текущие заметки по книге

Sep 10, 2013 22:31

"Потребность в мысли никогда не может быть утолена якобы ясными прозрениями "мудрецов", ее можно утолить только через процесс мышления. Мои вчерашние мысли удовлетворяют эту потребность сегодня только в той степени, в какой я хочу и могу обдумывать их вновь".
Х. Арендт "Жизнь ума". с. 91.

Текст довольно сложно читается. Неудивительно, в принципе, что главный текст жизни по тематике близок скорее к тому, с чем Арендт у нас не принято сближать: с Хайдеггером, Шелером, Гуссерлем. Этого я как раз ждала. Должно это было быть где-то явно проговорено, и вот, пожалуйста.
Сейчас, после девяноста страниц, у меня язык не поворачивается сказать, что в "Эйхмане" или "Вита актива" не было намеков на то, что я читаю сейчас. А в "Лекциях" уже даже не намеки. Но все равно чтение "Жизнь ума" - это как будто тебе рассказывают методологию и онтологию, на которую опиралось все, результаты чего ты читала в других работах.
Пока вроде "все так".

И вот еще хороший отрывок: "Если допустить, что философу не нужна "толпа", дабы понять собственную "глупость", - здравый смысл, который он разделяет со всеми прочими людьми, уже в достаточной мере подготовил его к тому, чтобы предвидеть их смех...".
То есть рассеянность философа - не то же самое, что у ученого. Второй может и не обладать здравым смыслом, для философа же это получается одной из важнейших черт. Умение видеть себя со стороны, воспринять себя как явление и оценить с точки зрения общественного мнения. Чудаковатый Перельман живет вне мира, философ же "выпалает" из него, когда мыслит. Но возвращаясь, способен оценить реакцию.

Арендт, Мысли вслух, рабочий момент

Previous post Next post
Up