Есть всё-таки какая-то кинематографическая прелесть в том, чтобы смотреть первые - дипломные работы нынешних известных мастеров. Такие все ещё молодые, свежие, порой принципиально другие, чем сейчас. Но часто - в ключевых элементах уже виден характерный почерк, который будет потом буквально в каждой картине автора...
Заходил вчера "на районе" в
"Дом актёра" - смотрел несколько фильмов ВГИКовских выпускников:
1.
"Спокойный день в конце войны" (1970, реж. Никита Михалков).
Видел этот фильм давно. Вчера пересматривал. Во многих моментах - по-другому. Видно, как ещё с дипломной работы проявляется тот Михалков, которого мы знаем сегодня. Во всех смыслах. И с этой же работы чувствуется его талант. Как ни крути.
Сергей Никоненко - самородок, играет, как песню поёт. Наталья Аринбасарова - просто красавица. В эпизоде - появляется Александр Кайдановский - как будто из другого фильма - будущей их с Михалковым работы. В фильме - музыка Эдуарда Артемьева. Тоже - чуть ли не первая работа в кино. Не знаю точно.
Замечательная есть в фильме фраза парня с Вологодчины: "Когда я в Баку жил, у меня девушка была - азербайджанка. Я к ней ходил. Правда отец у неё русский. Но мать - та настоящая армянка..."
Ну, и говорите здесь, что хотите, но молодой Юрий Богатырёв в роли немца в этом фильме - просто одно лицо с
Сергеем Светлаковым:
2.
"Петрухина фамилия" (1971, реж. и автор сценария
Сергей Никоненко).
Совершенно чудное по своему юмору кино про деревенский быт и семью. Сам Никоненко в главной роли - глаз не оторвать. В главной женской -
Екатерина Васильева. Совсем не такая, какой, например, я её всегда привык видеть. Георгий Бурков - отец, у которого рождаются одни девочки, а он хочет мальчика - одним пятисекундным взглядом в эпизоде раскрыл всю эту тему. Посмотрите, если доведётся.
3.
"Семейное счастье" ("От нечего делать") (1970, реж. Сергей Соловьев).
Совершенно замечательные Алиса Фрейндлих и Вячеслав Тихонов. В пятисекундном эпизоде появляется вполне стройная Наталья Крачковская. И, конечно, очень стоит увидеть в этом фильме молоденького пастушка Николая Бурляева, который уморителен аки Чаплин. Какой, оказывается в нем был "загублен" комедийный талант ;) А рука и кадр будущего Соловьёва - чувствуется уже в этой короткометражке.
4. "Бесстрастная Матрёна" (реж. Наталья Бондарчук)
В фильме - очень смешной Лев Дуров. Эраст Гарин - в эпизоде.
5. "Анастасия и Фомка" (1968, реж. Николай Губенко).
Самое любопытное в этом фильме то, что в нём в эпизоде играет Наталья Белохвостикова. Это её первая роль, о которой она, как говорят, напрочь забыла и во всех интервью заявляет, что не было такого ;)
6. "Репортаж с асфальта" (1971, реж. Вадим Абдарашитов).
Шестиминутный немой репортаж о большом городе. Сейчас тот "большой" уже и не большой вовсе, в сравнении с сегодняшним. Наивный даже. Люди, впрочем, те же. Манеру съёмки уже использовали-переиспользовали тысячи раз на ТВ. Но для 1971 года это было очень и очень. Михаил Ромм, говорят, очень хвалил и отметил в своем ученике будушего мастера.