![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3416/15867844.c7/0_14b4a1_51166aca_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3205/15867844.c7/0_14b48d_757cd49e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9318/15867844.129/0_1611c6_64b9fb6f_XL.jpg)
Новочеркасск - четвёртый по величине город Ростовской области, один из крупнейших пригородов Ростова-на-Дону. Он расположен в 40 км восточнее южной столицы и представляет собой северо-восточный конец Ростовской агломерации в её узком понимании (без российского Донбасса - Шахт, Новошахтинска, Красного Сулина).
В Новочеркасск я попал сразу из станицы Старочеркасской, что отвечает исторической логике - именно из Старочеркасской сюда перенёс столицу прославленный казачий атаман Платов незадолго в начале XIX века, незадолго до войны с Наполеоном. Новая столица донских казаков строилась с размахом: были спроектированы несколько городских осей - широких проспектов, не уступающих шириной петербургским. Огромные площади тоже немного напоминают северную столицу. Планируемая застройка тоже была вполне имперской, а кафедральный Вознесенский войсковой собор, который начали возводить на одной из гигантских площадей должен был стать одним из крупнейших в империи. Однако, ресурсы, которые могли привлечь донские казаки и их командиры, не шли ни в какое сравнение с теми, которыми располагали строители имперской северной столицы, и даже сейчас видно, что городской каркас из проспектов и площадей так и не смог в полной мере обрасти застройкой, и его элементы в некоторых местах выпирают из городской ткани. Только частично смогли реализовать парадную застройку главных улиц, и в большинстве случаев даже там, где эти улицы были застроены каменными зданиями уже в XIX веке, эти здания не тянут выше уездного уровня:
4.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15586/15867844.c8/0_14b4c7_598dd404_XL.jpg)
5.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9312/15867844.129/0_1611e6_5f5524c9_XL.jpg)
Судьба кафедрального войскового собора оказалась ещё печальнее - после трёх десятилетий строительства в 1846 г. обрушился купол, вторая попытка в 1863 г. закончилась примерно так же. Лишь в конце XIX - начале XX века проект был доведён до конца. Однако, круглая площадь Ермака, на которой он стоит, оказалась немного на отшибе, не совсем в центре, до революции она даже не вся получила каменное оформление, а западная историческая часть площади имеет именно что уездный вид, что контрастирует с циклопическим собором и размерами площади:
6.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4009/15867844.c8/0_14b4ba_ffa2c7e0_XL.jpg)
Вообще, видимо, то, что предполагалось сделать центром в начале XIX века, фактически, и сейчас занимает заметную часть города, и в значительной степени застроено современными зданиями.
7.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/36/15867844.129/0_1611cf_8c1c86b7_XL.jpg)
8.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5353/15867844.129/0_1611be_55c4687f_XL.jpg)
Парадный столичный центр получился только местами и в южной части того, который был спланирован, вдоль Платовского проспекта, который отходит на юго-запад от площади Ермака с кафедральным собором:
9.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9757/15867844.c7/0_14b4b3_b1bf83dc_XL.jpg)
10.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6513/15867844.129/0_1611e9_aa8553e9_XL.jpg)
Примерно посередине проспекта находится настоящая главная площадь крупного города - площадь Платова с атаманским дворцом:
11.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3310/15867844.c7/0_14b49c_a8f37655_XL.jpg)
К слову, именно здесь случился расстрел демонстрации рабочих, которые в 1962 г. собрались у здания бывшего атаманского дворца из-за повышения цен на продовольствие
С боков и сзади атаманского дворца - парк с опять-таки столичным названием Александровский сад.
12.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4409/15867844.c7/0_14b496_39616899_XL.jpg)
13.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9804/15867844.129/0_1611eb_57156d02_XL.jpg)
Сейчас его столичная сущность на деле проявляется только в фонтанах:
14.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3208/15867844.c7/0_14b498_162c4d08_XL.jpg)
Ещё одна парадная особенность Новочеркасска - это триумфальные арки, как правило, воздвигавшиеся по случаю проезда монарха. То есть арки ставили в каждом крупном населённом пункте по маршруту следования августейшей особы, но далеко не везде их делали каменными. В Новочеркасске сохранилось две арки - на выезде в сторону Москвы и на старом выезде в сторону Ростова;
15.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3501/15867844.12a/0_161211_d3761d03_XL.jpg)
они совсем неплохо вписываются в современный городской ландшафт
Сейчас Новочеркасск уже скорее не казачий, а студенческий город. Расположенный здесь ВУЗ с гордым названием Южно-Российский Политехнический университет действительно считается лучшим техническим ВУЗом на Юге. Основанный ещё до революции, он расположен в совершенно прекрасном здании (на заднем плане):
16.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4506/15867844.129/0_1611d5_5c87ac3b_XL.jpg)
17.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15518/15867844.129/0_1611d3_62782170_XL.jpg)
18.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4110/15867844.129/0_1611d2_91d3bc77_XL.jpg)
Может возникнуть закономерный вопрос - откуда в таком тихом, студенческом и не доросшем до своего уличного каркаса городке достаточно рабочих для большой демонстрации? И вообще, за счёт чего был обеспечен рост города после революции?
Дело в том, что севернее Новочеркасска в годы первых пятилеток был построен большой паровозостроительный завод, в 1950-е годы модернизированный до электровозостроительного.
19.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4108/15867844.c9/0_14b4f0_90578cd6_XL.jpg)
Вокруг него вырос посёлок, позднее электровозостроительный завод дополнился другими предприятиями вроде электродного завода.
20.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9760/15867844.12a/0_161212_88820042_XL.jpg)
Когда этот посёлок был присоединён к Новочеркасску, он не уступал городу размерами, сейчас население северной части города - примерно половина населения всего Новочеркасска.
21.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6212/15867844.12a/0_16121b_212ffa3f_XL.jpg)
Главное здание завода солидно и может сойти за здание какого-нибудь учреждения или института; этим оно напоминает главное здание Минского тракторного завода:
22.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6207/15867844.c9/0_14b504_653d5575_XL.jpg)
Между двумя частями города немаленькое расстояние, заполненное частным сектором:
И рекой Тузлов с поймой:
23.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3512/15867844.12a/0_161216_34e10013_XL.jpg)
Конечно, если даже в Ростове-на-Дону кварталы многоэтажной застройки - лишь материки в океане частного сектора, то в Новочеркасске и подавно два городских ядра (исторический центр и северная часть с заводами) омываются морем одно- двухэтажных домов:
24.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/15867844.12a/0_161217_fcbd716b_XL.jpg)
Собственно, для связи между старой и новой частями города в 1954 году и был запущен Новочеркасский трамвай.
Пожалуй, сейчас из всех трамвайных систем Юга России новочеркасская находится в самом печальном состоянии.
Первыми в глаза бросаются пути, напоминающие о бурном море:
25.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30/15867844.129/0_1611c4_cfb87827_XL.jpg)
Ну подвижной состав тоже не подкачал:
26.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5411/15867844.c6/0_14b482_71cf20fc_XL.jpg)
Кроме того, как это часто бывает с немногочисленными трамвайными системами, открытыми в Советском Союзе уже после 1953 года, новочеркасский трамвай так и не добрался до самого центра города, протянувшись от промзоны и призаводских районов до западной периферии старого города - где, впрочем, рукой подать до рынка. Если в северной части города трамвай проходит по основным магистралям и в основном на выделенном полотне, то в центре он уходит в глухие, часто немощёные улочки,
27.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6817/15867844.12a/0_161213_d9f45849_XL.jpg)
Его линии старательно огибают все основные точки формирования пассажиропотока в исторической части города, кроме Политехнического университета и рынка.
Печально и нелогично, что сейчас именно протяжённая трамвайная линия между северной и южной частями города находится в самом плохом состоянии, трамваи там ходят реже всего, медленнее всего и - как результат - совершенно пустые.
28.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6615/15867844.12a/0_161218_fd6bb117_XL.jpg)
Я так и не дождался вагона ни 1, ни 3 маршрута и уныло ехал с юга на север на маршрутке.
Не стоит и говорить, что огромный потенциал электричек по связи северной и южной частей Новочеркасска (см. карту) тоже почти не используется - при наличии в городе 5 остановок электричек, в день самих электричек только 5 обычных и 2 ускоренных.
29.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9820/15867844.12b/0_161222_3df52445_XL.jpg)
При всём при этом трамваи 2-го маршрута, курсирующие между центральной конечной (ул. генерала Лебедя) и северо-западной окраиной города (трамвайное депо), относительно востребованы:
30.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4704/15867844.c6/0_14b47c_96f92036_XL.jpg)
Конечно, как и почти везде в российских регионах, основа общественного транспорта в Новочеркасске - это маршрутки, которые позволят вам относительно быстро (не считая пробок), со скрежетом и сильно раскачиваясь и подпрыгивая добраться до нужного места:
31.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/15867844.12a/0_1611f9_5433f998_XL.jpg)
Если честно, то подвижной состав покрупнее встречается не реже старых добрых ГАЗелей, но это тоже, как правило, что-то вроде ПАЗиков.
Несмотря на все старательно описанные выше печальные недоделки Новочеркасска, мне по-настоящему понравился этот город.
Последняя казачья столица - очень аутентичный и атмосферный город, историческая часть пусть и во многом неказиста, но сохранилась не хуже, чем в Ростове-на-Дону. Более того, её неказистость и неотполированность усиливает эту аутентичность.
Местами и декорации не нужны - готовая натура для съёмок исторического фильма:
32.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2714/15867844.c7/0_14b48b_5914dcc4_XL.jpg)
33.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3607/15867844.c7/0_14b491_a6350458_XL.jpg)
И просто такое огромное для районного центра количество исторических зданий очень радует:
34.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3907/15867844.12a/0_161208_89c952a6_XL.jpg)
35.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3512/15867844.12a/0_16120c_d058a6ba_XL.jpg)
Необычно много в Новочеркасске и скульптур - не только полномасштабных памятников Платову и Ермаку, но и поменьше:
36.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37861/15867844.129/0_1611ea_4641e2a4_XL.jpg)
37.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4510/15867844.12a/0_1611f4_8f1af6db_XL.jpg)
38.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3111/15867844.129/0_1611f0_f37d4fb5_XL.jpg)
И урны местами в виде пушек:
39.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16100/15867844.12a/0_1611fe_c3124d43_XL.jpg)
Огромное дореволюционное наследие в Новочеркасске даже заслонило непременное для Юга наследие Гражданской - но и тут не обошлось совсем без революционной романтики:
40.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9795/15867844.12a/0_161210_3a314cf5_XL.jpg)
Хватило в Новочеркасске и место моему любимому сталинскому ампиру (ансамбль Юбилейной площади на северо-западе южной части города):
41.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/15867844.129/0_1611c1_2732e439_XL.jpg)
Напоследок - немного горожан:
42.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9753/15867844.c7/0_14b489_d6f2d017_XL.jpg)
43.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6819/15867844.12a/0_1611f6_45d4fb5e_XL.jpg)
44.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2714/15867844.c7/0_14b494_1e4cd5d_XL.jpg)
45.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9796/15867844.12a/0_1611fa_4e4a48a8_XL.jpg)
46.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4427/15867844.c8/0_14b4da_1a2720ac_XL.jpg)
47.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3200/15867844.c7/0_14b48f_58ccac0c_XL.jpg)
По печальной традиции и своей вечной спешке, на город Новочеркасск у меня было лишь несколько часов. Дальше меня ждала электричка и город Шахты - столица российского Донбасса.