Всю ночь мы ехали на попутных фурах по эфемерным дорогам Архангельской области через бескрайний северный лес. Рано утром добрались до Коми, дорога сразу стала гораздо лучше - регион довольно богатый, на Севере с ним может сравниться только Вологодская область. Лесов с пересечением границы Коми, впрочем, стало только больше.
Хотя вообще, я заметил, в России во всех богатых регионах дороги хорошие, но и в некоторых бедных они также неплохие. Вёзший стройматериалы камаз высадил нас на северной индустриальной окраине Сыктывкара - в Човью. Сыктывкар встретил нас таким демотиватором:
"Сыктывкар" звучит страшно, но значит всего-навсего "город на (реке) Сысоле". Такой вот коми язык. К слову, он здесь распространён, значительная часть местных его знает, что меня порядком удивило.
До центра добирались на автобусе.
Хотя в Сыктывкаре в советское время так и не появилось электротранспорта (хотя он ему полагался, как городу с населением более 200 тысяч человек, да ещё и региональной столице), с автобусом здесь всё хорошо. Маршрутки есть, но как вспомогательный вид транспорта. Это, по моему опыту, один из признаков хорошего состояния города.
Сам город не то чтобы очень красив, он небольшой, довольно современный, застройка очень вразнобой, целостных архитектурных ансамблей в центре нет. Последнее, впрочем, характерно для большинства центров богатых регионов.
Главная площадь Коми весьма уныла:
При этом Сыктывкар не лишён некоторого очарования. Можно даже сказать, что город приятный - несмотря на контраст и полный диссонанс в застройке, это почему-то не вызывает отвращения и чувства фальши, как в тех же Саранске или Казани. Может, дело в зелени и в отсутствии лишнего пафоса.
Особое очарование в том, что вокруг города почти нет освоенной сельской местности, за исключением полосы вдоль Сысолы, в других направлениях - бескрайние леса. При этом в городе совершенно не чувствуется никакой захолустности и оторванности.
А между тем, стоит только залезть на крышу девятиэтажки не на самой окраине..
Ещё Сыктывкар не кажется северным городом (а он севернее Петрозаводска) - яркие краски, много южных пород деревьев, при этом воздух по-северному чист и прохладен.
Вообще, в городе с населением менее чем 250 тысяч человек много высоких зданий (больше 9 этажей).
В центре есть даже несколько стеклянных небоскрёбов, почти все они напрямую связаны с нефтяной промышленностью. В спальных районов немало кварталов сплошной девятиэтажной застройки, что нечасто встречается в провинции.
Депардьё добрался и сюда:
Почему-то во всех финно-угорских республиках (кроме, пожалуй, Карелии) особенно активно строятся православные соборы. Больше всех отличились, пожалуй, Саранск и Йошкар-Ола, но и Сыктывкар отстаёт ненамного:
В финно-угорских регионах часто имеется свой собственный святитель-проповедник, который некогда наставил местных на путь истинный. Статуи таких проповедников обычно соседствуют с модными бутиками или элитной недвижимостью:
Сыктывкар - город контрастов:
Местами город совсем уютен.
У здания администрации:
В городском парке:
Городская река Сысола невелика, но мостов через неё нет. Вид другой, пригородной стороны совершенно деревенский:
До середины XX века Сыктывкар был маленьким городом, до 1930-х годов - очень маленьким, тут и железная дорога появилась только после войны. Поэтому зданий старше 80 лет в городе в районе пяти.
Самое известное из них - каланча:
А в основном исторический центр выглядит как-то так:
Национальная коми буква, без которой коми язык - не коми язык:
Городской скульптуры немного, но она выразительна (если не считать глыбообразного бюста Ленина на главной площади). Вот, например, коми сфинкс и надписи:
Но главная скульптурная композиция, благодаря которой Сыктывкар знают даже где-то за пределами Коми, ради которой даже можно сюда специально приехать - это памятник павшим в ВОВ:
Никто не знает, что по замыслу автора суровые женщины держат на руках. Можно только гадать.
Но народное и наглядное наименование монумента - "бабы жарят крокодила":
Коми ботанический сад зарос борщевиком так, что мы оттуда еле выбрались.
Железнодорожный транспорт в Коми пользуется популярностью, несмотря на хорошие дороги и медленную скорость железнодорожного транспорта (железные дороги однопутные, неэлектрифицированные, путь часто не в самом лучшем состоянии).
Вероятно, это потому, что хорошие автодороги есть на меньшей части территории региона, на большей части территории региона дорог нет совсем. В первую очередь это касается северной половины, чтобы из Воркуты уехать с машиной на большую землю, машину надо загрузить на железнодорожную платформу и доехать на поезде хотя бы до Ухты.
Когда мы постепенно выбирались из города, по его имиджу столицы одного из самых северных регионов Европейской России был нанесён сокрушительный удар.
На лугу между городом и лесами паслись верблюды:
Луга сами по себе тоже как-то не тянут на таёжную зону:
А нас ждали ещё 450 километров дороги на юг через леса до Кирова.