Paris Match.

Apr 01, 2010 09:18

 






Прохоров забыл о своей обиде/ или Обида канула в воду.

Спустя три года после несправедливых обвинений, выдвинутых против него французской полицией, самый богатый предприниматель России, по-прежнему, остается другом Франции.

В начале своего пути я и не мечтал о том, чтобы разбогатеть.

Михаил Прохоров, самый богатый человек России, в эксклюзивном интервью основателю и директору журнала «Международная политика» Патрику Вайсману рассказал о своей жизни , в том числе, о невероятном эпизоде, случившемся в Куршевеле в 2007 году, с такой откровенностью и простотой, которые абсолютно не соответствуют образу олигарха. Впрочем, сам он не приемлет слово «олигарх». Своим богатством 44-летний миллиардер, любитель Франции, предприниматель третьего тысячелетия, инвестирующий средства в нанотехнологии, электромобили и альтернативные виды энергетики, обязан метаморфозам, которые произошли с Советским Союзом, и, в частности, приватизации «Норильского Никеля».

«Либерал или консерватор - это только слова. Существуют два типа реформ: эффективные и все остальные».

Московское интервью Михаила Прохорова Патрику Вайсману

«Пари-Матч»: Вам было 26 лет во время распада СССР. В какой момент Вы поняли, что коммунистическая модель окончательно обречена?

Михаил Прохоров: В стране это стало понятно в августе 1991 года. Я осознал это еще раньше. На факультете международных экономических отношений Московского государственного института финансов у нас были отличные преподаватели, которые прекрасно видели неэффективность социалистической экономики. Каждый в этом ежедневно убеждался. СССР занимал первое место в мире по производству обуви, а люди часами стояли в очередях, чтобы купить импортные туфли. Я начал заниматься бизнесом, кода был еще студентом. СССР тогда еще существовал. В конце 1987 года законом было разрешено создавать ‘кооперативы’ [небольшие частные предприятия]. Мы с друзьями организовали кооператив по варке джинсов. ‘Вареные’ джинсы тогда были в большой моде…На момент окончания учебы я уже был владельцем многих предприятий, в которых работало в общей сложности около 500 человек. Я взял на работу многих своих товарищей по учебе из Института финансов. Многие из них вошли в круг моих ближайших соратников. Большинство и сейчас рядом со мной.

О каком будущем для Ваших детей Вы мечтаете?

Я большой реалист. В возрасте 12 лет я хотел стать филологом, как моя сестра. Я счастлив, что выбрал другую дорогу. Я удачлив в мире бизнеса. Уже в первые годы я заметил, что деньги ко мне просто текли. Когда я был совсем маленьким, я часто подбирал монетки, которые лежали на земле… Вот почему, когда я стал успешным предпринимателем, мои близкие этому особенно не удивились.

Вы настоящий спортсмен.

Спорт является частью моей жизненной философии. Я занимаюсь спортом по два часа в день, а в выходные еще больше.

Вы являетесь президентом союза биатлонистов России.

Это вид спорта, в котором качества руководителя проявляются особенно ярко. Параллель с бизнесом очевидна: в биатлоне необходимо поддерживать точный баланс между движением (когда едешь на лыжах) и меткостью (когда целишься). В деловых вопросах также необходимо знать, когда стоит поторопиться, а когда остановиться и прицелиться.

Вы собрались купить американскую баскетбольную команду «New Jersey Nets». Что Вас к этому побудило?

Любовь к баскетболу и интерес к бизнесу. С одной стороны, я хочу сделать «New Jersey Nets» сильной командой. С другой стороны, этот проект позволит нам выйти на рынок недвижимости Нью-Йорка. Через два года, как только будет построен новый стадион, New Jersey Nets» переедет в Бруклин. Я буду первым европейцем, владеющим командой НБА.

Каким целям служит Ваш Фонд культурных инициатив?

Помощь театрам и библиотекам, финансирование акций в помощь книге и для поддержания талантливых детей, прежде всего, в наиболее бедных регионах нашей страны. Кроме того, фонд оказывает помощь в реализации федеральных проектов, а также является одним из главных спонсоров года России во Франции и Франции в России.

С 1991 года в России были проведены многие важные либеральные реформы. Какие из них Вы приветствуете, а какие считаете пагубными?

Честно говоря, я не очень понимаю такие слова, как ‘либерал’ или ‘консерватор’, с точки зрения экономики. Существуют только два типа реформ: эффективные и все остальные. Что касается тех мер, которые были предприняты, начиная с 1991 года, то здесь я, без сомнения, не буду объективен, но я одобряю реформы, которые разрешили приватизацию. Однако я не могу игнорировать тот факт, что основная часть населения считает такие меры несправедливыми.

Экономический кризис больно ударил по России. Какой вывод из него Вы сделали?

Он еще раз показал хрупкость сегодняшней российской экономической модели, которая основана на экспорте сырьевых материалов. Аналогичную точку зрения разделяет вся элита в России. Не случайно, что наша комиссия по модернизации, возглавляемая президентом Медведевым, проявляет активную позицию в решении этого вопроса. В комиссии нет ни одного занимающего высокий пост чиновника, а только предприниматели, такие как я.

Одна из любимых тем президента Медведева - борьба с коррупцией.

Коррупция ― это настоящее бедствие, Россия здесь не исключение. С ней нужно бороться, но при этом необходимо учитывать тысячелетнюю историю России, ее психологию. Рыночная экономика начала существовать в нашей стране совсем недавно. Вы и представить себе не можете, какие изменения произошли менее чем за двадцать лет. Мы пережили сильные потрясения в течение жизни только одного поколения. И этот процесс еще не закончился. Когда он завершится, уровень коррупции станет значительно ниже.

Об олигархах плохо пишут в прессе, как в России, так и в других странах. Что Вы об этом думаете?

Я Вам отвечу вопросом: Вы понимаете, что ‘олигархи’ - это пятьдесят самых богатых людей в мире, из тех, что входят в список, публикуемый журналом «Форбс»? Этимологически олигархи - это те, кто использует политическую властью для обогащения. Я никогда не вмешивался в политику. В 90-е годы меня и моих партнеров обвиняли в том, что мы купили «Норильский Никель» за цену, которая была ниже его реальной стоимости. На самом деле, мы искали партнера, так как нам не хватало капиталов. Западные бизнесмены считали эту операцию слишком рискованной. Сумма долгов превышала цифру годового оборота. А сегодня все об этом забыли.

Вы испытываете уважение к Владимиру Путину?

Сегодня бизнесмены в России могут строить планы на пять - десять лет вперед, а не на двенадцать месяцев, как раньше, оборот Московской фондовой биржи вырос в десять раз, и всем этим мы, в основном, обязаны ему.

Какой зарубежный политик, по-вашему, лучше всего понял Россию?

Я думаю, что все французские президенты за последние пятьдесят лет сделали очень много для того, чтобы установить прекрасные отношения между Россией  и Францией. Сегодня эти отношения лучше, чем у России со многими другими странами. И если когда-либо возникали недоразумения, что неизбежно, они всегда разрешались в интересах обеих стран. И я тоже тому пример.

Не могли бы Вы вспомнить о своих разногласиях с французским правосудием? [г-н Прохоров был задержан полицией в январе 2007 года, когда проводил отпуск в Куршевеле со своими друзьями, среди которых было много молодых женщин. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления].

Я очень люблю Францию. В этой стране, если не считать Россию, я провожу больше всего времени. И то, что произошло в Куршевеле, заставляет меня еще больше интересоваться спецификой французской жизни! Относительно того случая хотел бы сказать, что мы все когда-нибудь ошибаемся, и французская полиция не является исключением. Я решил смотреть на вещи с философской точки зрения. Когда мы преодолеваем разногласия, отношения становятся еще более близкими.

Вы продали вашу долю в «Норильском Никеле» как раз перед началом кризиса. Вы на самом деле предвидели события?

Мы все крепки задним умом! В январе 2008 я объяснял в своем интернет-блоге, что кризис недвижимости в США вызвал негативные последствия во всем мире. В то же время, курсы акций компаний, которые занимались цветными металлами, подскочили в цене до невиданной высоты. Это были две основные причины, которые заставили меня продать мою долю. Впрочем, была еще третья - ошибочно вкладывать основную часть своих активов в одно предприятие. Есть еще и четвертая причина: удача, без которой нет успеха в бизнесе. Людей умных всегда больше, чем людей удачливых.

Вы обладаете огромным богатством. Когда эти деньги Вам доставляли больше всего удовольствия?

В эпоху существования кооператива по варке джинсов я мог позволить себе купить старые «Жигули» и каждый вечер приглашать свою подружку в ресторан. Мне было 23 года. Это был, наверное, самый большой качественный скачок в моем уровне жизни. Ничто из того, что деньги могли мне позволить сделать позднее, не доставляло мне такого удовольствия. Если вы разбогатеете, не тратьте свое время на подсчет вашего богатства. Оставьте эту работу другим!

фото, courchevel, спорт, пресса, мировой экономический кризис, благотворительность, философия жизни, армия, баскетбол, биатлон, business, моя история, о блоге

Previous post Next post
Up