Псков: часть 1

Nov 22, 2015 13:39






О Псковской области было сказано уже немало в последних нескольких постах, рискнул я замахнуться и на сам Псков. Я был в этом городе четыре раза (октябрь-ноябрь 2002, октябрь-ноябрь 2005, май 2014, июнь 2015); на основе фотографий из двух последних поездок я и попробую написать о Пскове.
Псков - один из древнейших и наиболее прославленных городов России. Он со времени основания был крепостью у северо-западных границ нашего государства, выдержал десятки осад, его несколько раз брали штурмом и несколько раз разрушали. Тем не менее, Псков - один из наиболее сохранившихся древних городов страны, по количеству архитектурных памятников он не отстаёт от Владимира или Суздаля, а по количеству гражданских сооружений допетровского времени уступает только Москве.

2.


Причин этому противоречию несколько.
Во-первых, Псков был не только городом-крепостью, но и столицей Псковской земли - сначала зависимого от Великого Новгорода, а потом (XIV-XV века) независимого русского государства. Соответственно, город был богатый, торговый и немаленький, после разорения крупных русских городов на юге и в Ополье (Владимиро-Суздальская земля, Ростовское княжество) он был на втором месте по численности населения в русских землях после Новгорода, позже на третьем (после Москвы и Новгорода). Соответственно, строилось там немало.

3.


Во-вторых, Псков был одним из самых каменных городов Древней Руси. Как известно, в нашей стране всегда было хорошо с деревом, пушниной и болотами, но плохо с камнем. Поэтому наши города в средневековье (которое длилось до конца XVII века) были почти сплошь деревянными, лишь богатейшие и крупнейшие могли позволить себе несколько каменных соборов, а подобное княжеским палатам владимирского князя Андрея в Боголюбово каменное жильё вообще было явлением уникальным. Псковская земля вообще, если сравнивать её с остальными историческими регионами России, очень богата на древнюю каменную архитектуру; камень здесь гораздо доступнее, чем в остальных русских землях. Целых четыре каменные крепости, из которых Псковский кремль сохранился полностью,

4.


Изборская крепость

5.


и Порховский кремль почти полностью,

6.


от Гдовского кремля остались валы с фрагментами стен по их гребням.

7.


Таким образом, в Пскове всегда было много каменных сооружений, которые гораздо долговечнее. Конечно, и Псков был преимущественно деревянным, но соотношение между деревянным и каменным было не 1000 или 10 000 к 1, а типа 500 или 100 к 1. В Пскове были не только каменные соборы и каменные стены кремля, уже в XIII веке впервые на Руси город смог позволить себе окружить не деревянной стеной ближайшие к кремлю кварталы посада (Довмонтов город):

8.


К XV веку протяжённость внешних городских стен достигла 9 километров, сопоставимых размеров построенные не из дерева сооружения появились в Москве (Белый город) и в Смоленске (кремль) только столетие спустя.

9.


10.


Отдельно стоит отметить, что в Центральной России те немногочисленные не деревянные и не земляные укрепления, которые всё же строились, начиная с XV века строились преимущественно из кирпича, который, хотя и прочнее и долговечнее дерева, всё же уступает по этим показателям камню, из которого строили в Псковской земле.
В-третьих, Псков никогда не подвергался тотальному разрушению (подобному тому, что испытал Новгород в Великую Отечественную); если учесть, сколько войн пережил город, то можно сказать, что разрушения были не очень большими, даже в последнюю войну.
То, что было разрушено, было быстро восстановлено (после войны Псков внесли в список городов, подлежащих первоочередному восстановлению), и, я бы сказал, более аутентично, чем в соседнем Новгороде.

11.


Есть и руины, но их сравнительно немного:

12.


Так и получилось, что Псков довольно хорошо сохранился.

13.


Конечно, он сохранился не совсем цельно и не полностью - всё-таки восстанавливались и реставрировались лишь особо ценные архитектурные памятники; внутри 9-километровых городских стен улицы застроены в основном сталинками и кое-где даже хрущёвками.

14.


Тем не менее, концентрация древних церквей и палат, и городские стены особенно создают почти европейское ощущение Старого города.

15.


16.


Я уже неоднократно говорил, Псковская область, несмотря на всю свою бедность и рекордное уменьшение численности населения - во многом европейский регион. Это и традиция, и не самые плохие местные власти, и близость Прибалтики.
Псков в этом смысле не отстаёт.
Ухоженность городской среды:

17.


Не хуже, а местами лучше чем в Москве, и без жёлто-зелёных заборчиков:

18.


Сложность городской среды - развитая улично-дорожная сеть, много небольших парков:

19.


20.


Ещё берега псковских рек в большой степени оборудованы и благоустроены, даже есть набережные:

21.


В то время как у нас градостроителями прибрежные территории обычно воспринимаются как такая изнанка города, где самое место промзонам, свалкам, гаражам и густым зарослям.
Даже где они не благоустроены, они нередко похожи на газон и вдоль них почти всегда можно пройти:

22.


И мостов много - река широка, а их в городской черте целых 3, на 200 тысяч населения; плюс 1 железнодорожный.

23.


24.


Через Пскову, которая меньше и короче в пределах города, их 4 автомобильных и штук 10 пешеходных, плюс 1 железнодорожный.

25.


Как ни странно, в России развитость и европейскость провинциального города выражается в большом количестве многоэтажных микрорайонов, ведь частный сектор у нас это чаще не благоустроенные богатые районы, а полутрущобная застройка с хаотичной планировкой и почти без инфраструктуры. При том что сами дома и их жители вполне могут быть богатыми.
Так вот, в Пскове навскидку до 30% застроенной площади за пределами городских стен занято многоквартирными домами 50-х годов постройки и позже.

26.


Есть несколько крупных микрорайонов, возведённых в последние десятилетия:

27.


Несмотря на общее уменьшение населения в Псковской области, население областного центра в 12 году вновь начало расти; сейчас оно почти достигло максимального показателя 1992 года.
Так что многоэтажки строятся и сейчас.

28.


Микрорайоны при этом довольно благоустроенные и с неплохой инфраструктурой.

29.


Есть в городе и классический российский частный сектор:

30.


И настоящая коттеджная застройка почти европейского вида:

31.


Это при том, что Псков - это самый маленький областной центр Европейской России после Элисты, Черкесска и Майкопа; даже Сыктывкар с Нальчиком больше. Его население всего 207 тысяч человек, что меньше, чем в Подольске или Зеленограде.
Ещё развитость и европейскость города - это конечно, общественный транспорт.
С 1912 по 1941 год здесь ходил трамвай, но после войны его так и не восстановили.
Зато в городе отличная автобусная сеть, обслуживаемая автобусами большой вместимости (в основном бэушными немецкими, а ещё русскими (ЛиАз) и белорусскими (МАЗ)):

32.


33.


34.


В Пскове 33 регулярных автобусных маршрута - это примерно столько же, сколько в Екатеринбурге или Волгограде, который почти в несколько раз больше по населению.
Автобусы ходят часто, пассажиропоток для 200-тысячного города очень значительный:

35.


36.


37.


Более того, когда я впервые побывал в Пскове в 2002 году - даже тогда, когда сложно было найти город в провинции с муниципальными большими автобусами, даже тогда в Пскове они были.
Впрочем, город и сейчас выгодно отличается по этому показателю от большинства российских региональных центров.
А вот положение с железной дорогой, вернее, с пассажирскими железнодорожными перевозками - оно неевропейское в самом плохом смысле.
Псков был одним из первых региональных центров России, где появилась железная дорога - уже в 1859 году через город прошла линия Санкт-Петербург - Варшава:

38.


Станция Псков стала чуть ли не всемирно известной после того, как там в марте 1917 года Николай II подписал отречение от престола.
В дальнейшем Псковская область как-то стала отставать от страны в своём развитии; её не очень коснулась индустриализация (не было построено гигантских заводов, не возникло больших городов), потом регион сильно пострадал от войны, после которой его положение не очень изменилось. Как результат - Псковщина (вместе с республиками Коми, Марий Эл, Карачаево-Черкессия, Ивановской областью) - один из немногих регионов в Европейской России, где нет электрифицированных железных дорог (которые обладают большей пропускной способностью и более экономичны). Зато, как и в Острове, станция Псков небольшая и архаично выглядящая:

39.


Псковская область сильно пострадала от отмены пригородных поездов в начале 2010-х годов; в Пскове остались только пригородные в сторону Питера (до Луги) и в сторону Старой Руссы (до станции Дно). Дальние поезда из Пскова остались только в Москву, что совсем маразм - в Питер до которого 300 км можно напрямую уехать только на автобусе.

И ещё (чуть не забыл) то, что можно фотографировать в церквях (хотя бы в некоторых) - это тоже Европа:

40.


Но местами, конечно, видно, что это российская провинция:

41.


Ну и при всей своей европейскости и туристичности Псков - это действительно город десантников.

42.


43.


44.


Военные части занимают значительную долю территории города на юго-западе и дальнем юге (Череха).

О том, что есть в городе конкретно и посмотреть - в следующей части.

Северо-Запад, Псковская область, город, Псков, древнерусское, железная дорога, транспорт

Previous post Next post
Up