Помню, когда я первый раз оказался в Торжке - в декабре 2008 года - то он встретил меня как-то так.
2.
Я даже сделал эту фотографию заглавной в моём давнишнем посте
про сермяжных россиян.
В те годы у меня не было сколько-нибудь значительного опыта путешествий по городам - тем более самостоятельных путешествий, и мне сложно было оценить Торжок, тем более в дождливую декабрьскую погоду.
3.
Но и тогда город впечатлил меня своей запущенностью, неблагоустроенностью, какой-то неприкаянностью - которая, как известно, больше всего заметна именно в межсезонье.
4.
И я практически не увидел другого берега реки Творцы, где сосредоточено всё самое интересное.
5.
Собственно, мой первый визит в этот прекрасный город случился в рамках МГУшной физкультуры, которая у меня счастливым образом происходила в форме туризма. Мы должны были по крайней мере четыре ночи за семестр провести в лесу, сделать "выход" - то есть какой-то туристический маршрут, с отчётом, картой. Исторически секция туризма была прибежищем всех тех, кто совсем не хочет иметь дело с физкультурой - другими словами, просто получать зачёт и всё. Было принято написать отчёт, скачать фотографии из интернета; впрочем, мы были счастливым (или несчастным) исключением. В те выходные мы отправились в усадьбу Василёво севернее Торжка - со старинным мостом и музеем деревянного зодчества.
6.
От станции Торжок мы шли 7 километров, город прошли транзитом - а в усадьбе мы хорошо отдохнули с вином, и на обратном пути на город тоже времени почти не осталось. Хотя само Василёво тоже было очень атмосферно, особенно в такую погоду.
7.
Вернулся я в Торжок только в сентябре 2012 года; тогда я впервые самостоятельно и серьёзно поехал по провинции (Москва - Шаховская - Зубцов - Ржев - Старица - Торжок - Кувшиново - Осташков - Торопец - Невель - Витебск - Москва).
8.
У меня уже был опыт, после моей китайской эпопеи я гораздо лучше научился путешествовать - и увидел Торжок в более-менее полном виде, со всеми монастырями, церквями, по обоим берегам Тверцы.
9.
10.
Я был впечатлён; мои эмоции отчасти выплеснулись в первой части предыдущего поста.
11.
12.
Город стал заметно ухоженнее, "ориентация на туризм" стала немного заметнее.
13.
Было солнечное осеннее утро; я гулял по городу часа три и практически всё обошёл.
14.
Правда, не посетил ни одного музея, даже городского краеведческого с солидным названием "Всероссийский историко-этнографический"; меня уже ждала дорога в сторону Селигера.
15.
Торжок, как уже было упомянуто в предыдущей части, город пограничный.
Нет, он никогда не стоял на краю русских земель; он был расположен на границе между русскими землями, пошедшими по очень разному пути и снова ставшими единым целым лишь волею и военной силой великого московского князя. На север и северо-запад от Торжка исторически - земли Господина Великого Новгорода, вечевой республики, во все остальные стороны - Тверское княжество.
Торжок принадлежал Новгороду, и его название вполне оправдано: он был ключевым пунктом, через который шла торговля севера и юга. Для Новгорода Торжок был принципиально важен как место хлебной торговли: вольная республика, при всём своём богатстве, прокормить себя не могла, и была вынуждена обменивать северные богатства и европейские товары на продовольствие. Как пограничная крепость, Торжок периодически переходил из рук в руки, и страдал от набегов южных князей - тверских, владимирских, московских. В 1238 г. Торжок две недели сдерживал натиск татаро-монголов, был взят, но его сопротивление, задержавшее врага, во многом спасло сам Новгород от захвата и разорения.
В XV веке Торжок вместе со всеми новгородскими землями был присоединён к Московскому княжеству, и до самой Смуты, когда город сильно пострадал во время боёв с польскими интервентами, для города настала относительно спокойная жизнь. Новый расцвет был связан с основанием Санкт-Петербурга, когда Торжок оказался на оживлённому сухопутном пути между двумя столицами.
К 1910-м годам город был относительно крупным (13 тыс. чел., четвёртое место в Тверской губернии после самой Твери, Ржева и Вышнего Волочка), его можно было назвать процветающим - больше двух десятков фабрик и заводов, 29 церквей, 10 школ.
В Великую Отечественную войну, в октябре 1941 г. после захвата Твери немцы начали наступление на Торжок, но были остановлены. Собственно, то, что война обошла этот древний город стороной, довольно редкий случай
для провинции между Москвой и Петербургом - одна из главных причин того, что здесь уцелело так много исторической застройки.
16.
17.
Торжок сохранил не только старые здания, но и старую планировку - нерегулярную/свободную, с чертами радиально-кольцевой, как в Новгороде. Один из крупнейших городов Новгородской земли был устроен во многом по образцу Новгорода: вече, районы-"концы" (которых в Торжке было гораздо больше, чем в главном городе - 17 против 5). Довольно необычно, что она сохранилась: в рамках екатерининской градостроительной реформы 1770-х - 1780-х годов почти во всех городах более естественные типы планировочной структуры были заменены на регулярную прямоугольную структуру, часто вообще без учёта местной специфики и особенностей рельефа.
18.
В Торжке традиционная планировка особенно актуальна потому, что город расположен на холмах - на контрасте с преимущественно низменным тверским ландшафтом.
19.
Неровности рельефа особенно плохо сочетаются с прямоугольной планировкой - и в итоге часть города нередко оказывается просто "выключена", её занимают в лучшем случае хаотичная нелегальная застройка, в худшем заросли, пустыри и/или свалки; в то время как складывавшиеся исторически улицы учитывают эту городскую особенность.
В советское время город не стал особенно большим промышленным центром, тут не было построено индустриальных гигантов всесоюзного значения - и с точки зрения территориальной структуры Торжок в послевоенные десятилетия рос довольно гармонично, развиваясь в разные стороны, без появления однородных массивов спальных районов, которые могли бы нарушить историческую радиально-кольцевую планировку. Развитие в XX веке в основном шло на левобережье - после появления в этой части города железной дороги и промышленных предприятий. Это противоположно исторической тенденции, согласно которой основная часть города была расположена на левобережной стороне. И на левом берегу не обошлось без спальных микрорайонов;
20.
Самый крупный из них (Митино) находится на севере города, у выезда в сторону Санкт-Петербурга, вблизи крупнейших предприятий города - завода "Пожтехника" и вагоностроительного завода; последний, впрочем, с недавних пор остановлен и в процессе процедуры банкротства.
Промзоны занимают до трети территории города, в основном на левобережье. Почти весь восток города, его зажелезнодорожную часть занимает авиабаза (центр боевого применения и переучивания лётного состава). Ещё немного многоэтажек можно найти в "транспортном центре" города, между железнодорожным и автовокзалом и историческим центром, и ближе к московскому, южному выезду из города.
21.
Многоэтажки - это сильно сказано; точнее было бы сказать "многоквартирные дома", но я решил, что это хуже звучит:) По сути дела, домов выше 5 этажей в городе почти нет. Есть и бараки - тут и в Торжке чувствуется Север.
22.
Примерно 10% территории города по обеим берегам Тверцы занимают плотно застроенные исторические кварталы, из которых три четверти расположено на правом берегу.
23.
А вот современных многоквартирных домов на правобережье только пара кварталов - старый на северо-западе, у больницы и завода "Марс", и микрорайон Южный, вблизи деревообрабатывающего комплекса - небольшой, зато, кажется, единственный в городе активно строящийся. А всё остальное, в основном на правобережье, и в южной части левобережья - это частный сектор.
24.
В общем, если коротко: левобережье - промзоны, кварталы многоквартирных домов, несколько улиц исторической застройки, немного частного сектора; правобережье - основная часть исторической застройки, немного многоэтажек, немного кварталов, большие массивы частного сектора.
25.
Как и положено в городе свободной планировки, основные улицы - это начало/продолжение основных дорог; в Торжке это юго-восточная дорога на Тверь и Москву (Калининское шоссе), северная дорога на Санкт-Петербург (Ленинградское шоссе), западная на Осташков (улицы Гражданская/Конная/Кожевников), южная на Старицу (улица Старицкая).
Через Тверцу - два автомобильных моста, что немало для города таких размеров.
26.
Есть и один пешеходный в центре города.
27.
В целом, Торжок сложно назвать депрессивным городом: все градообразующие предприятия работают, и даже появляются новые - тот же деревообрабатывающий завод на правобережье ("Талион-Терра"). Не секрет, что многие предприятия существуют преимущественно за счёт госзаказа, или заказов крупных госкомпаний - тот же Торжокский вагонзавод, выпускающий преимущественно печально известные электрички с цветными пластиковыми сиденьями для Петербургского железнодорожного узла и других линий Октябрьской железной дороги РЖД, и сложно сказать, насколько они могли бы выжить в свободной конкуренции; да и военные объекты (авиабаза) создают какие-то рабочие места. Но тем не менее - Торжок выглядит заметно лучше соседних городов и тверской провинции в целом. А общая неблагоустроенность и ощущение полузаброшенности во многих местах - так это общая черта Тверской области, несмотря на то, что это далеко не самый бедный регион. Причудливая российская специфика: внешний облик городов и общее состояние инфраструктуры субъекта федерации не всегда коррелирует с объёмом его бюджета; какая-нибудь бедная Чувашия, или нищие северо-кавказские республики выглядят в основном гораздо лучше Тверской области. Мне кажется, что тут есть явная связь с качеством управления - и с общим состоянием сельской местности, которое, в свою очередь, по моему опыту, влияет на качество местных автомобильных дорог.
28.
Ну и в плане демографии в Торжке не самая плохая: уменьшение менее чем на 10% с 1989 года - это как в региональном центре; можно сравнить с 15% в Ржеве или с 20% в соседнем Вышнем Волочке и Кипрах.
29.
Всего в городе сейчас проживает 46 тыс. человек; в целом, население продолжает уменьшаться примерно на 300 человек в год, ситуация довольно типичная для центральнороссийской глубинки.
30.
В заключение вводного поста, наверно, стоит сказать о междугороднем и городском транспорте, который можно обнаружить в Торжке.
Начну с моих любимых электричек; Торжок - редкий малый город России за пределами крупных агломераций, чисто до которого была электрифицирована железнодорожная линия под пригородное движение. И даже сейчас, в печальное время упадка электричек, до Торжка из Твери от железной дороги Москва - Санкт-Петербург через станцию Лихославль курсирует аж три пары пригородных поездов в день.
31.
Стоят они несколько дороже автобуса, но идут столько же, что немало по нашим временам; впрочем, конечно, отправляющиеся как минимум каждый час автобусы гораздо популярнее.
Хорошо, что есть возможность быстрого выбора между автобусом и электричкой: железнодорожный и автовокзал расположены в одном месте.
У автовокзал - сильно сказано, впрочем; у городской автостанции вид совершенно деревенский:
32.
Железная дорога пришла в Торжок в 1870 г., в рамках строительства линии Лихославль - Ржев - Вязьма - Брянск, дававшей выход из Петербурга в чернозёмные губернии и на левобережную Украину в обход Москвы.
33.
Сейчас, впрочем, транзитное движение по этой линии представлено в основном грузовыми поездами, из дальних пассажирских здесь только поезд Санкт-Петербург - Смоленск (от Лихославля до Торжка). Впрочем, ещё из Торжка есть пригородные дизель-поезда на Ржев, на которых можно добраться в соседний городок, тоже совершенно прекрасный - Старицу.
34.
А вот заповедная железная дорога на запад, на Соблаго и Осташков, за последние годы, кажется, осталась совсем без пассажирского сообщения.
Ещё в Торжке, неслабо так вытянутом с севера на юг (7-8 километров), с разбросанными по этой территории промзонами и жилыми кварталами разной плотности и этажности, конечно, есть городской автобус. В городе, по разным данным, от 15 до 21 маршрутов, интервалы на большей части которых, впрочем, довольно значительные.
35.
Но в основных транспортных коридорах (центр Левобережья - север по Ленинградскому шоссе, центр Левобережья - юго-восток по Калининском шоссе, центр Левобережья - центр Правобережья - север до микрорайона Марс) движение общественного транспорта довольно интенсивное; судя по всему, чаще всего автобусы ходят от центра на север, в сторону уже бывшего вагоностроительного завода, завода "Пожтехника" и спальных кварталов за ним.
36.
Огромный плюс и преимущество торжокского городского автобуса - преобладание автобусов средней (ПАЗики) и большой вместимости (ЛиАЗы).
37.
А вот самая большая странность, если не изъян городской автобусной сети - это отсутствие автобусной связи с железнодорожным и автовокзалом. То есть там, конечно 600 метров от интенсивной автобусной линии по улице Дзержинского через Ильинскую площадь, но тем не менее; возможно, междугородние автобусы имеют дополнительные остановки непосредственно в центре города.
Вот и всё про город в целом, в следующей части - о городе поближе и о многочисленных торжокских достопримечательностях.