Куда пойти учиться? К вопросу о технологизации образования в России.

Mar 26, 2008 17:02



Добрый вечер, мои дорогие гости,

Спасибо за  ваши отклики, предложения, замечания, etc.  на "водородную" презентацию. Обещаю, что мы еще будем возвращаться к теме "глобализация".  Слишком уж важное влияние это явление имеет на наше настоящее и будущее.  Еще раз отсылаю всех интересующихся этой темой к книге Томаса Фридмана "Плоский мир".  Особенно  - с т.з. определений и классификации явления.))))

В комментариях я нашел очень много вопросов на тему "кем стать и на кого учиться сегодня".  Готов сегодня поделиться своими взглядами по этому вопросу. Тем более, что тема образования теснейшим образом увязана с вопросом глобализации. Поэтому - продолжим обсуждение. А заодно я постараюсь ответить на заданные вопросы.  Хочу сразу сказать, что я не специалист по системе образования. Я могу лишь поделиться личными впечатлениями, основанными на опыте подбора команды и разработки стратегии подготовки персонала в "Норильском никеле".

Важнейший момент: на мой взгляд, любое образование дает возможность системного подхода в личностном развитии. Куда пойти учиться - это зависит от ваших конкретных способностей и ваших же конкретных преимуществ.  Конечно, есть хорошие учебные заведения, а есть плохие. Но. Если Вы овладели системным подходом к познанию себя в окружающем мире, то дальнейшая работа может быть практически любой. При смене профессии может происходить «техническое» переобучение или специализация. Системный же взгляд, подход не будет меняться. (Хочу сразу оговориться -  это лишь общее правило и его нельзя понимать буквально, т.к. есть довольно большое количество исключений. Например, теоретическая математика и физика, где или обладаешь способностями понимать предлагаемую  логику, либо нет - притвориться и обучиться невозможно).

Понимаю, что "общетеоретическая говорильня" плохо отвечает на конкретный вопрос - "куда пойти учиться?". В жизни так часто бывает, что у молодого человека нет пока ярко выраженных и осознанных способностей. В этом случае моя рекомендация - изучить рынок дефицитных профессий с прицелом на 10-15 лет вперед. Сейчас в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация:  ежегодное число поступающих в ВУЗы превышает число выпускников школ. Несомненно, стремление учиться вещь хорошая. Но надо задать себе вопрос - а где ты будешь работать после института? Я занимался анализом рынка труда в России и могу с уверенностью сказать, что более 30 % студентов никогда не смогут найти работу по специальности. Я с этим столкнулся в Норильске, где из 220 тысяч жителей более 60 тысяч -  в "Норильском никеле". Так вот Норильский индустриальный институт и Ассоциация норильских вузов, объединившая филиалы не самых лучших российских вузов в Норильске, готовили кого угодно, только не специалистов для Норильского промрайона. Компания потратила много сил для создания совместной программы. Сейчас дела идут немного лучше.)))

Анализ движения рынка труда выявил главный кадровый дефицит нашей страны - высоко квалифицированные рабочие: слесари, ремонтники, наладчики, сварщики, фрезеровщики 6-х разрядов. Элита, от которой во многом зависит уровень технологичности нашей экономики. Если не решить эту проблему, то, на мой взгляд, существует реальная опасность уже в ближайшем будущем снижения темпов роста ВВП. Как решить этот вопрос?

Я готов поделиться своими идеями и в ближайшие дни представлю вашему  вниманию работу «Технологизация российского образования».

Успехов в освоении новых знаний,

Михаил Прохоров

"мастер класс", технологизация образования, глобализация

Previous post Next post
Up