Трамвай в Ростове-на-Дону появился в 1902 году, это была вторая трамвайная система на юге России (после краснодарской и немного раньше пятигорской). Ростов-на-Дону стал 21-м в Российской империи и 12-м на территории современной России. Как и почти все трамвайные системы в Российской империи того времени, ростовский трамвай строился иностранной компанией (Бельгийским обществом); однако, в отличие от всех других подобных случаев, в Ростове были использованы не только западные технологии и подвижной состав, но и ширина колеи (1435 мм). Ростовский трамвай был и остаётся единственным на постсоветском пространстве с европейской шириной колеи.
Через несколько месяцев трамвай появился и в примыкающем к Ростову-на-Дону с востока армянском городе Нахичевани-на-Дону. Уже в 1903 году была электрифицирована единственная в Российской империи междугородняя линия конки, соединяющая Ростов с его восточным пригородом (который был включён в состав Ростова в 1928 году).
В годы Гражданской войны, в отличие от многих других существовавших тогда трамвайных систем, ростовский трамвай не останавливал свою работу; более того, в городе появилась изолированная от основной сети трамвайная система в Ленгородке (западнее железнодорожного вокзала, на правом берегу реки Темерник).
Как и во всех трамвайных городах Союза, после Гражданской войны в Ростове началось бурное развитие трамвайного транспорта: были объединены две трамвайные системы, были построены линии к стремительно строившимся заводам (прежде всего к "Ростсельмашу", район Сельмаш).
Уже в году в Ростове-на-Дону появился троллейбус (раньше в Союзе этот вид транспорта заработал только в Москве и Киеве), и развитие трамвая предсказуемо замедлилось - троллейбус воспринимался советскими проектировщиками и чиновниками как более современный вид транспорта; троллейбусная сеть Ростова быстро стала одной из крупнейших в стране. Тем не менее, и после войны строились новые линии трамвая, самой длинной из которых была линия в Северный жилмассив. В итоге к 1990 году протяжённость трамвайных линий в Ростове превысила 100 километров, тогда это была крупнейшая трамвайная сеть на юге России (на схеме трамвай показан красным):
Как видно, и тогда, несмотря на размер трамвайной системы, трамвайный транспорт почти везде дублировался троллейбусным; в сочетании с преобладанием трамвайных линий на совмещённом полотне это сильно снижало конкурентоспособность трамвайного транспорта в городе. Фактически, трамвай являлся основным транспортом только в отдельных старых районах с узкими улочками (в бывшей Нахичевани или том же Ленгородке).
Возможно, относительная невостребованность послужила причиной того, что в Ростове обвал трамвайного транспорта наступил раньше, чем в большинстве других городов страны - уже в 1990-е годы. За 1998 год протяжённость трамвайных линий уменьшилась более чем вдвое, в итоге в 2002 г. сеть ростовского трамвая выглядела так:
Как видно, трамвай полностью исчез из северных районов города; вновь, как и в довоенное время, трамвайные линии оказались вытянуты вдоль правого берега Дона. Была закрыта и линия по проспекту Стачки на западе - таким образом, за пределами центра трамвай полностью исчез с главных городских магистралей, где он повсеместно дублировался троллейбусом.
В 2000-е годы продолжалось сокращение трамвайной сети, но уже гораздо более медленными темпами - была закрыта северо-западная на Новое Поселение и вторая линия в Сельмаш на северо-востоке.
В итоге сейчас сеть ростовского трамвая выглядит так:
Длина трамвайной системы уменьшилась до 32 км, по этому показателю ростовский трамвай находится на 26-м месте в России. Тем не менее, это всё ещё вторая по величине трамвайная система на российском Юге - правда лишь немного опережающая по длине линий трамвай в Пятигорске.
В целом, сейчас трамвайная сеть в гораздо меньшей степени дублируется троллейбусными линиями, чем 25 лет назад. Тем не менее, качество путей на уцелевших линиях, в отличие от Краснодара, оставляет желать лучшего:
При этом доля путей на совмещённом полотне в сравнении с советским временем даже увеличилась:
Подвижной состав, как водится в России, изношен, его недостаточно, осталось только 40 вагонов:
Из них большую часть составляет продукция Усть-Катавского завода разных лет:
Осталось и несколько Татр:
Как следствие - вагоны ходят редко и медленно и почти везде большую часть пассажиров перехватывают ПАЗики. Впрочем, медленность и неконкурентоспособность - это касается и ростовского троллейбуса.
Сейчас трамваем, линии которого охватывают почти весь центр и часть запада миллионного города, пользуются лишь около 40 тысяч человек ежедневно:
По ощущению, в наибольшей степени трамвай востребован на участке от вокзала (железнодорожный и автобусный вокзалы расположены в Ростове-на-Дону в одном месте)
до Центрального рынка:
Трамваи порой просто берут штурмом:
Это можно объяснить не только тем, что много народу едет с вокзала на сам Центральный рынок, но и тем, что за последние десятилетия сеть общественного транспорта в Ростове значительно деградировала и в итоге добраться с окраины на окраину проще всего с пересадкой на рынке. В случае с электротранспортом эта проблема ещё острее - почти все маршруты трамвая и все маршруты троллейбуса проходят через Центральный рынок.
Трамвайная линия в районе Центрального рынка:
Переплетения трамвайных путей в окрестностях:
Западнее вокзала находится самая живописная часть сети - трамвай петляет по узким улочкам Ленгородка, поднимаясь на правый берег долины Темерника:
Эта линия проходит чуть севернее вокзалов, не подходя к ним непосредственно:
Восточнее линия с Ленгородка переходит во вторую центральную линию севернее Центрального рынка (по улице Горького) - это более респектабельный и парадный ростовский центр:
Восточнее Центрального рынка - кварталы бывшей Нахичевани, где - по ощущению - хуже всего пути и трамвай атмосферно дребезжит по переулкам мимо старых домов:
Севернее Центрального рынка трамвайная линия на небольшом участке проходит по Будённовскому проспекту - это единственное место в городе, где трамвай всё ещё ходит по крупной городской магистрали:
Северо-восточная конечная ростовского трамвая расположена у платформы Сельмаш, вблизи "Ростсельмаша", крупнейшего производителя сельскохозяйственной техники в России.
Фактически, сейчас это единственное место в Ростове-на-Дону, где трамвай проходит по относительно современному жилому району с массовой многоэтажной застройкой.
Как-то так, спасибо за внимание.