Чуть больше года назад я увлёкся поручительством за "свежих" иммигрантов в Штаты. Дело в том, что чтобы приехать в Штаты и перейти границу по приложению CBP One нужно, чтобы местный абориген поручился за нового иммигранта. Изначально в точки зрения духа закона, поручитель помогает обустроиться иммигранту на новом месте в новой стране. Нужно помочь людям сориентироваться: куда идти, чтобы получать документы, где сделать местные водятильские права, подать на Social Security Card и так далее. Вплоть до того, по каким магазинам что покупать.
Решил, вот, сделать некую "перепись населения" своих поручаемых и за чьей жизнью в Новом Свете я невольно наблюдаю.
Маркус - самый первый человек, за которого я поручился. Эдакий "первый блин комом". Когда он прилетел мой Серёга напросился поехать встретить его вместе. Это уже потом до меня дошло, что он ревновал. Как он сам мне говорил, ревновал бы - вмешался бы. Вот он и решил вмешаться. Маркус изначально, находясь в России и в поиске поручителя в Штатах, представился мне как программист, гей и человек ищущий убежище на основе своей сексуальной ориентации. До меня только потом, постфактум дошло, что именно поэтому Серёга так заволновался, когда Маркус прилетел. Маркус перешёл границу через дырку в заборе и угодил в иммиграционную тюрьму на месяц за нелегальное пересечение границы. Там у него забрали все документы (это чтобы он не "растворился" внутри страны), выдали какую-то распечатку, что он "находится в процессе рассмотрения дела о депортации, которая была приостановлена в виду того, что он запросил политическое убежище в стране". Но увы, с такой бумажкой невозможно было ни снять жильё, ни получить работу, ни открыть счёт в банке - ровным счётом, ничего.
Положение оказалось незавидное. В общем, Серёга сам по большей части вёл диалог в тот вечер. Каким-то образом Серёга смог так повести диалог, что Маркус сам себя выставил в таком неприятном свете, что даже если бы у меня и были мысли (Молодой человек, довольно смазливый, гей и всё такое) "покрутить шашни" с Маркусом, то во время их разговора у меня не были никаких других мыслей, кроме ощущения чего-то неприятного и липкого, что хочется стряхнуть с себя и вымыть руки. Человек прилетел в Штаты имея всего 800 долларов при себе. Гудвиллы для него были ниже его достоинства - ему подавай только всё новое. дорогой, брэндовое и так далее. Еда из магазина - фи. Ему только ресторан нужен. При этом как-то он не горел желанием всё это оплачивать из своего кармана - плакался, что у него мало денег. Но при этом у него было такое настроение, что вот он сейчас всю Америку скупит, потом продаст, а потом опять купит, но уже дешевле. Всё его настроение сводилось к тому, что вот он сейчас такой замечательный и успешный сейчас будет самым лучшим. Сейчас пишу эти мысли и понимаю, что просто словами всё это описано как самый обычный бизнесмен стоит в начале пути и вот-вот начнёт новый проект. Но тогда вся манера разговора Маркуса мне показалась такой отталкивающей и неприятной, что мне хотелось поскорее выгрузить его куда-нибудь и забыть как страшный сон. Тем более, что он пытался давить на жалость, и если бы не Серёга, то он упрашивал бы взять его к себе.
Я приглашал Маркуса отметить Новый Год, но его ответ был тогда более, чем лаконичным: "Да, свободен. Спасибо за приглашение. Но нет, не приду". Пару недель назад я списался с ним - всё-таки, прошёл год, как он приехал в Штаты и Сиэтл. Он начал в рассказывать, какой он успешный, хвастаться ценой машины, которую он приобрёл, ценой квартиры, которую он снимает. И всем своим тоном показывая, что я недостоин общения с ним, кроме как смотреть на него снизу вверх. Но так или иначе, я понял, что он обустроился и сейчас не так уж плохо зарабатывает.
Денис из Омска. Там он сдавал (я так и не понял толком) две или три квартиры в посуточную аренду. Там же у него остался брат, который мне помог пару раз решить проблему с программами на телефон. Он попросил меня поручиться за него. Естественно, что я не мог отказать земляку - всё-таки, Омск для меня почти родной город. Он попал в Штаты через дырку в заборе. Их там в группе было с десятка два человек. "Экскурсовод" обещал им довести их до дырки в заборе за 1000 долларов с каждого - вот это бизнес! Но никто не давал гарантий того, что те попадут в Штаты - пограничники с обеих сторон границы не дремлют. В ту ночь на территорию Штатов попали только 3 человека - остальных задержали мексиканские патрули. Увы, пришлось пожертвовать и рюкзаком с вещами - он так и остался "по ту сторону" забора. "Экскурсовод" сбежал при первых же проблесках фар и фонариков пограничников. Вот так люди тратят по 1000 долларов за шанс попасть в Штаты и экскурсию к забору на границе. Если захотят попробовать "своё счастье" ещё раз, то пусть платят ещё раз по 1000 долларов.
Оказавшись в Штатах Дениса арестовали за нелегальный переход границы на пару месяцев. Мне звонил иммиграционный офицер и ошарашил меня заявлением, что сейчас, как поручитель, я должен заплатить за такси от тюрьмы до аэропорта и за перелёт Дениса в Сиэтл. Я не был готов к такому повороту событий. Пришлось связываться с братом Дениса. Тот смог оплатить перелёт - русский сайт ещё позволял тогда сделать это русской картой и в рублях. А вот за такси пришлось им переводить деньги через такую ж***, что я сам даже не понимаю, каким путём деньги попали таксисту. К слову сказать, такси стоило примерно столько же, сколько и самолёт до Сиэтла из Атланты.
Так же как и Маркус, Денис оказался в Сиэтле без документов, толком без денег - гол, как сокол. Вот на его примере я и понял, какой путь сейчас проходят иммигранты. Но в отличии от Маркуса Денис был полон энтузиазма и не проявлял никаких признаков негатива или желания сесть на шею. Первую ночь он провёл мотеле (по моим документам, но за свой счёт) - помылся, побрился, привёл одежду в порядок. А потом были шелтеры, улицы, бездомность... Как он сам говорил, что в какой-то момент он почти приуныл. Была поздняя осень, дождь, ночь. В шелтер для бездомных его не пустили. Зонтик у него сломался. Автобус не пришёл (интересно, а куда он на нём собирался поехать?). И тут его такая тоска взяла, что он готов был всё бросить и уехать обратно в Россию. А ещё через месяц он мне звонит и приглашает на стакан пива и полюбоваться закатом после работы. Он смог сделать себе документы, проездной на автобус, мед-страховку и фуд-стампы. Вроде как, ему даже что-то попадалось с подработкой. Он стал снимать койко-место в хостеле - эдакая общага с шестью мужиками в каждой комнате. Как он сам тогда отметил, что жизнь стала налаживаться.
На примере Маркуса и Дениса из Омска я стал всем поручаемым настоятельно рекомендовать пересылать набор своих документов мне на мой адрес, а я уже буду передавать их им по приезду в Сиэтл. Иначе все паспорта и удостоверения личности отбирают на границе - это если переходишь через забор. Как оказалось, в России можно получить 2 загранпаспорта: простой и биометрический. Таким образом, можно переходить границу только с одним паспортом, а потом по приезду делать уже местные водительские права и так далее. Иначе можно оказаться в положении Маркуса.
Потом был Роман. Я уже не помню, откуда он приехал. Мне он запомнился тем, что заплатил мне за бензин и ужин в день приезда в Сиэтл. На его примере я обратил внимание, что все приезжающие в Сиэтл в первую очередь, хотят есть, потом - посмотреть город. А третьим желанием у них всегда - посмотреть на магазины с марихуаной. После легализации "травы" люди смотрят на Штаты, как на экзотику. Романа я отвёз в тот же шелтер, куда поселился Денис из Омска.
Дальше было 3 Александра. Мой Серёга расставил их по номерам, как царей. Первый приехал и уехал - ему Сиэтл не понравился. Второй переехал в Портленд - там он познакомился с какой-то дамой, которая его приютила у себя. Третий уехал куда-то на Восточное Побережье Штатов, где его след теряется.
Однажды мне звонит Вася и просит поручиться за одного человека - он решил обойти забор по воде "аки посуху" и сдаться властям Штатов. За ним мне пришлось ехать в Денвер - вот это гонка была! Его выпустили из тюрьмы в Колорадо 23 декабря, но с предписанием явиться в офис к иммиграционному судье 28 декабря. В Сиэтле выпал снег. Как потом выяснилось, снег выпал в ту неделю везде. Аэропорты были закрыты. Дороги - тоже. Железные дороги - это не выход. По железной дороге просто невозможно проехать из Колорадо в Сиэтл. Пришлось ехать за ним на машине. Ринат стал первым человеком, который добровольно всё бросил в Штатах и вернулся в Россию. Как я понял, он так и не смог перевести свои деньги из России в Штаты. А кроме того, ему не понравилась американская бюрократия.
Второй человек, который вернулся в Россию был Нурбек. Мне он запомнился тем, что говорил, как он за "самые маленькие деньги готов делать самую сложную работу". А когда я ему предложил протереть пыль на подоконнике в моей машине за 60 баксов, он отказался. Но уже через 15 минут опять стал плакаться мне жилетку, что "ему нужна работа - вот, любая работа". Он сделал глупость - улетел из Штатов до окончания рассмотрения его иммиграционного дела. И уже через месяц он захотел вернуться, а его не пустили. И не пустят. Сейчас он живёт где-то в Южной Корее.
Дальше были два Вани. Оба поселились в том же хостеле, что и Роман с Денисом из Омска. Чтобы их отличать я их прозвал Зелёный Ваня (он почему-то всегда ходил в зелёном свитере) и Ваня-Лесоруб. Этот приехал откуда-то из Тюмени, где работал на нефте-вышках среди леса. Да и сам он огромного роста и немеряной силы. Добродушный, бородатый и весёлый - именно таким должен быть классический лесоруб. У него 25 мая был день рождения, и мы с Серёгой устроили ему праздничную вечеринку. А потом Ваня-Лесоруб заболел. Врачи сказали - отравление и заражение крови. Он так боялся идти к врачам - страховки же нет. В какой-то момент мне позвонил Зелёный Ваня и сказал, что Ваня-Лесоруб совсем плох - сидит на диване и не может говорить, почти теряет сознание. Пришлось его везти в больницу. Сильные антибиотики, система поддержания жизни в реанимации... Его поставили на ноги через месяц. Обошлось всё без страховки - больница всё списала. Сейчас оба Вани спокойно живут и работают. Лесоруб получил работу в Чикаго и переехал туда. Зелёный Ваня работает где-то на стройках. У обоих по машине. Жизнь складывается более или менее удачно.
Было ещё несколько человек, за которых я поручился, но отношения с ними я толком не поддерживаю. Но из того, что я знаю, никто из них не бедствует. Начинают все с койко-места (в общаге) в хостеле. Потом каждый перебирается и начинает снимать комнату в коммуналке. Далее кто-то с кем-то может скооперироваться и начать снимать квартиру на несколько человек.
Самый свежий пример - две Ирины. Обе переходили уже по приложению СВР-1. Старшая Ирина переходила с мужем. Её пропустили. А его задержали на границе и отправили в иммиграционную тюрьму. С 1 августа (хвала Байдену в плохом смысле слова) опять разрешили разделять семьи при переходе границы. Трамп в своё время запретил так делать, а Бидон опять разрешил - вот Вам и демократы. Сейчас Ирина сидит в женском шелтере и ждёт пока выпустят её мужа. Уже третий месяц идёт. Молодая Ирина приехала пару недель назад. Долго "ловила" дату перехода. В Тихуану приехала в августе. Дату поймала на 11 октября. Говорит, что те, кто начал "ловить" переход после неё, уже получет даты на январь и февраль. Обе Ирины поселились в женском шелтере в центре Сиэтла Старшая пытается открыть своё дело. А младшая уже купила машину и, вроде как, нашла комнату внаём. Вот интересно, они обе будут работать вместе в своём бизнесе, или младшая Ирина пойдёт "своим путём"?
Интересно, что Старшая Ирина с мужем, пока они жили в Тихуане, делили своё жильё там с неким Селимом - спортсмен из Татарстана. Он тоже попросил меня поручиться за него. Он быстро получил дату перехода и уже на мой день рождения уже приехал в Сиэтл. Немного он поработал на меня, но стройка и электрика - это не для него. Кроме того, он курит. И я попросил его найти своё жильё отдельно от меня. Он переехал куда-то к остальным моим поручаемым. Но вроде как, снимает с кем-то из них отдельную квартиру. Работа есть.
В общем, все приехавшие иммигранты, так или иначе, устраиваются нормально. В первые недели у всех эйфория - Штаты, такие места, природа, всё новое. Но не стоит путать туризм и иммиграцией. Эйфория туризма выветривается через 3 недели, и наступают "трудо-выебудни". На второй месяц наступает самое сложное время: деньги кончились, жилья нет, работы нет, и что делать - непонятно. Но так или иначе выживают и справляются все или почти все. И уже на третий месяц "жизнь налаживается". Появляется более или менее хорошее жильё. Появляется способ заработка. И жизнь начинает приносить "маленькие радости".
Я поручился всего человек за 60. Уехали трое. Примерно половина из оставшихся растворились где-то по Штатам, и отношения со мной не поддерживают. Всей семьёй переехать сюда оказалось проще - особенно тем, кто с детьми тут очень помогают. По приезду сразу же можно получить фуд-стампы (это 250 долларов в месяц на человека на покупку продуктов в магазинах), медицинскую страховку и проездной билет на городской транспорт. Через месяц практически все покупают по машине.
Сейчас буду смотреть, как у людей будут проходить слушанья в судах по их делам и получению статуса тут.
П.С. Вынес один коммент сюда в тело текста - думаю, что это прояснит пару моментов:
Самый простой способ перейти границу в Штаты - по приложению СВР-1. Сам я им не пользовался, но как я понимаю, установив его на телефон и находясь физически вблизи границы, можно "поймать дату" для легального перехода в страну. Официально это сделано для того, чтобы люди желающие просить политическое убежище в стране могли это сделать. То есть, человек как бы заявляет, что боится преследования у себя в стране, если вернётся к себе на Родину. Штаты ему в ответ: "Хорошо, мы назначим разбирательство в суде по этому делу. А пока проходи к нам и готовься к процессу." И человек спокойно попадает в страну.
Если переходить через дырку в заборе, то это это считается "нелегальным пересечением границы" и наказывается тюрьмой и депортацией из страны. Но тут есть заковырка: только находясь физически в стране человек может попросить политическое убежище. И его нельзя депортировать до тех пор, пока суд не рассмотрит его дело. Человека некоторое время держат в иммиграционной тюрьме, а потом либо рассматривают его дело там же в тюрьме, либо отпускают до суда в страну. При этом, правда, отбирают все документы. Поэтому я советую всем, за кого поручаюсь, пересылать второй загранпаспорт (да, в России возможно иметь 2 загранпаспорта) и все удостоверения личности (водятельские права, свидетельство о рождении и так далее) ко мне по почте. Когда его отпускают из тюрьмы, то я просто отдаю ему этот конверт ему обратно. Это очень облегчает жизнь тут по приезду: получить местные водительские права, открыть счёт в банке, снять жильё и так далее.
Что касается времени, когда можно "поймать дату" и на какое число, то тут всё упирается в банальную бюрократию. Приложение СВР-1 заработало 23 января этого года. До этого этой задачей занимались некие "общественные благотворительные фонды" в Мексике. Штаты им давали на их же усмотрение квоты на "столько-то" человек в день. И сам фонд уже решал, кто достоин, а кто нет, чтобы переходить в Штаты. Естественно, это стало "чашкой Петри" для коррупции и злоупотреблений. В какой-то момент систему перехода в страну решили слегка реформировать.
Но это легко сказать... Чисто физически иммиграционные суды могут рассматривать пару десятков дел в неделю в каждом суде. Каждый судья в силу времени не может вынести свой вердикт (достоин-недостоин-департировать или нет) не менее, чем за 3 часа. Максимум 3 дела в день. Я сам помню, как моему другу назначили "ночное" заседание суда по его иммиграционному делу: судья вынес вердикт в 3 часа ночи. Не хватает судей. Нет достаточно помещений. Меняются законы. А поток беженцев растёт...
Получается, что даже увеличив количество судей и облегчив процедуры рассмотрений дел, по всей стране удаётся в судах разобрать и рассмотреть не более, чем 1500 дел в неделю. А пропускают на территорию Штатов по 1200 человек день в каждом пограничном городе. Получается школьная задачка про бассейн и 2 трубы. Приходит больше, чем система может переварить.
В результате получился затор. В январе, когда только запустили эту систему, суды начали рассматривать дела уже через пару недель, после того, как первый человек перешёл границу. Получалось, что прибыв в Тихуану человек 2 недели "ловил" дату перехода. Потом 2 недели ждал самого перехода. И в идеале через 2 недели по приезду в Штаты должен был состояться суд. Но переходило людей больше, чем могли "переварить" суды. В результате первые суды назначались уже через месяц после даты перехода. Потом через 2. Потом через 5 Потом... Сейчас уже люди ждут по 3 - 4 года заседания суда.
Аналогично и с датой перехода. Если в начале года человеку достаточно было провести всего месяц в Тихуане, чтобы попасть в Штаты, то сейчас люди проводят по полгода там. Люди прилетают в Мексику в августе-сентябре. А дату перехода в Штаты ловят на феврал-март следующего года! Система просто не справляется с потоком мигрантов в страну. Рано или поздно уже Мексика вынуждена будет разворачивать поток мигрантов. Туристическая виза не может быть дольше 6 месяцев. А время ловли даты скоро растянется на целый год. И что тогда делать? Устраивать визаран в Мексике в надежде на то, чтобы только попасть в Штаты?