Feb 24, 2012 12:31
"... мое собственное основное допущение, на которое опираюсь, выделяя суждение как основную умственную способность, состоит в том, что суждения не возникают посредством дедукции или индукции; короче говоря, они не имеют ничего общего с логическими операциями - такими, например, как умозаключение: "Все люди смертны, Сократ - человек, следовательно. Сократ смертен". Нам предстоят поиски "немого чувства". которое - если на него вообще обращают внимание - постоянно осмысливается (даже у Канта) через понятие "вкуса" и тем самым относится к области эстетики. В практических и моральных вопросах оно называлось "совесть", однако такая совесть не судит; словно священный голос божества она говорит нам, что делать, чего не делать и в чем раскаиваться. <...>
У Канта суждение проявляет себя как особый талан, "который требует упражнения, но которому научиться нельзя". Суждение имеет дело с частным, поэтому, когда занятое всеобщим мыслящее "я" возвращается из своего отшельничества и обращается к миру частных явлений, оказывается, что для работы с ними уму нужен новый "дар". "Тупой или ограниченный ум, - полагает Кант, - ... может обучение достигнуть даже учености. Но так как в таких случаях подобным людям обычно недостает способности суждения, то нет ничего необычного в том. что встречаются весьма ученые мужи, которые, пользуясь своей наукой, на каждом шагу явно демонстрируют этот непоправимый недостаток".
Ханна Арендт "Лекции по политической философии Канта", с. 12-13.
ум,
способность суждения,
Арендт,
эстетика.,
Кант