Город на юге Вологодской области, не так далеко от областного центра, на федеральной трассе М8 (Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск). Я приехал на окраину Грязовца автостопом за один день из Вытегры (370 км), за этот долгий день северного лета я ещё успел заехать в Ферапонтово. Так что моё знакомство с городком началось с леса между Грязовцом и трассой М8.
У Грязовца совершенно типичная для малого города Центральной России судьба, даром что находится он на Севере. Некогда деревня во владении местного Корнильево-Комельского монастыря (от которого сейчас почти ничего не осталось), Грязовец развивался в основном благодаря своему расположению на дороге, соединяющей Москву с провинцией (с Вологдой). Соответственно, его развитие пошло гораздо быстрее после того, как в конце XVI века был построен Архангельск, ставший в условиях блокады России с запада после Ливонской войны единственными воротами страны во внешний мир. Но, как и многие придорожные сёла северной глубинки, Грязовец пришёл в упадок после строительства Санкт-Петербурга, к которому перешла функция окна вовне; траффик в сторону Архангельска из Москвы резко сократился. Новый импульс развитию Грязовца дала городская реформа Екатерины II, которая в рамках региональной политики стремилась создать больше новых городов, уездов и вообще потенциальных центров развития необъятных российских просторов. Грязовец получил статус города; первые десятилетия этот статус был скорее административным, нежели соответствующим численности населения городка или размеру его экономики. Вместе с "жалованной грамотой городам" Грязовец в числе десятков других получил правильную прямоугольную сетку улиц. Как и почти все захолустные городки империи того времени, Грязовец жил в исключительно торговлей и сельским хозяйством, являясь центром распределения аграрной продукции уезда; но ко середине XIX века он становится одним из крупнейших центров производства масла в Вологодской губернии, начинают развиваться и ремёсла (кружевоплетение). Но на город Грязовец стал окончательно похож только после строительства Северной железной дороги (Москва - Ярославль - Вологда), которая прошла через город в 1872 г.
В советское время город не получил особенно кардинального развития: он оставался локальным центром пищевой и лесной промышленности. Но некоторое развитие всё же происходило: население постепенно росло (в три раза за советское время), на общественных зданиях появлялись вот такие соцреалистические мозаики:
2.
Неудивительно, что при таких исходных данных Грязовец - один из самых прекрасных примеров такого захолустного уездного городка, где никогда не было особенных достопримечательностей, была такая средняя уездная застройка, но она в большой степени сохранилась. Хотя Грязовец расположен на Севере, он и сейчас гораздо больше напоминает нечерноземные города Центральной России, как по природе, так и по застройке:
3.
Местность вокруг в основном заселена и освоена, но в последние десятилетия кое-где полузаброшена.
4.
Болот и лесов не очень много (хотя в нескольких десятках километров северо-восточнее начинается вполне северная глушь), о Севере напоминает лесопилка на въезде в город, какую гораздо реже увидишь южнее:
5.
И ещё всё же многовато здесь для Средней полосы баракообразных и просто больших покосившихся деревянных домов:
6.
Пожалуй, из таких типичных среднерусских городков у дороги я ещё вспомню Плавск в Тульской области, Юхнов в Калужской, Вышний Волочёк в Тверской, Покров и Вязники во Владимирской.
Ночуя лишь в километре западнее городских кварталов, я полагал, что до Грязовца километра 3 (карты у меня не было), поэтому нагло поймал попутную машину до самого центра.
И город предстал передо мной вот таким:
7.
В полном соответствии с вышеизложенным, Грязовец небогат на достопримечательности.
8.
Но то что есть - то аутентично и сосредоточено преимущественно вдоль центральных улиц Ленина и Маркса:
9.
10.
И, конечно, на расположенной у их пересечения главной городской площади:
11.
Западный выход на площадь улицы Карла Маркса оформлен двумя полукруглыми двухэтажными зданиями - наверно, этот ансамбль и есть самое необычное, что я видел в городе:
12.
Стоявший некогда на площади Рождественский собор - единственная крупная архитектурная утрата Грязовца.
Сейчас на его месте памятник павшим в Великой Отечественной:
13.
В перспективе восточной части улицы Карла Маркса - церковь местного святого Корнелия Комельского, очень приличная для новодела:
14.
Ещё отдельно стоит отметить огромную для уездного городка пожарную каланчу, похожую на водонапорную башню:
15.
Обратите внимание, что она отреставрирована и даже как-то использована - редкая ситуация для маленького города, где в современных условиях обычно не могут найти применение столь странным и нетипичным сооружениям.
Западнее, между историческим центром и железной дорогой - так сказать, общественно-деловой центр города.
Здесь расположен рынок;
16.
Автовокзал (который в условиях обвала пригородных железнодорожных перевозок в Вологодской области приобрёл решающее значение в связи Грязовца с внешним миром)
Двухэтажное дома межвоенных лет постройки - их наличие здесь довольно удивительно; строительство тогда ещё не приобрело послевоенного размаха, и таких зданий маленькие райцентры обычно не удостаивались.
17.
И ещё здесь большая часть грязовецких пятиэтажек:
18.
Вокзал с типовой водонапорной башней в Грязовце красив, но пустынен: станция неузловая, здесь останавливается лишь 5 поездов дальнего следования в день; электричек больше нет.
19.
Западнее железнодорожного вокзала - грязовецкая промзона (кирпичный завод, авторемонтный завод, лесопилка) и несколько приуроченных к ним кварталов - наполовину многоквартирные дома, наполовину частный сектор.
По меркам Севера и даже по меркам Нечерноземья демографическая ситуация в Грязовце относительно хорошая: за последние десятилетия население города уменьшилось меньше чем на 10%; в Вологодской области за исключением самой Вологды и Череповца лучше дела обстоят только в посёлке Шексна и в Тотьме.
20.
Не в последнюю очередь это можно связать с относительно хорошей экономической ситуацией: здесь вроде как работает лесная и пищевая промышленность (что менее удивительно для Вологодчины, чем для средней нечернозёмной области Центральной России).
Нельзя не упомянуть и железную дорогу - она здесь в силу своей магистральности и направленности в сторону Москвы продолжает активно функционировать, вероятно, создавая какие-то рабочие места.
21.
Но здесь ещё присутствует такая экзотическая для современной российской глубинки вещь, как индустриальное развитие - очень по-российски, правда связанное с сырьевым сектором.
Дело в том, что начиная с 2005 г. в окрестностях Грязовца строилась инфраструктура газопровода "Грязовец - Выборг", составной части Северного потока - прежде всего компрессорная станция.
Но, так или иначе, дороги в городе хорошие, развалин на главных улицах (как где-нибудь в Кимрах Тверской области) нету, скорее наоборот:
22.
Грязовецкий дворик:
23.
24.
25.
26.
Вот такой вот город Грязовец.
27.