Dec 14, 2012 18:49
"...самое главное, что в Италии понимаешь, что им вообще вся история и все проблемы - пофигу. через них прокатятся все кризисы, а они все так же будут ходить к службе, собиррать виноград и молиться. и пить вино".
"АФФ мне много рассказывал, что по сравнению с минойским апполоном все греческие афродиты и прочие мускулистые мужики - мужицкие под(д)елки. И пюриговаривал, что настоящие люди жили в те времена, когда до санторинской катастрофы строили пятиэтажные дома. Мол, вот те люди знали, что такое честь, мужество и смерть....
Под влиянием его рассказов я и решил все это увидать своими глазами - и эти дома, и того Аполлона.
Дома как таковые не очень уж поразили. Ну да, видно и до греков раньшие люди все уже знали и умели. Т.е. в прогресс после такого верится,конечно, не очень.
Аполлона не увидел. Ленивые греки уже 6 лет как закрыли на Крите музей археологических сокровищ, и открытие уже вполне готового здания переносят второй год. Работают лишь два зала временной экспозиции, из которых артефакты из кносского дворца собраны лишь в первом, считая горстка.
Но эта горстка меня потрясла. Как бы не готовил меня АФФ. Это шок на всю оставшуюся жизнь. После этого
смотреть на сраных греческих мускулистых мужиков и их сраные вазы - примерно как смотреть на возрожденцев после романских церквей и фра Анжелико. Т.е. оскорбительно. По-другому, конечно, оскорбительно, чем после фра Анжелико. Там - полное сосредоточение в духе, убивающее простотой. Здесь какое-то удивительное хрупкое изящество во всем. Изящество и гармония. И это ведь была еще культура до-мужеских времен, скорее всего, все это рисовалось женщинами. В кносском дворце я наслушался немало вздора, к примеру, по поводу знамнитой фрески, где две женщины усмиряют быка, а над ним висит на руках мужчина. А ведь абсолютно ясно, что мужик здесь уподоблен быку и делают с ним нечто страшное. Может быть даже приносят в жертву. Но сама фреска, повторенная видимо,еще и в трехмерном виде (сохранилась только мужская фигура) .... А прочие фрески! А сосуды в виде головы быка! А это дельфины и обезьяны! Да куда там греческим варварам до этой тонкости искусства, каждая линия которого убивает наповал! И можно себе представить, какой мощный контраст создавался намеренной грубостью зданий и тонкостью фресок и артефактов!
Ничего не знаю про золотой век (Эванс, открыватель кносского дворца, считал, что до прихода греков был мир, даже крепостных стен не требовалось). Но что все последующие относительно тех раньших людей - последние, и что санторинская катастрофа - главная катастрофа нынешнего человечества - после таких фресок и таких артефактов сомнений не вызывает. Мир навсегда стал грубее и страшнее".
июнь - сентябрь 2012
ЭН,
нравится,
античность