ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ МАЛОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В ДВУХ СЛОВАХ

Oct 07, 2009 22:57

ОБ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ НА РУБИНШТЕЙНА, 18 ЗНАЮТ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ, КТО ЛЮБИТ ПОСЕЩАТЬ ТЕАТР ДОДИНА. МЕЖДУ ТЕМ, ИСТОРИЯ ЭТА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА, ОНА СВЯЗАНА СО МНОГИМИ ЛЕГЕНДАМИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И РУССКОГО АВАНГАРДА, А, ГЛАВНОЕ, ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ПОЛУЗАБЫТОМ СЕГОДНЯ МЕЦЕНАТЕ, ПЕТЕРБУРГСКОМ БАХРУШИНЕ, КОТОРОГО ЗВАЛИ ЛЕВКИЙ ЖЕВЕРЖЕЕВ.


Обычные на первый взгляд петербургские дома могут рассказать о многом. Один из таких адресов - улица Рубинштейна, 18 (Графский переулок, 5), включающий жилой дом и Малый Драматический театр. Некогда единый участок с конца XIX века принадлежал купеческой семье Жевержеевых. Они имели в Петербурге несколько доходных домов, магазины церковной утвари на Невском проспекте и Троицкой улице (так называлась улица Рубинштейна до 1929 года).

В конце XIX века архитектор Александр фон Гоген перестраивает и надстраивает для Жевержеевых дом на углу Троицкой улицы и Графского переулка. Он создает пятиэтажный дом в стиле эклектики с элементами псевдорусского стиля, украшает его угловым эркером, угловой башенкой с флюгером, на котором читался год постройки - 1899, сохраняя при этом угловой балкон второго этажа, созданный его предшественником. После окончания строительства Александр фон Гоген проживает в этом доме более 10 лет. Здесь он работал над проектами своих известных творений: музея Суворова и особняка Кшесинской.
Владельцем огромного состояния Жевержеевых в начале ХХ века стал Левкий Жевержеев. Все свои средства Левкий Иванович растратил на приобретение, во-первых, уникальных книг и, во-вторых, реликвий театра (эскизов, костюмов, декораций, афиш, портретов знаменитых артистов в ролях и в жизни). Соратником Жевержеева в этом увлечении был московский коллекционер Александр Бахрушин. Левкий Иванович поддержал молодых художников и поэтов, объединившихся в «Союз молодежи». Его «пятницы» посещали деятели литературы и искусства различных направлений, главным образом шумная модернистская молодежь: Бакст, Альтман, Хлебников, Маяковский, Малевич, Филонов, братья Бурлюки и другие. «Темперамент Жевержеева делал его идеальным арбитром для разрешения бесчисленных конфликтов и столкновений непомерных самолюбий... Авангардисты, до и после революции, уважали его за постоянную поддержку, неизменно жадное любопытство к их экспериментам и недюжинные организаторские способности», - писал один из участников встреч.
Такая щедрость разорила мецената. Советской власти Жевержеев отдал все, что имел: дома (после революции он жил в доме 24 по улице Рубинштейна), фабрику, магазины, библиотеку, театральные коллекции. Театральная библиотека и театральный музей в нашем городе появились благодаря Левкию Ивановичу Жевержееву, имя которого, к сожалению, неизвестно широкой публике. Его дочь Тамара, балерина, в 1922 году вышла замуж, и в квартире Жевержеевых, на Троицкой, 18, появился зять - молодой начинающий танцовщик Георгий Баланчивадзе. Два года спустя молодые супруги уехали за границу и не вернулись. Мир узнал балерину Тамару Жева (Жеве) и балетмейстера Джорджа Баланчина.
Рядом с домом Жевержеевых на их участке в отдельно стоящем здании находился магазин, где продавали велосипеды, а затем и автомобили. В 1911 году архитекторы Георгий Косяков и Владимир Фридлейн перестроили магазин под театр. В театре ставились одноактные пьесы, которые писали многие известные в те времена литераторы, такие как Аркадий Аверченко и Тэффи. За вечер давалось три спектакля, причем каждый из них продолжался по полтора часа. В послереволюционные годы недолгое время театр служил площадкой, где работал режиссер Константин Марджанов, затем в 20-е годы - кинотеатром с необычным названием «Баба Яга», снова театром-студией под руководством Сергей Радлова. С 1956 года в бывшем Троицком театре миниатюр работает областной Малый драматический театр (ныне Академический Малый драматический театр, возглавляемый с 1983 года Львом Додиным). Современный облик театр приобрел после реконструкции 1974-1976 годов. В 1992 году театр принят в «Союз театров Европы», а с 1998 года носит высокое звание «Театр Европы». За заслуги в развитии мирового театра МДТ признан достоянием европейской культуры.

Автор: Лидия Иванова

"Строительный Еженедельник", № (104) от 22.03.2004
Previous post Next post
Up