Разговорами у
Shean навеяло.
Чем дальше я отрастаю от подросткового максимализма, тем яснее понимаю, что девочка из меня фиговая. В том плане, что меня никогда не учили ею быть, не было толковых примеров, а сама как-то не догадывалась.
Сбитый гендер поддерживается характером, образом жизни и окружением. Хотя есть подозрение, что характер здесь играет наибольшую роль, в другой среде и века на два пораньше я была бы либо очень несчастна, либо как-нибудь приспособила бы условия под себя. В наше время проще быть тем, кем хочешь, а тех, кому нравятся "настоящие женщины", почти всегда можно игнорировать.
Ну да это все очевидные вещи.
На практике же я получила то, что приобретение некоторых традиционно мужских умений и отношение к работе как к реализации во внешнем мире, которая не менее (а местами более) важна, чем "внутренняя", не лишает меня некоторых весьма "женских" проявлений ума и характера, использовать которые я не умею, а отменить не могу. Например, для успеха как женщины я недостаточно податлива, но при этом стесняюсь использовать исходно мужское умение переть напролом во имя своих интересов. Ни нашим, ни вашим.
Не знаю, как решали эту проблему женщины с чисто мужским умом, такие как Л. Я. Гинзбург. Может, им просто были не свойственны чисто женские реакции: на влияние значимых мужчин (и женщин), стремление обаять "на всякий случай", способность годами пахать, чтобы доказать свою значимость тому, с кем давно расстались.
Вот у Арендт такое бывало, что не умаляет ее значимости. У ЛЯ - скорей всего, нет.
У меня бывает, я это знаю. И поскольку человек приспосабливается ко всему, учусь понимать, что, где и когда уместно, а также вести себя правильно.
А в связи с тем, что было написано у Shean, стало интересно посмотреть на "типичную девочку", которую растили и воспитывали так, чтобы без протеста принимать в себе женщину. Не в смысле "все мне должны, я никому ничего не должна", а такую... нормальную. Понимающую, чего от ждет мужчина, знающую себя и свои слабости, мягкую и жесткую там, где нужно. Которой вообще не надо никому ничего доказывать, она уверенно чувствует себя в роли жены, спутницы, матери и любовницы.
Перебрала в уме, не знаю таких. Наше советское пионерское (и постсоветское наследующее) прошлое воспитывало девочек, которые всем должны, а не таких женщин.