Монастыри легко обрастают поселениями - церковь всегда владела землями, которые не под силу обработать одним монахам; кроме того, монастыри не всегда могли обеспечить себя в полной мере и ремесленными товарами, да и паломников надо обслуживать. А на Русском Севере, где крупные монастыри выполняли в том числе и городские функции - освоения новых земель, управления территориями - монастырские слободы играли ещё более важную роль.
2.
Некоторые из них стали городами официально - например, Кириллов, возникший около величественного Кирилло-Белозерского монастыря.
3.
Сам по себе город исторический и местами живописный, но ничего выдающегося, обычный старый уездный центр; но вот в едином ансамбле с монастырём, одним из крупнейших и красивейших не только на Севере, но и во всей нашей стране, Кириллов вошёл в мою личную подборку
"лучших городов России.
4.
Наверно, "ансамбль" - это сильно сказано: скорее, не очень выразительный город выгодно оттеняет потрясающий монастырский комплекс.
5.
Монастырь был основан в самом конце XIV века монахом московского Симонова монастыря Кириллом, позже ставшим известным под прозвищем (почти титулом) "Белозерский". Белозерский - потому что рядом Белое озеро, и соседний
Белозерск был единственным городом на сотни километров вокруг.
Как и основанный на пару десятилетий раньше вологодский
Спасо-Прилуцкий монастырь, обитель Кирилла Белозерского росла и развивалась как форпост московского влияния на этих отдалённых и тогда ещё только присоединённых землях.
6.
Напомню, что Москва в те годы только шла вверх, и её руководящая, направляющая, объединяющая русские земли роль ещё не была так однозначна, как, например, столетием позже, в эпоху Ивана III; главным соперником будущей Первопрестольной на Севере был господин Великий Новгород, и роль монастыря в закреплении московских позиций в Заволочье трудно переоценить.
7.
Уже через столетие после основания, в конце XV века, в монастыре началось каменное строительство; к концу XVI века архитектурный ансамбль - за исключением крепостных стен - в основном сформировался.
8.
Через Кирилло-Белозерский монастырь шло московское экономическое освоение Севера; за менее чем столетие обитель стала центром целого населённого района несколько десятков километров в обхвате; на первых порах, наверное, соперничавшего с соседним Белозерском-Белоозером, более древним и более независимым (хотя тоже уже вошедшим в состав Московского княжества на тот момент).
Населённый район - это тоже прежде всего монастыри; самый известный из них - Ферапонтов, о котором я уже
писал когда-то; сейчас эти места практически полностью оказались на территории
национального парка "Русский Север", где занимаются охраной этого редкого по своей красоте природно-культурного ландшафта.
9.
Но если Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь - это прежде всего церковная архитектура и культура (древнейшие фрески), крепостная стена там скорее символическая (можно сказать, что это ближе к монастырю в его изначальном смысле), то Кириллово-Белозерская обитель - это и монастырь, и город, настоящая твердыня, одна из мощнейших крепостей Русского царства.
10.
Шутка ли - отстроенная перед самой Смутой в камне монастырская крепость была одной из немногих, которая ни разу не была взята и разграблена интервентами.
11.
А в 1650-е годы монастырские стены были укреплены, перестроены, реконструированы, и Кирилло-Белозерский монастырь как укрепление стал не слабее сильнейших русских кремлей.
12.
Другое дело, что Средневековье даже в России заканчивалось, ему на смену шла новая эпоха, с новыми приёмами фортификации, где уже не были нужны такие высокие стены, легко пробиваемые новейшей на тот момент артиллерией - но ведь готовятся всегда к прошедшей войне. И ущерб от Смуты был так велик, что страх перед повторением подобного приводил к строительству новых крепостей ("мы бы были в безопасности, если бы они были у нас тогда") - как только страна достаточно оправилась от первой в своей истории гражданской войны, чтобы могла себе позволить подобное (а произошло это далеко не сразу, как видно - через несколько десятилетий).
13.
Но не крепостью единой - почти сразу же после основания Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из важнейших центров культуры, то есть книгописания и книгохранения. Конечно, в ту тёмную эпоху монастыри все так или иначе выполняли культурную функцию, часто являясь единственным местом на много километров во все стороны, где можно найти грамотных людей; но Кириллово-Белозерская обитель выделялась: здесь переписывались и хранились сотни рукописей.
14.
Как видно, монастырь пошёл вверх практически с момента своего основания, и с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что постоянное поселение при монастыре, через несколько веков ставшее городом Кирилловым, возникло почти сразу.
Как и весь Север, и Русское царство вообще, Кирилло-Белозерский монастырь переживал свой наивысший расцвет ближе к концу XVII века; в дальнейшем смещение торговых путей с севера на северо-запад привело к уменьшению значения обители.
15.
Но решительный удар по такому огромному могуществу нанесла екатерининская
секуляризация. Монастырь лишили земель с крестьянами; но именно в ту эпоху, в 1778 году монастырская слобода получила статус города Кириллова (фактически, примонастырское поселение перестало принадлежать монастырю и стало самостоятельным), и с этого момента история Кириллова - это уже не только история монастыря.
16.
Интересно, что Кириллов стал центром уезда Новгородской губернии - самого отдалённого, до Новгорода отсюда 550 километров; при этом Вологодская губерния тогда уже существовала.
Неудивительно, что Кириллов никогда не играл заметной роли в жизи страны - Север был уже в упадке, монастыри теперь - после екатерининских реформ - тоже, и только строительство Северо-Двинского канала в 1820-х годах несколько оживило экономику города.
Кратчайший водный - оптимальный для перевозки грузов в те дожелезнодорожные времена - путь оказался очень к месту, и даже после покрытия всех окружающих губерний железными дорогами в 1890-е - 1900-е годы он оставался загруженным: уже во время Первой Мировой и Гражданской войны (!) была проведена реконструкция канала с постройкой первого железобетонного шлюза.
Но железная дорога в Кириллов так никогда и не пришла, и город с началом промышленной революции в Российской империи стал совсем захолустным: стоит только упомянуть, что в первые десятилетия XX века население Кириллова не росло. И это не сейчас, когда города с положительной демографической динамикой - исключение; тогда исключением (и гораздо более редким) были города, где население уменьшалось или просто не росло.
17.
А после октябрьского переворота Кириллов довольно быстро оказался прямо-таки музеефицирован - конечно, о масштабном туризме в первые советские десятилетия говорить не приходилось, но уже в 1920-е годы в Кирилло-Белозерском монастыре был создан музей, а промышленное развитие обошло город настолько, насколько это было возможно в этой части Советского Союза.
Но Кириллов, по крайней мере, рос, увеличившись в 1920-е - 1980-е годы вдвое - что можно считать средним для исторического города такого масштаба.
18.
К 1990-м годам значимым явлением в местной жизни стал туризм, превратившись, пожалуй, в главную отрасль местной экономики (помимо вечного северного лесного хозяйства).
19.
Наверное, туристическая отрасль смягчила ту социально-экономическую яму, в которой Кириллов вместе с большей частью России оказался после 1991 года. Но, так или иначе, падение было заметным - так, население уменьшилось на 16%, что на треть больше среднерегионального показателя.
Сейчас в городе живёт почти 7 с половиной тысяч человек, и во всей Вологодской области меньше только Кадников около Вологды и далёкое Красавино за
Великим Устюгом.
20.
И город не выглядит особенно процветающим - хотя это если сравнивать с
Вологдой,
Череповцом или
Тотьмой, а вот если посмотреть на
Вытегру, то всё очень даже ничего, а если на соседний
Белозерск - то так вообще прекрасно.
21.
Наверно, для туризма, как всегда, не хватает инфраструктуры - хотя вот не так давно Кириллов обзавёлся окружной дорогой, и выехать из города можно аж в трёх направлениях - на Белозерск, на Череповец - Санкт-Петербург и на Вологду-Москву (туда же - на Вытегру и Мурманск).
22.
Как и многие северные монастыри, Кирилло-Белозерская обитель расположена на озере - оно не настолько большое, чтобы монастырь визуально растворился в нём, казался ничтожным по сравнению с такой массой воды.
23.
24.
Но местное Сиверское озеро, в то же время, достаточно велико, чтобы монастырь хорошо смотрелся на его фоне и с другого берега.
25.
Кирилло-Белозерский монастырь чётко делится на три части: ядро/Большой Успенский монастырь
26.
И Ивановский монастырь (Старый Город); территория между монастырями и позднейшими внешними укреплениями 1650-х годов (Новый Город).
27.
Новый Город - территория практически не застроенная, и здесь, как и где-нибудь в 1700 году, заметны полевые работы:
28.
Давно не крашенные массивные монастырские стены впечатляют больше, чем если бы они были более опрятного и цивильного вида.
Успенский собор 1497 года - самое старое после Рождественского собора Ферапонтова монастыря здание Русского Севера:
29.
Облик Успенского собора довольно необычен для того времени, и он совсем невелик.
Да, интересная особенность монастыря - миниатюрность расположенных внутри гражданских и церковных зданий; они едва возвышаются над высокими стенами.
30.
К собору пристроено несколько позднейших (XVI век) приделов.
На заднем плане - церковь Евфимия 1653 г. постройки:
31.
Тоже неожиданно миниатюрная, и архаично выглядящая - даже для XVII века.
32.
Кстати, монастырь так и не был возвращён Церкви, оставшись музеем - и правильно на мой взгляд: в противном случае многое из того, что сейчас здесь можно, было бы нельзя, и атмосферности, вероятно, было бы поменьше.
Ещё в монастыре много палат, гражданских зданий (в данном случае - не церквей) допетровской эпохи.
33.
Тут тоже работает машина времени: практически все эти здания выглядят на XVI век, хотя многие из них на самом деле были построены в XVII веке, в момент наивысшего подъёма монастырского хозяйства.
Монастырский архив, большие больничные палаты, кельи/духовное училище, трапезная палата, поварня, поваренные кельи, архимандричьи кельи, казённая палата, братский корпус, священнические кельи - по пальцам двух рук можно пересчитать те российские города, которые могут похвастаться таким количеством средневековых гражданских зданий.
Хотя есть и явно перестроенные: например, архимандричьи кельи - они с портиком:
34.
Исторически в России всегда главными транспортными артериями были водные пути, а на Севере в особенности, и обращённые к Сиверскому озеру Водяные врата более чем внушительны.
35.
Надвратная Преображенская церковь выглядит самой древней в обители, хотя на самом деле она была построена в конце XVI века.
36.
Перед вратами - бывший причал с исторической мостовой:
37.
Надо отметить, что монастырь (по крайней мере, его старая часть) выглядит довольно уютно и ухоженно - но не чересчур, не в ущерб аутентичности.
38.
Ну и в целом - ансамбль гармоничный, даже несмотря на высокие стены и не слишком массивные храмы.
39.
И при этом достаточно сурово, чтобы можно было почувствовать себя на Русском Севере.
40.
41.
Отдельное очарование - то, что можно легко осмотреть монастырь и окрестности с крепостных стен.
42.
Монастырь впечатлил меня обилием туристов, особенно иностранцев - даже после Вологды и Золотого Кольца.
43.
Кириллов вместе с окрестными монастырями - один из главных туристических центров Севера, и добраться сюда значительно проще, чем в
Каргополь или на
Соловки.
44.
Ещё как-то было много животных.
45.
Но чайки-то ладно, а вот они..
46.
Такие старые и величественные стены, пусть даже и стены монастыря - прекрасное место для исторической реконструкции.
47.
Городская сельская жизнь идёт своим чередом и, как и века назад, подступает к самым стенам монастыря.
48.
Несмотря на то, что Кириллов совсем небольшой по населению (не говоря уже о размере городской экономики), он не такой уж маленький по площади, и довольно сложно устроен - поселение вокруг монастыря, по берегам многочисленных озёр росло и развивалось не сразу и не равномерно.
49.
50.
Присвоение городского статуса, случившееся в рамках екатерининской градостроительной реформы, как это обычно бывало, привело к перепланировке города под правильную прямоугольную сетку.
Однако, это коснулось только основной части города; городские окраины, в прошлом отдельные деревни, в целом сохранили более причудливую сельскую планировку.
51.
52.
В целом, в городе за пределами монастыря я не запомнил чего-то выдающегося.
53.
Даже скромных уездных домиков не так уж и много.
54.
Почти все они сосредоточены на двух главных улицах - идущей от Казанской проездной башни монастыря улицы Преображенского (подозреваю, что не в честь профессора), и перпендикулярной ей улицы Гостинодворской.
55.
Если улица Преображенского восточнее переходит в дорогу на Вологду, а Гостинодворская улица не выходит за пределы центра Кириллова.
56.
Да и гостиного двора в городе не сохранилось.
57.
В остальном Кириллове - преобладание дерева, в том числе самого северного облика бараков - в целом, не самого частого явления в Вологодской области.
58.
Стоит ли говорить, что 90% города - это частный сектор; такой приметы советской цивилизации, как блочная пятиэтажка, обнаружено не было.
Самое примечательное здание, пожалуй - Казанская церковь XIX века у самых монастырских стен.
59.
Рядом с церковью было обнаружено немного индустрии развлечений:
60.
Если в Кириллове есть главная площадь, то это она - с Народным домом 1910-х годов:
61.
И с дедушкой, конечно, который всё ещё понатыкан как минимум в каждом райцентре:
62.
Но, с другой стороны, без этого милого человека столько городов и посёлков останутся совсем без монументального искусства.
По соседству - пара скверов и детская площадка:
63.
Ещё сейчас, говорят, сейчас на пустыре перед монастырём появился "пешеходный" светомузыкальный фонтан, но во время моего визита такого развлечения в Кириллове ещё не было.
Южнее площади с Лениным я наткнулся на ещё один монумент - местный вариант Родины-Матери ("памятник погибшим односельчанам"):
64.
За памятником город становится просторнее, доходя почти до сельского состояния:
65.
Тут и автостанция - стоит ли говорить, что это основное средство связи Кириллова с внешним миром:
66.
На южной окраине Кириллова можно обнаружить старый Кузьминский канал - часть Северо-Двинского водного пути, о котором я уже упоминал в контексте истории города.
67.
По нынешним меркам, канал почти "плоский": перепад высот составляет лишь немногим более 10 метров, и короткий: из общей 120-километровой длины водного пути только 22 км приходилось на специально сооружённые канальные участки; остальные без малого 100 км - это многочисленные на Севере озёра и реки, лишь в некоторых местах реконструированные под судоходство. Но в условиях деревянных шлюзов, конной и людской тяги и строительство, и эксплуатация такого гидротехнического сооружения была не такой уж и простой задачей.
Как я уже писал выше, даже железнодорожное строительство, обеспечившее гораздо более скоростным транспортом весь коридор Санкт-Петербург - Архангельск, не привело к уменьшению судоходства на канале. Всё-таки экономическое развитие страны в те годы шло очень быстрыми темпами, да и конкретно Кириллов с окрестностями были и остались вдали от железных дорог. В 1916-1921 гг., в эпоху великих перемен была проведена реконструкция канала; но после коренной реконструкции Волго-Балтийского водного пути и строительства Беломорканала в 1930-е годы значение Северо-Двинского пути, как более длинного и менее пригодного для пропуска крупных судов, предсказуемо начало падать. Последний подъём судоходства здесь был во время Великой Отечественной; после последней войны транспортное значение Кузьминского канала - сугубо местное (в основном баржи с лесом), а после 1991 года практически единственными плавсредствами здесь были лодки местных жителей и круизные суда (катера?).
68.
Однако, по некоторым сведениям, с 2013 года ведётся постепенная если не реконструкция, то реставрация гидротехнического сооружения.
На этом закончу рассказ и о Кириллове, и о Вологодской области.
Дальше путь лежит горащдо дальше на Север.