Бишкек: что и где

Mar 29, 2017 18:55












Перейдя киргизскую границу в Кордае, всего в 10 километрах севернее Бишкека, я по своему обыкновению поймал попутную машину до киргизской столицы. Тогда я ещё не был знаком с такой прекрасной среднеазиатской особенностью, как платный автостоп - тут принято платить за подвоз примерно как за автобус, бесплатно уехать можно, но сложно, муторно и долго.
В машине, которая везла меня в Бишкек, я ухитрился рюкзаком сбить зеркало на лобовом стекле, и те деньги, которые с меня попросил перед выходом в город водитель - я так подумал, что это не за проезд, а за сломанное, так сказать, оборудование. Так что платный автостоп открылся для меня несколько позднее, по пути на Иссык-Куль.
Меня высадили на одном из главных городских перекрёстков, у рынка Аламедин северо-восточнее центра. Была середина дня, конец работы городских базаров - и поэтому северо-восток Бишкека, средоточие крупнейших рынков столицы, стоял в сплошной пробке.

4.


Я впрочем, пешком. Перешёл по мосту пересохшую реку Аламедин - обычное дело для конца лета в этих краях.

5.


И оказался у прекрасного здания автовокзала.

6.


В СССР до 1960-х - 1970-х годов, кажется, редко строили капитальные здания автовокзалов и автостанций, зданий постарше до нас дошло совсем немного, и поэтому, собственно, так редко можно встретить красивые здания автостанций и автовокзалов.
Бишкекский автовокзал в стиле сталинского ампира - по виду 1950-х годов постройки, но на самом деле он был открыт в 1962 году, когда в советских городах уже вовсю строили хрущёвки. Не так уж редко случалось (и случается), что в отдалённых регионах смена стилей/направлений запаздывает, и уже после революции могут строить модерн, а в 2015 году - нечто пластиково-стеклянное в луковкам стиле.
Несмотря на свой внушительный вид, сейчас это всего лишь Восточный автовокзал, второстепенный (внутриобластные маршруты) по отношению к Западному (рейсы по всей Киргизии и даже наверно в соседние страны).
Подземный, тёмный и немного подтопленный переход под проспектом Шёлкового пути у автовокзала - кажется, единственный виденной мною в Бишкеке подземный переход - кажется, самое жуткое место в городе:

7.


За автовокзалом я увидел жилые 14-этажки, заметные издалека в малоэтажном Бишкеке.

8.


Зашёл во двор:

9.


Явное ощущение опустынивания - почти как в казахстанском Щучинске/a>.

Потом зашёл в подъезд и традиционно поднялся наверх, надеясь на выход на крышу. Надежды оказались тщетными, но вид из окна на лестничной клетке тоже очень даже ничего.

10.



11.


К сожалению, вид был не на центр, зато прекрасно было видно циклопические трубы городской ТЭЦ - пожалуй, единственную ярко выраженную индустриальную черту облика киргизской столицы.

12.


ТЭЦ работает отчасти на угле, расположена в крупном городе, расположенном в долине (воздух порой застаивается, особенно летом); наверно, поэтому её основная труба - одна из самых высоких, расположенных в крупных городах (300 метров), и 32-я по высотке в мире. Для сравнения, самая высокая труба в Москве (ТЭЦ-23 в Гольяново) - это без малого 250 метров.
После посещения 14-этажки я прошёл ещё пару кварталов по проспекту Шёлкового пути (Жибек Жолу).
С юга, в перспективе одного из переулков я увидел не так давно законченную бишкекскую Центральную мечеть:

13.


До её постройки крупнейшая мечеть страны располагалась в южной столице Оше; вообще, для Киргизии характерны маленькие мечети "квартального типа", а не огромные на главных площадях, как в соседнем Казахстане/a>.
А чуть дальше, за поворотом на широкую улицу Ибраимова, уже уверенно начинается городской центр.

14.



Мемориал Победы в форме юрты на одноимённой площади:

15.


Советскую по своей сути историческую память и часть нашей национальной идеи Победы - это в Киргизии хорошо представлено, не хуже чем в Казахстане.

16.


С национальным колоритом, конечно - такое ощущение, что мемориал был воздвигнут уже в годы независимости, но это не так: его соорудили в 1985 году.

17.


И - как где-нибудь в Тамбове или Ижевске - принято отмечать свадьбу у мемориала.

18.


Примерно там же - типовое, но изящное здание цирка:

19.


И одно из немногочисленных зданий приличной современной архитектуры - не худший, но и не лучший образец:

20.


С площади довольно быстро попадаю на Чуйский проспект - настоящую главную улицу Бишкека.

21.


Проспект идёт параллельно горам и реке Чу; он стал парадной улицей только после войны, в 1920-е - 1930-е главным был бульвар Эркиндик - главный городской перпендикуляр, о котором чуть позже.

22.


Зелень, магазины, вода - настоящая общественная зона.
Максимальная концентрация рекламы - куда уж там Алтайскому краю/a> или ульяновскому Димитровграду/a>:

23.



Чуть западнее - здание "Кыргызтелекома":

24.


Один из самых крутых позднесоветских архитектурных ансамблей, что я видел.

25.


Всякого рода народные умельцы на людных тенистых тротуарах центра - пикантная смесь чего-то советского ("узнай свой вес"!) с чем-то доисторические-азиатским:

26.


И начинается центральная полоса скверов и площадей, перетекающих одна в другую.
Сквер с памятникам борцам-революционерам - наверно, самое советское место в Бишкеке:

27.


Одиночное конструктивистское здание кинотеатра "Ала-Тоо", возведённое в 1938 году:

28.


Как видите, не только сталинский ампир в Бишкеке задержался.
У старого кинотеатра пересекаются два главных бишкекских направления - параллельное (Чуйский проспект) и перпендикулярное (бульвар Эркиндик).

29.


А дальше по проспекту уже виднеется прекрасный ансамбль центральной площади Ала-Тоо, немного омрачённый разбором какой-то праздничной сцены:

30.


31.


32.


С северо-востока площадь замыкает здание Ассамблеи народов Киргизии (изначально здесь были расположены высшие органы власти Киргизской ССР) - дореволюционное на вид, оно было построено во второй половине 1920-х годов (опять задержка):

33.


А сама площадь прекрасна не только гармоничностью и даже какой-то классичностью своего облика, столь нехарактерного для времени её строительства (1984 год), но и своими просторными аркадами:

34.


Пешеходная, общественная, торговая зона и укрытие от дождя одновременно, придуманные ещё древними римлянами пешеходные аркады никогда не теряли своей актуальности.
На этой площади нет правительственных зданий, зато есть Национальный музей и конный памятник Манасу перед ним, и, конечно, обязательный в тюркских и арабских странах национальный флаг на длинном флагштоке:

35.


Манас - главный герой киргизских легенд; памятник ему появился даже в московском парке Дружбы/a> на Речном вокзале.
У флагштока - киргизский Пост №1:

36.



По примеру "большого брата" и европейских товарищей киргизы явно хотят превратить процесс смены караула в торжественную церемонию, олицетворяющую суверенитет и государственность:

37.


И у них это получается - во всяком случае, для южнокорейских туристов:

38.


Присутствие таких молодёжных групп из этой восточно-азиатской страны, думаю, связано с в прошлом многочисленными корейцами Чуйской долины. Корейцы из-за малоземелья переселялись на российский Дальний Восток ещё в XIX веке, а потом - сначала добровольно, а потом в рамках первой сталинской депортации по этническому признаку (1937 год).

Аркады площади украшены, по всей видимости, на тему сюжета эпоса "Манас":

39.


Архитектура площади странным образом напомнила мне архитектуру отдельных станций Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро, строившихся примерно в то же время (Менделеевская/a>, Савёловская/a>, Серпуховская/a>, Чертановская/a>).
Видимо, потому, что арочные мотивы в позднесоветской архитектуре вообще были мало распространены.
А напротив Манаса стоит Чингиз Айтматов - второй главный элемент киргизской культуры:

40.



А с северо-запада к площади примыкает киргизский Дом Правительства - вот типичная архитектура конца советского периода, здание аналогично бывшему Совету Министров Казахской ССР в Алма-Ате:

41.


Рядом со зданием - чёрно-белый памятник жертвам последней киргизской революции ("мемориал жертвам 7 апреля"):

42.


А к северу от площади Ала-Тоо - Дубовый парк, тенистый и уютный.

43.


Фактически, это широкая часть бульвара Эркиндик.
Прекрасное сочетание живописности и благоустроенности.
Неожиданно европейское место, есть даже велопрокат:

44.


Впрочем, в Бишкеке - несмотря на идеальный для велопередвижения ровный ландшафт - я почти не видел велосипедистов.
Парк - своеобразное средоточие культуры и (национальной) памяти: огромное количество памятников.

45.


Козырное место по-прежнему занимают Маркс с Энгельсом.

46.


За парком - Старая площадь, место власти.

47.


Здание справа - киргизский парламент, а Киргизия после революции 2010 года стала парламентской республикой.
Во внушительном здании 1936 г., где в те годы располагалось правительство Киргизской ССР - наверно, самом крупном в довоенном Бишкеке - сейчас Американский университет в Центральной Азии:

48.


А ещё дальше на север - сам бульвар Эркиндик:

49.


Памятников не стало сильно меньше:

50.


Правительственный квартал - министерство финансов:

51.


Дальше там ещё местная ФСБ (ГКН).
А если вернуться на Чуйский проспект, то западнее Дома правительства там будет Советская площадь в стиле 1950-х годов:

52.


Самый гармоничный и мой любимый ансамбль Бишкека.
Мне почему-то хочется назвать её "Театральной", хотя ни одного театра здесь нет - зато есть филармония. И здесь есть ещё один памятник Манасу - более экспрессивный, чем на Ала-Тоо.

53.


А Чуйский проспект тянется дальше на запад, и становится зеленее и уютнее.

54.


Если его восточная часть - это больше развлечения и торговля, то западная - это зелёные аллеи и даже наука (Киргизская Академия наук).
А потом это вдруг резко обрывается Ошским рынком - ещё одной торговой точкой и по совместительству главным транспортным узлом на западе города:

55.


В следующей части - о благодатной Чуйской долине.

август, Северная Киргизия, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Северный Кыргызстан, Средняя Азия, 2015, Киргизия, большое путешествие, Бишкек

Previous post Next post
Up