Абхазия: всё остальное - часть 1

Jun 20, 2015 15:32














К главной особенности современной Абхазии - многочисленной и местами романтической заброшке.

4.


Если заброшенные общественные здания - это скорее из-за общего упадка государства и общества, типичного для постсоветского пространства и особенно типичного для его непризнанных частей, то заброшенные здания и отдельные квартиры в многоэтажках - это потому что Абхазия в сравнении с 1991 годом вымерла в 2.5 раза. Поэтому почти везде чувствуется такая немноголюдность, пустынность, вообще-то совсем несвойственная Югу.

5.


Почему это произошло? Дело в том, что при всей той неукротимой жажде свободы, которую абхазский народ проявил в начале 1990-х годов и которая была охотно поддержана щедрой Россией и пассионарными чеченскими террористами во главе с Басаевым, собственно абхазов в Абхазии в советское время было менее 20%. Остальные - это преимущественно грузины, а также русские.
Вследствие войны и разрухи все грузины и значительная часть русских бежала, вот страна и оказалась полувымершей. Такое я видел только в нечерноземных русских деревнях, где часто заметно, что вот здесь, в центре деревни, раньше стоял дом, а теперь тут пустырь. Только вот в Абхазии такое и в городах, сёла как-раз таки пострадали поменьше (всё-таки южный климат).

6.


Ещё много где можно заметить следы пуль на домах.
И самая мощная социальная реклама, которую я видел (куда уж вашей сигарете, вскрывающей вены на руке):

7.


(Не сори. Тут кровью полито!)

Вообще, грузино-абхазская война в Абхазии почитается почти наравне со Второй Мировой, часто попадаются музеи Славы, где перечислены все погибшие односельчане или жители этого города.
И обязательные плакаты с героями войны, среди которых большое место занимает первый президент Ардзинба:

8.


В каждом селе обязательно есть улица с совершенно полинезийским названием Аиааира (Победы) - подозреваю, это скорее в честь победы объединённых абхазско-российско-чеченских сил над грузинами, чем советской армии над немцами.
Война и разруха чётко разделила Абхазию на две части - Сухум и всё что западнее Сухума, и всё что восточнее Сухума.
Западнее - местами заброшенная, местами вымершая местность, но дружелюбная к туристам и с довольно большим количеством рекреационной инфраструктуры (по большей части уцелевшей советской). К туристам относятся хорошо, с пониманием, менты не пристают, много машин с российскими номерами, по железной дороге порой даже пройдёт российский грузовой поезд. Западнее Сухума в ясную погоду везде видны горы, в Гагре они поднимаются прямо из моря.
Восточнее - на 75% заброшенная, недружелюбная местность, где разруха гораздо заметнее. Туристов почти нет, особенных достопримечательностей - тоже, зато поблизости есть граница с Грузией, много подозрительных и жадных силовиков, по старинке воспринимающих любого туриста как потенциального грузинского шпиона и ходячий кошелёк с деньгами одновременно. Горы в Восточной Абхазии сильно отходят от моря, фактически, это окраина Колхидской низменности с её влажной жарой и болотами.
Подчеркну, что сам я был только в Западной Абхазии, о ситуации в восточной части страны знаю со слов других путешественников, по рассказам местных - и, конечно, из Википедии:)
Теперь - о том, что есть интересного в Абхазии за пределами пещеры и клеток с обезьянами.
На мой взгляд, в порядке уменьшения интересности - Новый Афон, Сухум, село Лыхны и озеро Рица, Гагра. До Пицунды с её пицундской сосной и византийским храмом, к сожалению, не добрались.
Город Новый Афон (в котором и расположен вход в одноимённую пещеру):

9.


10.


Новый Афон расположен 20 км не доезжая Сухума со стороны российской границы.
По своей структуре и расположению это вполне обычный курорт: он зажат между Иверской (Анакопийской) горой и морем, вытянут вдоль моря километров на 7.
Вернее, он был вытянут на 7 км в советское время; сейчас, когда население города почти втрое меньше (всего 1.4 тыс. чел.), в городской ткани образовались многочисленные "дыры" - заброшенные или разрушенные здания.

11.


В основном город выглядит как-то так:

12.


При этом есть даже несколько жилых (и несколько заброшенных) многоквартирных трёх- четырёхэтажных домов.
Так в Новом Афоне выглядит Сухумское шоссе - главная дорога страны, не так давно покрытая прекрасным асфальтом по меньшей мере от Сухума до российской границы:

13.


Обратите внимание на фонари - они стоят вдоль всего шоссе от Сухума до российской границы и даже зажигаются по ночам.
Самое красивое в городе - это Новоафонский монастырь, построенный в конце XIX-начале XX века, по которому город, собственно, и получил своё название:

14.


в неовизантийском стиле

15.


16.


Сразу удивило, что в храмах и в монастыре можно фотографировать - как-то необычно это для РПЦ. Ответ пришёл на следующий день, в древнем храме села Лыхны.

17.


Несмотря на относительную новизну, и недавний ремонт, монастырь непохож на новодел - если не знать, можно подумать, что он гораздо древнее.

18.


Ещё одно отличие от РПЦ, реставрация у которой часто примерно как у Лужкова с московским "Военторгом".
Прямо под монастырём, на берегу реки Псырцха, расположен храм Симона Кананита - одно из древнейших зданий Абхазии, построенный в IX-X веках, в эпоху расцвета Абхазского царства:

19.


20.


Хотя на момент постройки Абхазия уже не была частью Византии, храм был сооружён в византийском стиле и, видимо, византийским архитектором.
Около храма - небольшой руковтворный водопад:

21.


Выше водопада - небольшое озеро, на берегу которого платформа Псырцха.

22.


Вероятно, самый красивый железнодорожный остановочный пункт в бывшем СССР.

23.


Железная дорога здесь метров на 200 выходит на поверхность, а потом снова уходит в тоннель - под Анакопийской горой.

24.


Пространство между входом в пещеру и рекой с храмом почти по-сочински испорчено всякой говнозастройкой:

25.


Но тут использование самых дешёвых стройматериалов, по крайней мере, можно объяснить недостатком денег, а не одним только отсутствием вкуса у современных строителей.
Здание пещеры тоже так себе (на заднем плане, за ржавым сараем):

26.


За входом в пещеру начинается подъём на Анакопийскую (Иверскую) гору, куда мы, увы не успели.
На горе - Анакопийская крепость ещё византийского времени, охранявшая северо-восточную византийскую границу и подступы к морю, бывшее главной транспортной артерией в те времена.
Крепость как минимум один раз сильно помогла Византийской империи - в середине VIII века, в период максимальной арабской экспансии, арабский полководец Мурван-ибн-Мухаммед пытался выйти в Чёрное море, чтобы соединиться с аварами и обложить Византию ещё и с севера. Но крепость взять ему так и не удалось, и в процессе осады значительная часть его войска погибла от некой кишечной болезни.
В итоге Константинополю пришлось иметь дело с арабами только на юге и востоке, а на севере ему хватило и Аварского каганата.
В центре города:

27.


Приморская часть Нового Афона весьма приятна - парк, пруды, ракушка-остановка:

28.


29.


30.


(Анакопийская гора с крепостью на заднем плане)
Даже на окраинах ничего так себе пляж:

31.


Бесчисленные волнорезы тут почему-то менее разрушены, чем в Сочи.

32.


Теперь про Сухум за пределами обезьяньего питомника.
Он местами приятен, но не то чтобы очень интересен в плане достопримечательностей. Его фишка в городской жизни, в том, что это единственный настоящий город в Абхазии - с настоящим городским транспортом, с культурными учреждениями и даже с какими-то останками промышленности.
Сухум тоже вытянут вдоль моря - километров на 10-12, но ширина его гораздо больше, чем у Нового Афона (до 8 км). Центр города - это прямоугольник размером примерно 4 на 1.5 километра, также вытянутый вдоль моря; у западной его окраины находится рынок, у северо-западной - автовокзал и железнодорожный вокзал. Восточнее центра - вытянутые узкой полосой вдоль моря и главной дороги курортные кварталы с санаториями и базами отдыха (значительная часть которых заброшена).
Километрах в 3 на запад - Новый район, единственный крупный спальный район в Абхазии.
Весь остальной город, его большая часть - это холмы, довольно хаотично застроенные частным сектором.
Как и вся страна, Сухум сильно вымер в результате войны с Грузией 1992-1993 гг., население города уменьшилось втрое. В последнее десятилетие оно, тем не менее опять стало расти, выросло в полтора раза в основном за счёт мигрантов из сельской Абхазии (в Сухуме больше вероятность найти какую-то работу); в итоге сейчас население города чуть больше 60 тыс. чел. - примерно как в 1960 г., и вдвое меньше чем в 1991 г.
Как и во всех абхазский городах, в Сухуме много "дыр" и заброшенных зданий - хотя вдоль главной дороги (российская граница - Сухум - граница с Грузией) их всё же меньше.

33.


Тут стоит сказать про городской транспорт.
Понятно, что в Абхазии в целом царствуют маршрутки, автобусы - исчезающий вид.
В Сухуме маршруток тоже полно, но значительную часть перевозок в главном транспортном коридоре (Новый район - Центр) выполняют троллейбусы.

34.


Помимо 2 маршрутов в основном транспортном коридоре (Новый район - Центральный рынок) ещё действует маршрут от Маяка (юго-западная часть города) через Центральный рынок в курортную восточную часть города (Каштак)
Троллейбус чудом выжил в 2000-е гг, во многом благодаря бэушным троллейбусам из Москвы и Майкопа, а в 2008 г. даже были закуплены новые троллейбусы.

35.


Троллейбус - социальный транспорт: цена билета 5 рублей (в маршрутке вдвое больше)
Кроме того, троллейбус совершенно по-южному может остановиться в любом месте, остановки довольно условны.

36.


Когда я делал эту фотографию на центральном проспекте Леона, то из окна кабины высунулся водитель и спросил, не надо ли мне ехать:)
Для меня ещё одним зримым свидетельством запустения Сухума - отсутствующие (за пределами восточной части центра) тротуары:

37.


Дороги местами, хреновые, но основные - ничего (как и в Абхазии в целом).

Теперь что-то вроде путеводителя по городу.
Прилегающая к питомнику восточная часть центра, которая, в свою очередь, прилегает к курортно-санаторным кварталам советского времени - единственный в стране отремонтированный кусок города.

38.


В первую очередь это касается проспекта Леона:

39.


40.


Там же - ботанический сад, который все хвалят, но после абхазских парков он не очень впечатляет.

41.


Проспект спускается от обезьяньего питомника к Чёрному морю, и поближе к береговой линии даже есть парочка красивых дореволюционных зданий:

42.


Проспект выходит к набережной Махаджиров - главному курортно-тусовочному месту в Сухуме.

43.


Высокие деревья на заднем плане - это эвкалипты, ими в Абхазии осушали болота:

44.


Набережная - тоже часть благоустроенного куска Абхазии.

45.


46.


47.


У западного конца набережной - развалины Сухумской крепости, напоминающие о том, что Сухум - тоже зашибись какой древний город, хотя и не похож:

48.


Ещё пара дореволюционных зданий - и какая-то подозрительная птица, больше всего похожая на средневекового чумного врача:

49.


Птица пишет по-абхазски:

50.


К слову, хотя русским языком в Абхазии владеют лучше чем в некоторых российских республиках Восточного Кавказа, но абхазский тоже довольно распространён - абхазскую речь можно услышать довольно часто, часты и абхазские надписи (хотя русских, пожалуй, больше).

Тут же, на набережной находится и знаменитая Брехаловка.

51.


Восточнее - совсем уже курортно-парковая зона:

52.


Набережную оттеняет Абхазский яхт-клуб:

53.


И скелет Морского вокзала:

54.


55.


Сейчас там стоит одинокий кран, который меланхолично грузит металлолом, который медленно и печально плывёт в сторону Сочи:

56.


57.


Западнее проспекта Леона и Морского вокзала Сухум курортный постепенно сменяется Сухумом обычным.
Но ещё пару кварталов какая-то ухоженность сохраняется, ещё пара скверов:

Ещё, конечно, сгоревший Дом Верховного Совета Абхазской АССР в самом центре Сухума, который явно оставили как памятник.

58.


Тут стоит вернуться к особому статусу Абхазской АССР как курортной Мекки СССР - не у каждой ССР было такое здание Верховного Совета!
Ещё западнее начинается обычный город:

59.


60.


Цветущие деревья частично скрывают разруху:

61.


Многочисленные скверы становятся малость небритыми:

62.


Набережная Махаджиров переходит в набережную Диоскуров.
Несмотря на то, что название поизящнее, набережная больше похожа на сочинскую (только без коммерции и дорогого безвкусного жилья).

63.


64.


Рынок - центр жизни каждого южного города, к 5 вечера уже почти уснул:

65.


Новый район - единственный в стране спальный район:

66.


67.


С единственным в стране супермаркетом:

68.


/продолжение следует/

Новый Афон, троллейбус, город, Абхазия, Кавказ, Сухум, Чёрное море, 2015, транспорт, Закавказье, Абхазия+Юг России-2015, май

Previous post Next post
Up