Вернемся в Сиену...
Выходим с пьяцца дель Кампо по Costarella. Самое время из жизни политической окунуться в жизнь религиозную и увидеть одно из главных сокровищ города - Duomo или cattedrale di Santa Maria Assunta.
Но к знакомству с этим шедевром архитектуры лучше подходить постепенно. Нельзя же кидаться с головой в омут! Наверно, архитекторы средневековой Сиены понимали эту простую истину, поэтому улица, идущая от площади сначала приводит к Баптистерию. Причины строительства крестильни именно в этом месте весьма прозаичны. Как уже говорилось, стремления к повсеместному политическому влиянию часто выливались в стремление к превосходству архитектурному. Постепенно городские амбиции стали затрагивать и собор, который должен был быть, конечно же, самым грандиозным, если город хочет показать свою мощь. В связи с этим в 1317 году было решено увеличить длину здания, добавив два новых пролета, в которых должен был расположиться церковный хор. Только возникла совсем маленькая проблема, а заключалась она в достаточно большом перепаде высот между уровнем пола собора и уровнем площади за ним. Недолго думая, было решено пристроить что-нибудь снизу, на что смог бы опереться собор. Сказано - сделано! И теперь уже спустя почти семь веков мы можем видеть одно из произведений архитектуры, которое, можно сказать, просто подпирает более значительное произведение искусства. Строительство было поручено Camaino di Crescentino, а отделка фасада - Domenico di Agostino. И в итоге, пусть и незаконченный (досадно незаконченный), спустя годы вырос образец чистой сиенской готики. Пожалуй, даже можно сказать, что фасад Баптистерия это уменьшенная копия фасада самого Дуомо. Да, в нем нет мозаик и такого количества лепнины, но общий образ повторяет структуру самого собора и будто подготавливает зрителя к знакомству с самим Дуомо. Классическое трехчастное деление задается ажурными пилястрами со скульптурными портретами святых в нижнем ярусе и нишами, будто приготовленными для статуй святых.
Центральный портал с полуциркульным завершением и два боковых, стрельчатых обрамлены витыми колоннами...
...переходящими в арки, замковые камни которых заменены масками.
Люнеты порталов закрыты витражами. Трехчастное деление также прослеживается и по горизонтали: портальный ярус, сменяется более узким с имитацией стрельчатых завершений окон. В третьем ярусе предусмотрены два двойных окна, освещающих интерьер. Центральное окно по неизвестным мне причинам было заложено в 16 веке.
К слову о тесноте мира стоит заметить, что некоторое время участие в строительстве принимал и Antonio Federighi, о котором я упоминала в рассказе о соборе Орвието.
Безусловно, не меньшего внимания заслуживает и внутренне убранство Баптистерия, в котором хранятся произведения Donatello и Jacopo della Quercia, а также потрясающие росписи ведущих артистов сиенской школы. Но как-то в этот раз у нас не вышло побывать внутри, поэтому подготовленные мы решили двинуться к самому собору.
Знаменитый сиенский Дуомо - один из самых удивительных соборов в Италии.
Принято считать, что строительство собора, который мы видим сегодня, было начато примерно в середине 12 века. До на этом месте располагалась резиденция сиенского епископа, которая включала небольшую церковь, вход которой был со стороны Баптистерия. При перестройке решено было придать собору более классическую ориентацию с входным порталом на западе и алтарной апсидой - на востоке. Освещение собора было проведено 18 ноября 1179 года папой Александром III, уроженцем Сиены, задолго до завершения декоративных работ. В связи со столь важным событием отныне каждый год в этот день в пресвитерии собора стали выставлять папский флаг.
А поскольку основные строительные работы были завершены, то было решено создать специальную организацию l'Opera di Santa Maria, которая отныне ведала финансовыми делами строительства (в течение почти всего 13 века ею управляли монахи из сан Гальгано).
По странному стечению обстоятельств история строительства сиенского Дуомо, наверно, на 75% покрыта мраком, а существующие источники дают очень путанные данные. Единственное, на чем они более менее сходятся, это то, что к 1317 году возведение фасада было полностью завершено, а все последующие работы носили сугубо частичный характер (например, как уже упомянутое добавление двух пролетов в алтарной части или увеличение центрального нефа для уравнивания с выстроенным фасадом).
Еще до окончания фасадных работ в 1313 году было закончено строительство 77-метровой кампанилы.
До 1339 года собор простоял без каких-либо крупных изменений, пока вражда между Флоренцией и Сиеной не достигла своего апогея, и в ход не были брошены козыри. Тогда же было решено, что такой собор слишком мал для такого мощного города, и началось возведение новых нефов и нового фасада, выходящего на юг. Таким образом, существующий объем должен был стать всего лишь поперечным трансептом.
Амбиции - вещь коварная, иногда они способны уничтожить все (в тему стоит прочитать "Шпиль" Уильяма Голдинга). На мой взгляд, слепо погнавшись за журавлем, сиенцы упустили из виду тот факт, что давно перегнали флорентийцев. Я, конечно, преклоняюсь, перед гением Брунеллески, но без него в Санта Мария дель Фьоре в общем-то нет ничего особенного. А к моменту кульминации вражды Брунеллески еще и в помине не существовало, да и в целом Санта Мария не представляла ничего особенного в силу продолжительного строительства в то время, как сиенский Дуомо уже вовсю блистал, а в Орвието подходило к концу строительство собора-преемника. Так что стоило, наверно, сиенцам все-таки подумать о делах более важных.
Все же немного безумный проект был принят и строительство под руководством Giovanni di Agostino начались. Но, как уже известно, чума и то и дело происходившие обвалы нарушили планы города и новое строительство было брошено, зато увеличилось внимание уже существующей постройке, которую мы можем видеть сегодня.
Как и многие другие соборы Дуомо Сиены строился в течение нескольких веков, за это время к его сооружению приложили руки десятки известных архитекторов и скульпторов, и это не могло не отразиться на облике постройки. В связи с этим некоторые элементы собора выглядят из ряда вон странно, но все же даже со своими мелкими недостатками он производит неизгладимое впечатление.
Итак, вернемся к Баптистерию, над которым виднеется задний фасад собора, оставшийся без декоративной отделки. Единственная выделяющаяся часть - дублирующее окно-роза в алтарной части.
Сегодня от площади Сан Джованни к собору ведет лестница, приводящая сначала к остаткам так называемого "нового Дуомо". На промежуточную площадь Якопо делла Кверча ведет портал, который успел выстроить Giovanni d'Agostino. В люнете прохода располагается рельеф Спаситель.
К правому боковому фасаду, выходящему на площадь Якопо делла Кверча, примыкает оставшийся от былых амбиций неф недостроенного нового собора, в котором сегодня расположен музей шедевров собора. На площади также сохранились основания колонн.
Именно на правом фасаде наиболее ярко выражена система опор-контрфорсов, аккуратно выступающих из стены. Интересно то, как архитекторы превратили их из сугубо функциональной детали в декоративную, добавив скульптурные завершения (статуи Пророков). Между контрфорсами располагаются изящные окна, заканчивающиеся резными вимпергами.
Здесь же расположены Ворота Прощения, в люнете которых расположена Мадонна работы Донателло.
Купол собора визуально покоится на ряду колонн, поддерживающих полукруглые пологие арки. Фонарь напротив окружен двойными колоннами со сложными трехчастными арками.
Как и весь собор кампанила облицована белым мрамором с полосами зеленого мрамора из Прато. Интересно необычное решение шести ярусов окон, которые из однопролетного внизу превращаются в шестипролетное.
И вот наконец наиболее выдающаяся часть собора - входной фасад. В связи с длинным периодом строительства весьма логично по периодам разделить его на две части, условно нижнюю и верхнюю.
Проект нижней части принадлежит известнейшему Giovanni Pisano, которого в итоге фактически отстранили от работ из-за дезорганизации и расточительности. И все же в промежутке между 1284 и 1297 годом он успел заложить основной габарит и трехчастное вертикальное деление, возведя боковые башенки и три портала с люнетами и вимпергами. Тут стоит напомнить о том, что фасад баптистерия - это уменьшенная, упрощенная версия собора. Как и в случае с крестильней центральный портал имеет полукруглое завершение, а боковые - стрельчатое. Все они обрамлены изящными витыми колоннами (дань предполагаемому виду первого храма, построенного Давидом) с капителями из листьев аканта, которые переходят в ажурные архивольты с масками сатиров вместо замковых камней. В центре вимпергов, обрамленных вьющимися каменными растениями, расположены мраморные бюсты, дополненные только в 17 веке...
...а на их вершинах установлены статуи двух Ангелов (по бокам) и Мадонны. Фигура девы Марии расположена таким образом, чтобы окно-роза за ней казалась своеобразным ореолом.
Боковые башенки Пизано сделал приземистыми и крепкими, облегчив их с помощью декораций: изящных окон, расположенных в углублениях, а также ажурных шпилей со статуями и скульптурными стоками.
Под наблюдением Пизано были также созданы четырнадцать статуй, расположенных на карнизе. На центральном фасаде слева направо представлены философ Платон, пророк Авакуум...
...Сивилла, царь Давид, царь Соломон, Моисей и Иисус сын Сирахов.
На левом фасаде изображены "Неизвестный" и пророки Исайя и Валаам. С правой стороны - Симеон, Мария Профетисса и философ Аристотель.
Под статуями располагаются скульптуры животных
Выше на архитраве размещены четыре животных, символизирующих евангелистов.
Конечно же, с течением времени фасад дополнялся. Так, например, над центральным порталом в люнете появился барельеф с историей Мадонны работы Tino di Camaino, сына Camaino di Crescentino, также работавшего над этим фасадом, а также над фасадом Баптистерия, откуда и появилась эта перекличка элементов. В 17 веке, как уже говорилось в вимпергах появились бюсты сиенских блаженных Giovanni Colombini, Ambrogio Sansedoni и Andrea Gallerani работы Tommaso Redi. В это же время в над центральным порталом появилась бронзовая триграмма Христа...
...а уже в середине 20 века по проекту di Enrico Manfrini были закончены центральные двери, посвященные Мадонне во славе.
Верхняя же часть построена по проекту уже не раз упоминаемого Camaino di Crescentino, который и закончил после Пизано возведение фасада. Именно он предложил закончить фасад тремя щипцами с мозаиками, отдающими дань искусству раннего христианства.
Центральную часть верха фасада занимает окно-роза, обрамленная нишами со статуями Апостолов и Пророков, поклоняющихся Мадонне с младенцем в центральной верхней нише.
По бокам от них две пилястры, увенчанные резными пинаклями, разделяют фасад на три части. И вот тут то как раз и закралась небольшая ошибка, указывающая на два периода строительства. Если присмотреться, станет заметно, что оси верхних пилястр находятся в нескольких метрах от осей пилястр, заложенных проектом Пизано. Что это? Ошибка, недосмотр, желание отделить свое творение от чужого или просто авторская задумка? Сейчас уже не понять.
На позолоченных мозаиках представлены три сюжета: Введение в церковь Марии...
...Коронация девы Марии...
...и Рождество.
И тут мы наконец подходим к вопросу, связанному с Дуомо Орвието. Считается, что один из его главных архитекторов Lorenzo Maitani, уроженец Сиены, был так вдохновлен собором, что решил привнести в свою работу частичку родного города. И поскольку он начинал работу над фасадом собора Орвието, то есть заложил основы, то последний считает и преемником и доведенным фактически до идеала вариантом сиенского собора, в котором смешались несколько стилей.
Конечно же, стоит еще остановить внимание и на внутреннем убранстве собора. И даже не столько на картинах и скульптурах, хранящихся внутри, сколько на самом неповторимом полосатом декоре, перетекающем снаружи внутрь. Но мы решили оставить это на следующий раз.
Помимо всемирно известного собора на площади напротив него расположен госпиталь Santa Maria della Scala, который обязан своим именем ступеням, ведущим к Дуомо. Помимо медицинской функции он также был приютом для пилигримов и в свое время считался одной из наиболее важных построек такого направления.
Северную часть площади занимает Архиепископский дворец, реконструированный в 17 веке в стиле 13 века.
А нам пора нырнуть в городскую паутину. Что мне особенно понравилось в Сиене, так это ее улицы, которые иногда сложно назвать улицами. Бывает заходишь в какой-нибудь на первый взгляд тупиковый переулок, а потом в углу вдруг обнаруживаешь в стене дома небольшую арку с лестницей...
Так фактически сквозь дом мы вышли на территорию контрады Лес к самому ее сердцу - piazzetta della Selva. От нее начинается так называемая улица fosso di sant'Ansano (ров святого Ансано), покровителя города, которого также называли "крестителем Сиены". Считается, что именно в этом месте вновь пойманный проконсулом Лисием он проходил так называемое "испытание огнем и кипящим маслом". Согласно легенде, как и многие святые, он вышел невредимым и был помещен в тюрьму, находившуюся на месте церкви delle Carceri di Sant'Ansano, откуда продолжал проповедовать, пока в 304 году в возрасте 20 лет не был приговорен к казни через отсечение головы.
Главным зданием на площади является церковь di San Sebastiano in Vallepiatta. Как я рассказывала раньше жители контрады Лес в основном занимались ткачеством. В 1492 году представители местного объединения ткачей, себя они называли l'Arte dei Tessitori, получили разрешение от городского правительства на строительство церкви в честь их покровителя святого Себастьяна. Строительство было поручено Francesco di Giorgio Martini, который предложил проект небольшой церкви на плане в форме греческого креста, увенчанной пологим куполом на барабане. Кирпичный фасад церкви так не был завершен. Только в середине 16 века к нему был добавлен скромный портал из травертина. В алтаре церкви установлен терракотовый рельеф Madonna della Selva, которую относят к работам того же Francesco di Giorgio Martini.
Прогуляемся еще немного по улицам Леса...
...и свернем на территорию контрады Гуся...
...который хранит следы пребывания одной из главных святых всей Италии - святой Екатерины Сиенской (Caterina da Siena или Caterina Benincasa).
Чтобы рассказать всю историю ее жизни потребуется отдельный пост, поэтому только напомню, что уже в детстве Екатерина решила посвятить свою жизнь богу, а в возрасте около 20 лет вступила в Третий доминиканский орден "кающихся сестер". Скажу честно, я не особо верю во все эти истории со стигматизацией и мистическим обручением (особенно когда кольцо видно сугубо самой обрученной), но если отбросить мистику, то Екатерина действительно была великим человеком. Она активно занималась политической и религиозной деятельностью, способствовала возвращению пап из Авиньонского пленения, написала ряд религиозных сочинений, в след за Данте, отстаивавшим его права как литературного, доказав, что разговорный язык (или volgare) может быть также языком богословия. Именно она стала первой женщиной, которой в обход завета апостола Павла, разрешили проповедовать в церкви. Удивительная по силе духа женщина...после смерти она была признана одной из четырех женщин Учителей церкви наравне с Терезой Авильской, Терезой из Лизье и Хильдегардой Бингенской. Сегодня она считается одной из покровителей не только самой Италии, но и всей Европы.
В Сиене, в улочках контрады Гуся до сих пор сохранился (пусть немного перестроенный) дом отца Екатерины Якопо ди Бенинказы, который со временем превратился в крупный церковный комплекс. Туда мы и направились.
Сразу после канонизации святой городское управление решило объединить бывший дом семьи Бенинказа, хозяйственные постройки, ранее принадлежавшие им, и перестроить их в Санктуарий в честь Екатерины.
Первое, что видит каждый приходящий сюда - это portico dei Comuni d'Italia, который будто приглашает посетителя заглянуть туда, где начинала свой путь святая. Он был построен по приказу архиепископа Сиены Mario Toccabelli для празднования провозглашения святой Екатерины покровительницей Италии. Это произошло в 1939 году, строительство же началось в 1941 и в связи с начавшейся войной закончено в 1947 году (узнала этот факт уже после поездки и, если честно, даже не поверила сначала, уж больно гармонично выглядит). В галереях портика установлены бюсты некоторых пап, сыгравших определенную роль в посмертной истории Екатерины. Это Пий II, провозгласивший ее святой в 1461 году, Пий XIII, провозгласивший ее покровительницей Италии, Павел VI, присвоивший ей звание Учителя церкви в 1970 году и наконец Иоанн Павел II, назвавший ее покровительницей Европы в 1999 году.
За портиком справа открывается небольшой внутренний дворик со старинным колодцем эпохи Возрождения, предположительно построенный Baldassarre Peruzzi.
Небольшой арочный проем в стене одной из галерей ведет на террасу, оставшуюся от родного дома святой.
Здесь установлена скульптура, послужившая моделью для скульптуры, установленной на городской крепости.
Напротив нее - вход в церковь del Crocifisso, выстроенную в 1614-1623 годах на месте сада специально для хранения креста, от которого Екатерина получила стигматы. Крест был перевезен из церкви святой Кристины, в которой и произошло мистическое событие.
За спиной скульптуры располагается бывшее помещение кухни, перестроенное в l'oratorio Superiore или "della Cucina". В память о доме в алтарной части даже сохранили часть очага. Первоначально в 1482-83 годах помещение было местом собрания Братства Екатерины, но позже после объединения с другими помещениями и тщательной реконструкции стало ораторией. Алтарная часть была выполнена Bernardino Fungai и изображает святую Екатерину со святыми Джироламо и Домиником и святую Екатерину во славе среди святых. В пределе - истории из жизни Екатерины.
Небольшая лестница сквозь мрак ведет в так называемый Oratorio della Camera, в котором хранится кроватка Екатерины. На стенах основные сцены из жизни святой, созданные Alessandro Franchi e Gaetano Marinelli.
Мы видели место рождения святой, теперь стоит увидеть место, где она упокоилась (хоть и частично).
Доминиканцы появились в Сиене в 1220 году за год до кончины основателя ордена и уже в ближайшие годы на выделенной им территории начали возведение базилики святого Доминика. Несмотря на долгое строительство в несколько приемов, базилика сохранила свои первоначальные готические черты. Наибольшие стилистические изменения коснулись ее интерьера, который стал более барочным. Наибольшие изменения коснулись внешней части церкви после землетрясения 1798 года, после которого по необходимости была уменьшена высота кампанилы, а также заложены центральное и несколько боковых окон. Последнее преобразование уже после войны также затронуло окна, заменив остекление на витражи со сценами из жизни Екатерины.
С этой церковью связаны некоторые моменты из жизни святой, которая как известно была членом доминиканского ордена. Именно здесь в капелле delle Volte (номер 1) она получила накидку-мантеллату, которые носили "кающиеся сестры". Тут же ее часто видели в экстазах, в этой капелле по ее словам она читала псалмы вместе с Христом.
Но главная реликвия находится в капелле святой Екатерины (номер 7). Здесь хранится голова святой, по желанию жителей города перевезенная в Сиену из Рима в 1384 году через 4 года после ее смерти.
Насмотрелись на реликвии? Идем дальше гулять по городу - искать фонари. Один, особо примечательный, находится прямо на стене базилики.
Кстати, положение на возвышенности позволяет отлично рассмотреть левый боковой и задний фасады Дуомо.
Гуляем дальше, немного отдохнем от истории. Просто поищем изображения контрад, интересные детали.
Побродим по улицам, ныряя в арки.
И наконец еще одна из главных базилик города - San Francesco. Построенная в начале в 13 веке в романском стиле в течение двух последующих веков она была перестроена в готическом стиле. Францисканцы пришли в Сиену после смерти Франциска Ассизского в 1226 году и фактически сразу начали строительство первой небольшой церквушки. Пожар 1655 года почти частично разрушил церковь, из-за чего она долгое время простояла не используемой. После реконструкции к ней была добавлена барочная колокольня по проекту Paolo Posi. Только в конце 19 века были предприняты работы по восстановлению утраченного готического фасада.
По документам изначально церковь была декорирована белым и зеленым мрамором на подобие Дуомо. В четырнадцатом веке Francesco di Giorgio Martini выполнил для базилики мраморный портал и создал окно-розу - единственное, что сохранилось от фасада после пожара. Во время реставрации 19 века было решено оставить лаконичный кирпичный фасад. Декорации свелись к стрельчатому порталу с рельефом в люнете, изображающим Мадонну с младенцем в окружении святых Франческо и Бернардино. На верхушке вимперга расположена статуя Христос с крестом. По фасаду местами встроены гербы семей, пожертвовавших деньги на реконструкцию. Вокруг сохранившейся розы расположены образы, символизирующие четырех евангелистов.
С базиликой связана одна очень интересная история. Дело в том, что в 1730 году из церкви пропали просфоры, приготовленные для евхаристии. Через три дня они были найдены в соседней церкви Santa Maria di Provenzano. По ним ползали пауки, поэтому было решено просто сохранить их. Странно то, что по прошествии лет и уже даже веков они до сих пор остаются в полной сохранности. Вот такое вот чудо, ради которого в базилике даже были организованы две капеллы (зимняя и летняя).
Другой интересный факт заключается в том, что церковь одновременно принадлежит двум контрадам - Жирафу и Гусенице -, на территории которых находится.
Справа от церкви находится небольшая дверь, ведущая на факультет Экономики местного Университета. Не стоит бояться туда заходить. Это клуатр прихода Сан Франческо, который относится к 15 веку. Эх, наверно, это очень классно, когда в перерывах можно вот так посидеть в тени вековых галерей.
На этой же площади справа находится L'oratorio della Compagnia di San Bernardino. Он посвящен святому, который был первым мной упомянут в этой прогулке - святому Бернардино, который ввел в иконографию триграмму JHS. Фасад здания также весьма лаконичен и сохранился в своем первозданном (вероятно, в связи с его аскетичностью было решено не мудрить при реконструкции сан Франческо?). Единственными украшениями являются портал из травертина конца 16 века и диск с триграммой.
Кстати, пока не забыли историю с похищением просфор...Церковь, в которой они были найдены, находится фактически за углом. Среди других зданий Santa Maria di Provenzano выделяется скульптурным барочным куполом, который абсолютно не виден с земли. Поэтому, когда мы там были, я и не поняла, что это именно та церковь.
Однажды на стене одного из домов на площади Provenzano Salvani (политик-гибеллин и победитель битвы при Монтаперти, часто упоминаемый Данте Алигьери) появился мозаичный образ Пьеты (позже названный Madonna di Provenzano). Считается, что здесь его оставила сама святая Екатерина. В 1552 году здесь произошла странная история. Один из испанских солдат хотел выстрелить в образ, но оружие в его в руках взорвалось, убив его самого. С тех пор изображению начали приписывать многие чудеса. В связи с этим было решено выстроить церковь, в которой хранилась бы Пьета. Это была первая церковь, построенная после поражения, нанесенного Флоренцией. Фасад церкви выполнен в несвойственном городу стиле - римском барокко. В нишах установлены статуи святых Ансано, Витторе, Екатерины и Бернардино.
Кстати, Палио 2 июля проводится именно в честь Мадонны Провенцано.
Улицы, улицы, улицы...теперь мы в контраде Единорога около церкви San Giovannino della Staffa. Она была построена в 16 веке на месте более старого сооружения по решению объединения Laicale di San Giovanni Battista. Архитектором был выбран Giovan Battista Pelori, ученик Бальдассаро Перуцци, раньше работавший на реконструкции санктуария Екатерины. Фасад было решено сделать максимально простым.
Пересечем Рыночную площадь, посмотрим на задворки палаццо Публико...
...и перед тем, как нырнуть в улицы контрады Волна еще раз взглянем на торре дель Манджа.
Кстати, отсюда прекрасно видна еще одна из главных церквей города - базилика Santa Maria dei Servi или San Clemente in Santa Maria dei Servi. Как-то упустили мы ее тогда из виду, поэтому во время сбора контрад и не досчитались Барана. Сервиты появились В Сиене чуть позже других орденов около 1250 года и первоначально жили за стенами города. Но после пожертвования семейства Толомеи и просьбы города начали строительство своей церкви внутри стен. Строительство по эскизам Baldassarre Peruzzi длилось три года, правда, фасад все же так и не был достроен. В то же время была пристроена романская колокольня, которой позже был добавлен декор (остроконечная крыша и ряды окон), повторяющий элементы декора кампанилы Дуомо.
А идем мы на смотровую площадку, расположенную около церкви Sant'Agostino, части одноименного монастыря. Как и большинство церквей она была построена в конце 13 века и не раз перестраивалась.
Кстати, рядом с монастырем на площади установлен фонтан контрады Волна, и на нее же выходит фасад главной церкви района - San Giuseppe.
А теперь мы еще раз на время забудем об истории и посмотрим на крыши Сиены...
...холмы вокруг...
Нет в Сиене невозможно отрешиться от истории. Видите вдали пологий многоскатный купол с фонарем и четырехгранную колокольню?
Это церковь San Martino. В Средние века это была одна из главных церквей города, которая дала имя одной из Третей города. Она была построена в 8 веке, обновлена в 12 и дополнена нынешним фасадом в середине 16 по проекту Giovan Battista Pelori.
Идем дальше. Уже скоро нам нужно идти на вокзал, поэтому пора потихоньку двигаться в сторону вокзала, пропуская в стороне convento delle Sperandie (13 века).
Мимо монастыря святого Николая, находящегося уже в контраде Пантеры. Он был построен в середине 13 века монахами-кармелитами, решившими расширить церковь святого Николая, сооруженную здесь в 8 веке. То, что мы можем видеть сегодня относится к самым последним перестройкам, проведенным Baldassarre Peruzzi в 1517 году.
Побродив немного по улицам Пантеры, мы наконец выходим к церкви San Pietro alle Scale. Это здание восходит к 12 веку, но свой нынешний вид приобрело только на рубеже 16-17 веков. Тогда же в тимпане над входом появился рельеф с изображением святого Петра во славе с ангелами.
Вот так по странному стечению обстоятельств мы закольцевали свою прогулку, начав с церкви святого Петра в контраде Дикобраза и закончив церковью святого Петра в районе Пантеры. Знаете, думаю, что Сиены - это один из тех городов, побывав в которых хочется еще и еще раз возвращаться в них, чтобы бродить по улицам, находить и исследовать новые церкви и все больше и больше углубляться в историю и традиции города.