Sep 10, 2013 22:31
"Потребность в мысли никогда не может быть утолена якобы ясными прозрениями "мудрецов", ее можно утолить только через процесс мышления. Мои вчерашние мысли удовлетворяют эту потребность сегодня только в той степени, в какой я хочу и могу обдумывать их вновь".
Х. Арендт "Жизнь ума". с. 91.
Текст довольно сложно читается. Неудивительно, в принципе, что главный текст жизни по тематике близок скорее к тому, с чем Арендт у нас не принято сближать: с Хайдеггером, Шелером, Гуссерлем. Этого я как раз ждала. Должно это было быть где-то явно проговорено, и вот, пожалуйста.
Сейчас, после девяноста страниц, у меня язык не поворачивается сказать, что в "Эйхмане" или "Вита актива" не было намеков на то, что я читаю сейчас. А в "Лекциях" уже даже не намеки. Но все равно чтение "Жизнь ума" - это как будто тебе рассказывают методологию и онтологию, на которую опиралось все, результаты чего ты читала в других работах.
Пока вроде "все так".
И вот еще хороший отрывок: "Если допустить, что философу не нужна "толпа", дабы понять собственную "глупость", - здравый смысл, который он разделяет со всеми прочими людьми, уже в достаточной мере подготовил его к тому, чтобы предвидеть их смех...".
То есть рассеянность философа - не то же самое, что у ученого. Второй может и не обладать здравым смыслом, для философа же это получается одной из важнейших черт. Умение видеть себя со стороны, воспринять себя как явление и оценить с точки зрения общественного мнения. Чудаковатый Перельман живет вне мира, философ же "выпалает" из него, когда мыслит. Но возвращаясь, способен оценить реакцию.
Арендт,
Мысли вслух,
рабочий момент