Добрый день,
Появилось немного времени после
вчерашней экспедиции - я написал об опыте своих ошибок. Понимаю, что всем было интересно. А то - весь такой успешный)))). Сегодня делюсь: личные промахи и неудачи!
Если кто-то все еще думает, что большой бизнес - это "дорога, усыпанная розами", то сильно ошибается))).
Но, на мой взгляд и опыт, поражения и неудачи не менее важны, чем успех, и как это не парадоксально для кого-то прозвучит, свои ошибки я люблю не меньше побед.
Главное - признаться себе, что ошибся, проанализировать ситуацию и исправить (даже если это требует "героических" усилий). Раз уж мы обсуждали стратегии, то хочу рассказать и о примере стратегической ошибки. История 90-х годов.
Начиная с 1992 г.,
когда был создан банк МФК, а особенно с 1993 года после создания
ОНЭКСИМ Банка наша группа росла очень бурно. Мы приобретали и развивали все новые и новые активы. Если кто забыл, то я напомню, что до кризиса 98 года банки - это было «наше все». Они играли роль не только финансовых институтов, но и центров управления всеми другими активами, включая производственные. Это были штабы экономического развития. Не был исключением и ОНЭКСИМ.
Правда, уже в середине 1997 года нам с Потаниным стало абсолютно понятно, что так больше жить нельзя. Необходимо перегруппироваться для дальнейшего развития. Мы начали медленно реструктурировать систему управления всей нашей группой. Сделать это было не так-то просто. Как ни странно, одной из основных причин стала "магия успеха" ОНЭКСИМ Банка.
Тут «на беду» объявили конкурс по
«Связьинвесту». Сработал рефлекс "акул капитализма" - надо брать, т.к. это - интересный и перспективный актив. Как представлялось. Чем закончилась история, известно: с большим скандалом конкурс мы выиграли. Но. Как оказалась позже - это было ошибкой. Не успев изменить систему управления группой, мы перенапрягли наши менеджерские возможности, отрядив людей на «борьбу за «Связьинвест», оголив тылы на других участках.
Итог был неутешительный: мы вошли в кризис 98 года неподготовленными, потеряли нефтяную составляющую бизнеса - компанию
«Сиданко» и, в конечном счете, пришлось продать «Связьинвест» с большими убытками. Как вылезали из этой ямы, я
уже рассказывал. И хотя говорят: «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих» для меня этот опыт имеет колоссальное значение и все необходимые выводы я для себя сделал. Если у Вас получится - учитесь на моих ошибках, буду очень рад.:-)
С лучшими поджеланиями (опечатка, но слово интересное получилось)))),
Михаил Прохоров