Чусовой - город на востоке Пермского края, очередная "типичная уральская индустриальная глубинка". Старый металлургический завод, не очень хорошо чувствующий себя последние годы, неважная несмотря на снижение объёмов производства экология, избы, сталинки и серые панельные дома - и всё в окружении невысоких лесистых гор.
3.
4.
5.
6.
За городом - сразу густой лес: типичное уральское очаговое расселение, без сплошного освоения и обширных сельскохозяйственных угодий.
7.
Основная странность Чусового - завод есть, а пруда с плотиной нет.
Вполне обычная для Урала история - в XVI веке эти земли были пожалованы Строгановым, которые в те времена в основном и занимались освоением Урала и всего, что восточнее. Здесь появилось поселение Чусовской городок, сюда пришло христианство, но до поры до времени сельской жизнью всё и ограничилось - первый этап индустриального развития Урала обошёл эти места стороной.
Всё изменилось после постройки Горнозаводской железной дороги - первой магистральной на Урале (1878 г.). В 1879 г. был основан Чусовской металлургический завод; именно из-за позднего появления здесь завода Чусовой лишён основного атрибута уральского города - заводского пруда. К концу XIX века уже были способы приводить в движение станки и машины помимо мускульного привода и водной тяги.
Местное население (на Урале в эту поездку только здесь и в Соликамске я увидел стереотипных молодых уральских горожан):
8.
Город всё же депрессивнее большинства металлургических моногородов Урала, и демографическая ситуация здесь практически как в старопромышленных текстильных городах Ивановской области. Снижение населения с 1960-х годов; за последние 50 лет оно упало с 63 до 45 тысяч человек, в том числе более чем на 20% - за последние 25 лет. Хуже в регионе демографическая ситуация только в Березниках, городах Кизеловского угольного бассейна (Кизел, Губаха, Александровск), в периферийных Чердыни и Чёрмозе.
9.
Урал как он есть:
10.
Центр города зажат между железной дорогой на северо-востоке и промзоной металлургического завода на юго-западе.
11.
Севернее расположен частный сектор, южнее - река Чусовая и многоэтажные кварталы за ней.
Почему-то на Урале, как где-нибудь в Мурманской области, раньше были распространены мрачные многоэтажки без балконов. Впрочем, эта оказалась не жилым домом, а заводоуправлением:
12.
Чусовской металлургический завод - совсем не гигант вроде "Северстали", НЛМК или Магнитогорского металлургического комбината.
13.
Это не предприятие полного цикла, а скорее такой завод-середнячок. Основная продукция - феррованадий (применяется в металлургическом производстве для придания стали определённых свойств), автомобильные рессоры.
Центр - это в основном невысокие приятные сталинки вдоль улицы Ленина:
14.
15.
16.
Улица постепенно поднимается от Чусовой, и уже повыше расположено, наверно, самое красивое здание города - Культурно-Деловой центр, бывший ДК металлургов:
17.
Летом 15 года почти в каждом городе я видел посвящённые 70-летию Победы плакаты и граффити - разной степени оригинальности. Чусовское граффити понравилось мне больше всего:
18.
Как только центр кончается - кончается и городской облик.
19.
20.
Выезд в сторону Березников и Нижнего Тагила из Чусового какой-то полуразрушенный.
21.
Необычно, тем более что в целом на Урале дороги (те, которые есть и заасфальтированы) ничего.
Неожиданно - покрытый дорожной пылью вход в дом-музей Астафьева (вид у дома был не очень обитаемый):
22.
В Пермском крае, не в пример многим российским регионам, с электричками всё не так уж плохо: через станцию Чусовская в сутки проходит 13 пар электричек, из которых только 3 - на Пермь.
23.
В принципе, станция - узел четырёх направлений (на Пермь, на Нижний Тагил, на Кузино/Екатеринбург, на Соликамск), но только два из них - условно магистральные (старинная Горнозаводская железная дорога Пермь - Чусовой - Нижний Тагил - Екатеринбург).
24.
В принципе, при разбросанности города электричками можно пользоваться как городским транспортом: в черте Чусового кроме самой станции Чусовская расположено ещё 4 остановочных пункта и одна станция.
25.
Впрочем, частота их расположения уже свидетельствует о том, что предполагалось выполнение электричками функций городского транспорта.
Автостанция, роль которой постепенно возрастает (хотя и не в такой степени, чем в регионах, где с электричками всё совсем плохо):
26.
Сама река Чусовая - один из самых популярных в стране маршрутов туристического сплава (впрочем, и лесосплав здесь тоже всё ещё сохраняется), поэтому для многих групп город служит перевалочным пунктом.
27.
В заключение не могу не отметить, что на востоке Пермского края вообще и вокруг Чусового в частности - повышенное количество смешных, дурацких и просто странных географических названий. Причём если на Вятке они просто смешные до необъяснимости, то здесь - с налётом таинственности и даже мистики.
Деревни Обманка и Невидимка в окрестностях соседнего города Лысьвы, станция Валёжная, деревни Сова и Олени.