Лондон меня совсем разочаровал. Нет, не было у меня никакого предубеждения - я с детства заочно полюбил этот город Диккенса, Шерлока Холмса и Гарри Поттера. Но вот действительность..действительность оказалась суровой.
Лондон представлялся мне как центр мира - город с сильной энергетикой, притягательный, с неповторимым городским ландшафтом. Такой настоящий мегаполис, но при этом с европейским очарованием и цельной застройкой.
То, что я увидел, можно передать вот этой фотографией:
И вот этой:
Город показался мне воплощением всего того, за что обычно ругают Москву - серости, отсутствия городского пейзажа и атмосферы, тесноты застройки, крайней негармоничности этой самой застройки:
Знаковой архитектуры мирового класса я тоже не увидел. То есть, она кое-где есть, но из-за разрозненности городского ландшафта и полного отсутствия какого-то архитектурного и композиционного ансамбля она совершенно теряется.
И это при том, что мне крайне повезло с погодой, была настоящая золотая осень.
Застройка времён британской империи - да, она есть, но она какая-то..жалкая, что ли, если принять во внимание тот факт, что Лондон в те времена был фактической столицей мира и крупнейшим городом планеты.
Всё какое-то маленькое, камерное.
Местами красиво, конечно, но не дотягивает не то что до Петергофа, но даже до Стрельны:
Британское адмиралтейство:
И улочки узкие, нет ни одной шире четырёх полос.
И площадей почти нет, в городе порой буквально задыхаешься.
Трафальгарская площадь - фактически, главная в 10-миллионном городе:
Теперь хвалёные лондонские парки.
Это совсем провал.
Просто газоны. Никакой живописности, просто редкие низенькие деревья и газоны.
Если вспомнить Павловский парк под Петербургом в английском стиле, или пригороды Шанхая в британском стиле (Thames Town), или сады Рима, то становится смешно.
Это я про знаменитые большие парки вроде Гайд-Парка или парка Сент-Джеймс.
Теперь о легендарном лондонском транспорте.
Не очень понятно, зачем так ограничивать въезд частным автомобилям в центр города, если всё равно из-за непродуманной транспортной схемы там образуются медленно ползущие очереди из полупустых двухэтажных автобусов и одноэтажных такси?
Про метро я вообще не говорю - оно тесное, запутанное, неудобное,
Постоянно где-нибудь какие-нибудь сбои в движении.
Но круче всего то, что оно прекращает работу ещё до полуночи - как в городах Китайской Народной республики!
А в 11 вагоны уже пустые. Не представляю как это сочетается с тем, что Лондон по прежнему одна из экономических столиц мира с такой бурной деловой жизнью.
А днём толпы, толпы народу - как в Риме, но при этом без римской невероятной красоты.
Нет подземных переходов - что считается теперь признаком цивилизации. Но когда для перехода с одной стороны площади на другую тебе приходится секунд тридцать идти и три минуты стоять на трёх разных светофорах, то предпочтёшь беготню по лестницам.
Ещё стоит прибавить, что город за пределами центра, то есть где-то 80% территории представляют собой по большей частью бесконечные ряды тесно-тесно стоящих невысоких домиков без зелени и какого-либо подобия дворов. Честно говоря, больше всего мне это напомнило китайские трущобы.
Ну хорошо, с очарованием, городской атмосферой и притягательностью не получилось.
Но, может быть, есть в Лондоне черты настоящего мегаполиса, подавляющего своей мощью? То, что есть в Москве.
Тоже нет. То, что есть, выглядит как жалкое подобие шанхайского Пудуна и не дотягивает даже до Москвы-Сити:
Теперь о том, что понравилось.
Справедливости ради, пара маленьких скверов в районе Пикадилли:
Отдельные здания и места, только подчёркивающие общую несуразность:
Какой-то стиль и вкус, присутствующий во всём - от того, как люди одеваются:
До надписей и дизайна:
И, конечно, просто фотогеничные городские лица:
Вот, как-то так.