И я вновь об архитектуре...С чем ассоциируется в первую очередь Рим? Конечно, Колизей, Пантеон, Треви, Форумы...но "не Колизеем единым" решила я и составила себе список римских зданий и мест, которые строились в последние 100 лет.;
В действительности большая часть этого списка заслуживает отдельного рассказа, а часть с фотоматериала вообще мне не известна (здесь будут также несколько заинтересовавших меня фасадов обыкновенных жилых и офисных домов), поэтому этот пост будет скорее кратким знакомством.
Я как-то раз уже говорила, что, на мой взгляд, лидеры современной архитектуры могут меняться сколько угодно...Япония, Голландия, США и прочие, но всегда будет оставаться Италия, с которой нет смысла соревноваться. Она отдельно, но всегда на острие...Всегда по-своему, но всегда в точку. Безусловно, это мое личное мнение, но пока никто не смог его оспорить. Да и так ли это важно, когда речь идет о настоящем врожденном чувстве прекрасного архитекторов?
Поэтому начну я с одного из своих любимейших архитекторов Ренцо Пьяно (в институте нам его писали всегда как Пиано...но это не уменьшает его заслуг). Думаю, многие помнят
большой пост, который я посвятила ему несколько месяцев назад. Тогда же я сказала, что обязана посетить это место - Parco della Musica Auditorium.
К сожалению, на момент моего прихода в нем полным ходом шла подготовка к вечернему концерту, поэтому мне не удалось сделать полную панораму места. Поэтому для начала ограничусь небольшой справкой.
Комплекс построен в 2002 году и состоит из трех разноразмерных объемов, сгруппированных вокруг амфитеатра. Образы зданий навеяны музыкальными инструментами. Для внешней отделки Пьяно выбрал металл, который визуально отсылает к куполам, которыми наполнен Рим. Кстати, по собственным ощущениям...зная, что интерьер отделан вишневым деревом (для лучшей акустики), я долго не могла уложить в голове, что снаружи металл...он выглядит как состарившееся дерево! Но в этом весь Ренцо Пьяно: особое внимание образу материалов.
В действительности образ этого комплекса весьма спорный...и именно поэтому как можно скорее я уделю ему еще некоторое время. А пока двинемся чуть-чуть западнее от него и упремся в Малый дворец спорта (Palazzetto dello Sport) Пьера Луиджи Нерви и Аннибале Вителлоцци (1957 год).
Последний был автором архитектурного проекта, а второй - инженерной части. Но, на мой взгляд, не известно, кто здесь еще был главный, поскольку основная красота здания именно в его элегантной конструктивной части - в тонких армоцементных скорлупах, из которых составлен купол.
К этому зданию я также еще вернусь, а пока двинемся еще чуть дальше на запад и внезапно выйдем на музей MAXXI Захи Хадид (2010). Скажу прямо, я не фанат ее творчества, поскольку, на мой взгляд, большинство ее произведений слишком кричащие, слишком выпячивающие свое достоинство (всегда ли оно достоинство?). Но тут я снимаю перед ней шляпу за то, что она мастерски обуздала свою архитектуру. Ни с одной точки города невозможно увидеть это здание, оно очень мягко вписывается в контекст города, не влияя даже на перспективу улицы, на которой стоит.
И все это спокойствие просто подготавливает к взрыву эмоций, который испытываешь от плавных, текучих линий главного фасада.
Что уж говорить о мастерском решении внутренних пространств?
Говорить об этой постройке можно часами: о всех ее деталях, переплетениях путей, но я весьма ограничена, поэтому также вернусь к нему еще. А пока спустимся немного севернее и посмотрим одно из самых нашумевших зданий Рима - музей Ara Pacis (2006).
Для начала стоит сказать, что Ричард Мейер был и остается одним из моих самых любимых архитекторов.
Музе был первой новой постройкой в границах старого города в послевоенный период. Проект вызвал шквал отрицательных отзывов, что в целом можно понять...Я тоже люблю старый Рим с его небольшими улицами, стенами старинных домов, но...возможно, кто-то скажет "увы"...я не считаю здание этого музея преступлением. Оно очень лаконично и сдержано, а главное не отвлекает от окружения. Но судить, конечно, не одной мне
Говоря, о Ричарде Мейере хотелось бы поговорить и о другой его работе в черте Рима (правда, в этот раз на окраине) - Юбилейной церкви. Но, к сожалению, в этот раз у меня так и не получилось до нее добраться.
Поэтому посмотрим на еще один пример грамотного вписания современной архитектуры в контекст сложившегося города. Речь пойдет о музее MACRO (2010), спроектированном француженкой Одиль Декк на месте старой фабрики Peroni.
Помню, я до последнего не была уверена, что иду в нужном направлении. Быстро сверяясь с картой, я двигалась в сторону музея и не могла понять, где он. А он, оказывается, просто слился с окружающими домами.
Музей MACRO - это движение, переход из горизонтали в вертикаль, из внутреннего во внешнее, из старого в новой, из монохрома в полихром. MACRO - это умелая игра, собственно такая же, как и ее экспонаты, о которых я опять же хотела бы поговорить более развернуто.
Предлагаю теперь перейти к целым районам. Безусловно, первым, который придет в голову, будет ЭУР (EUR). Как известно он строился при Муссолини к Международной выставке 1942 года в рамках проекта расширения города. ЭУРу отводилась роль демонстрационной площадки достижений фашистской Италии. Но проект не был реализован полностью, всем известно,как сложилась история. Тем не менее то, что мы можем видеть сегодня дает представление об общем замысле претворяемом в жизнь группой архитекторов под руководством Марчелло Пьячентини.
Строительные работы в районе возобновились в 50-х годах, и даже сегодня ЭУР продолжает расти (в данный момент на середине пути находится стройка нового Дворца Конгрессов по проекту Фуксаса).
Сказать, что ЭУР - это Рим было бы абсолютно неправильно. ЭУР - это другой мир, параллельная реальность, где классические каноны нашего мира доведены до предела. Вроде бы вот она классика эпохи Возрождения - центрическая церковь. Но как гипертрофированны формы церкви святых Петра и Павла. Здесь нет той элегантной легкости отличающей Браманте.
И все же есть что-то влекущее в наивной графичности Квадратного Колизея...
...в излишней прямолинейности и монументальности улиц...
...в ритмичности деталей.
Кажется, здесь тоже о многом еще стоит поговорить, поэтому перенесемся из от монументальной консервативности юга к фантазийному северу - кварталу Коппеде (примерно 1915-1924). Название квартал получил по фамилии своего создателя - Джино Коппеде.
Вы когда нибудь хотели побывать во сне архитектора? Добро пожаловать! Квартал Коппеде - это Византия, Ренессанс, Либерти, гербы, символы...это все, что только есть в архитектуре, но не навязчиво, а очень аккуратно. Коппеде - мир фантазий, в котором, как я прочитала у
larioarea, живут феи. Я не могу не согласиться.
Иногда, когда архитектору дают свободу рождаются именно такие произведения. Вопрос в том, как не перейти грань? Не можете найти ответ на этот вопрос, прогуляйтесь в этом квартале, Джино Коппеде знал ответ на этот вопрос, когда "алхимическим" путем создавал свой проект.
Не возможно, в нескольких кадрах разобрать всю проделанную им работу, поэтому я также позволю себе вернуться в Коппеде еще немного позже и перейти от эклектики к жесткой промышленной архитектуре. В качестве примера я решила взять занимательное здание отеля Vittorio Veneto, которое полностью составлено из металлических профилей.
Что может быть грубее стального двутавра? Только тысяча стальных двутавров. Но...не в этом случае
Здание очень самодостаточно и цельно. И знаете, на мой взгляд, даже не агрессивно. А игра профилей на фасаде - это вообще отдельная история, потому что это кружево...да, немного грубоватое, но очень затейливое, учитывая тот факт, что работа идет с металлом.
Вероятно, я могла уже немного поднадоесть своим долгим перечнем, поэтому в заключение хотелось бы еще обратить внимание и на обыкновенные жилые и офисные дома. На умение итальянских архитекторов играть с объемами на фасаде, а главное с материалами. Уж что-что, а это у них передается из века в век...только немного модернизируется.
Совсем в заключение хочется сказать, что все мои восторги не являются истиной в последней инстанции. Я также (а порой даже больше) люблю старую архитектуру, но все же и у современной тоже есть чему поучиться)))
Вот с таким анонсом временно оставлю вас, чтобы уехать для поправления пошатнувшегося здоровья и, конечно, для спокойной обработки фотографий. До скорого!