Туапсе - ещё не скучная плоская вся похожая на деревню и на одноэтажную Америку равнинная часть Краснодарского края, но уже и не Сочи с бессмысленной и беспощадной олимпийской стройкой, хорошими дорогами и участками благоустроенной городской среды.
Туапсе - это что-то среднее.
Уютный, довольно благоустроенный город, похожий на город (привет Тимашёвску, Усть-Лабинску, Крымску и самому Краснодару).
Не такой городской город как Новороссийск и не такой приятный как Геленджик, но всё же.
Туристический поток в Туапсе есть, но гораздо меньше чем в Сочи, и в Туапсе есть вполне себе промышленность (нефтеперерабатывающий завод), сюда приходит сейчас довольно мелкий нефтепровод из Чечни, но построенный в комплексе с нефтепроводом порт довольно крупный. Думаю, что это всё придало этому городу Краснодарского края городскую атмосферу и вид.
Особенность порта в том, что он находится непосредственно в центре города (а также западнее и восточнее его), прямо по прогулочной набережной (Приморский бульвар) проходят пути, по которым часто движется товарные вагоны:
Над центром города и главной туапсинской площадью Октябрьской революции (которая гораздо унылее самого центра города) возвышается диспетчерская башня порта:
Самая главная и красивая улица города - это улица Карла Маркса.
Она представляет собой платановый бульвар с красивой застройкой (видимо, первой половины 1930-х годов).
Местами попадаются немногочисленные дореволюционные постройки:
Местами попадаются здания, отремонтированные в классическом сочинском стиле:
Насчёт платанов - как же быстро на черноморском побережье Кавказа меняется климат при движении с юга на север, в каких-нибудь 200 км на юг экзотические южные деревья вдоль улиц - это эвкалипты, пальмы и платаны там растут массово, а в Туапсе уже платаны - это редкие южные растения.
Центральная часть города продолжается на несколько кварталов в сторону от улицы Маркса.
Некоторые параллельные улицы - это тоже бульвары.
На юго-западе улица Маркса переходит в главную городскую площадь Октябрьской революции.
Как уже говорилось, главная площадь - самая унылая часть центра:
Зато с неё видно море:
Другое её украшение - это фонтан, который раскрашен подобно скульптурам в Древней Греции или современной Гане:
Над центром и главной площадью возвышаются холмы, которые можно назвать отрогами Большого Кавказа, который в районе Туапсе уже не такой и большой (не более 1000 м).
На самом ближнем к площади и морю холме неожиданно горит Вечный огонь:
Общий вид затянутого дождём города:
Между морем и площадью - пешеходная часть Приморского бульвара с типовым обелиском Города воинской славы:
Противоположный от площади конец бульвара улицы Маркса упирается в площадь Ленина, уютную и круглую:
В паре кварталов южнее площади Ленина - улица маршала Жукова, параллельная улице Карла Маркса и соединяющая вокзалы.
Железнодорожный вокзал в городе ничего, хотя тоже сделан немного в сочинском стиле:
Прибытие теперь уже редкой электрички из Сочи:
Привокзальная площадь:
Автовокзал гораздо красивее железнодорожного вокзала - как мне подсказывают читатели, при постройке железной дороги от Армавира-Туапсинского до Туапсе и до продления её до Сочи железнодорожный вокзал располагался в этом здании:
Редкий случай, ведь автовокзалы стали массово появляться в нашей стране уже в 1950-е - 1960-е годы, когда почти ничего красивого уже не строили.
Напоследок - совсем немного остального города: