэтажный:

20.


Заканчивается металлическими фермами моста через Тулому:

21.


А Советский проспект, где сконцентрированы практически все немногочисленные городские достопримечательности - он в центре и представляет собой тихую, почти пешеходную улицу.
Да, достопримечательностей мало, несмотря на длинную историю города: ведь Кола до 1950-х годов по сути была сплошь деревянным селом, а потом практически полностью перестроена, так что что тут могло особенно сохраниться из рядовой городской застройки.

22.


Но те, что есть - они как минимум областного значения. Вернее, такая достопримечательность здесь одна - это Благовещенский храм, построенный в начале XIX века.

23.


Наверное, единственное здание Колы, пережившее обстрел города английским корветом в середине XIX века, Благовещенская церковь имеет необычно приземистый облик - наверное, это последствия той бомбардировки.

24.


Самое северное каменное здание России, Благовещенский храм к тому же ещё не закрывался в советское время, из-за чего тут сохранилось немало церковных ценностей и древностей со всего Кольского полуострова.

25.


Самый выдающийся объект - древний поклонный крест, один из сотен стоявших некогда по берегам северных морей и служивших, помимо всего прочего, навигационными знаками.
Остальные достопримечательности Колы - это, собственно, двухэтажные домики послевоенных лет, фомирующие приятный пейзаж Советского проспекта.

26.


Есть ещё одна дореволюционная постройка - здание казначейства XIX века, но оно отреставрировано настолько до потери всякой аутентичности, что я его не распознал.
В конце проспекта стоит экс-дом культуры (сейчас магазин "Магнит") с колоннами, ничего особенного из себя не представляющий по той же причине - облагорожен через сайдинг. Видимо, исторически у ДК была главная площадь города.
И сейчас, в принципе, это не самое тихое место в городе:

27.


Рядом с бывшим ДК - миниатюрный городской парк с памятным знаком "защитникам Кольской земли":

28.


А сейчас главной площади в Коле нет - официально; главный претендент на эту роль - безымянная площадь у развилки всех трёх проспектов, у восточного въезда в центр гора.
Здесь магазины, основная автобусная остановка; здесь же проходит и железная дорога на Никель/Печенгу.
Очень жаль, что я не застал движения пассажирских поездов здесь: железнодорожное полотно здесь проложено почти как трамвайное.

29.


С севера к площади подходит кольская промзона, раскинувшаяся по обоим берегам Колы-реки и до железнодорожной станции Кола.

30.


На юге от площади и над городом круто вздымается гора Соловарака.

31.


32.


По её крутому, похожему на последствия горного обвала склону можно подняться и обозреть Колу (и южный Мурманск) в лучшем виде.

33.


34.


На другом берегу реки, у железнодорожной станции, кроме промзоны есть и пара кварталов жилых домов разной этажности и степени сохранности:

35.


На севере Колы, на берегу Кольского залива - большой, но относительно чистый пустырь, откуда открываются неплохие виды на Мурманск и на самый большой русский фьорд.

36.


Подозреваю, что в прошлом на месте этого пустыря было продолжение городской промзоны.
Ещё в Коле, между пустырём и промзоной - городское кладбище с парой старых могил, но до него я не добрался. Запомнил только миниатюрную кладбищенскую церковь Варлаама Керетского:

37.


В следующей части - ещё немного про пригороды Мурманска.

Кола, Мурманская агломерация, Мурманская область, Север-2016, 2016, Россия, июль, Север

Previous post Next post
Up