ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Свердловской области
Екатеринбург, 620014, а/я 165
Заключение
о результатах осуществления мероприятий по общественному контролю при посещении исправительного учреждения
г.Екатеринбург 23.02.2011
Члены Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области:
- В.А.Шаклеин,
- В.А. Башков
на основании уведомления, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 10.06.2008 №76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» 23 февраля 2011 г. посетили исправительное учреждение ФБУ ИЗ-66/5 (женское СИЗО-5) города Екатеринбурга Свердловской области, где провели выборочную проверку мест принудительного содержания и беседу с содержащимися в них лицами, о результатах которой составлено настоящее заключение.
Вместе с членами ОНК в выборочной проверке принимали участие сотрудники: начальник СИЗО-5 Кадникова О.К., помощник начальника ГУФСИН Свердловской области по соблюдению прав человека Губанков Г.Н. и фельдшер СИЗО-5 Золотова М.В.
Общие мероприятия, проведенные членами ОНК:
1. Беседа с представителями администрации ИУ для получения необходимой информации.
2. Беседы с содержащимися в ИУ лицами, разъяснение им целей и задач своего посещения. Выяснение вопросов об условиях содержания, наличие у содержащихся жалоб и иных обращений на условия содержания в данном исправительном учреждении.
Результаты проверки исправительного учреждения:
1. Доступ членов ОНК в исправительное учреждение;
Обеспечение доступа членам ОНК в СИЗО-5 и организация проверки со стороны администрации ФБУ ИЗ 66/5 города Екатеринбурга - соответствуют требованиям Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В ходе визита членов ОНК была предоставлена возможность беспрепятственно посещать места принудительного содержания. Инициатива выбора проверки помещений ИУ исходила от членов ОНК, после чего администрация ИУ обеспечивала посещение указанного помещения. Также была предоставлена возможность общения с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания и ознакомления по ним с необходимой документацией.
В уведомлении ОНК была просьба разрешить фотографирование комиссией в инспектируемом учреждении и проводить аудиозапись бесед, но в очередной раз администрацией СИЗО-5 было отказано комиссии в возможности документирования условий заключения в учреждении..
2.Общее состояние помещений мест принудительного содержания по результатам выборочной проверки:
2.1. В камере №39 (14,7 м2) содержатся туберкулёзные больные (закрытая форма туберкулёза) в количестве 9 человек. То есть на одного заключённого приходится менее 2 м2 площади, что является нарушением условий содержания. Спальные места 3-х ярусные. В камере душно, плохая вентиляция.
2.2. В камере №35 (14,4 м2) содержится одна заключённая с открытой формой туберкулёза. В камере очень холодно (градусника нет), сквозит из окна, заключённая вынуждена всё время быть в одежде, спит так же в одежде. Подобное отношение к тяжело больному человеку -НЕДОПУСТИМО!
2.3. Камера №30 (карантин, 22,9 м2). Содержится 30 человек (менее 1 кв.м на человека).. Заключённая Ш. жалуется на плохую медицинскую помощь, у неё болит печень. Заключённая Д. периодически нуждается в перевязках (гнойные раны) по медицинским основаниям, но её заставляют каждый раз писать заявление на выход из камеры.
2.4. Камера №36 (23,1 м2). Содержится 15 человек. В камере душно, плохая вентиляция.
2.5. Камера №47 (23,7 м2, «Мать и дитя»), находилось 2 заключенных с детьми.. Заключённая Р. жалуется на медицинское обслуживание больного ребёнка в больнице №8, была простуда - ребёнка не долечили.
2.6. Лимит СИЗО-5: 269 человек. Количество заключённых на день проверки: 447, - из них беременных - 6, с детьми - 3.
3. Во время беседы с администрацией СИЗО-5 выяснилось, что законодательство об освобождении тяжелобольных заключённых (Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений") не работает. В частности:
Не определена форма направления на медицинское освидетельствование, форма должна быть выпущена Минздравом РФ;
Нет перечня медицинских учреждений для направления больных заключённых, перечень учреждений обязаны составить орган здравоохранения субъекта РФ, то есть в нашем случае - Министерство здравоохранения Свердловской области.
4. Правовые основания требований, предъявляемых к условиям содержания лиц в ИУ:
- Положение о ФСИН (утв. указом Президента РФ от 13.10.2004г. №1314);
- Закон от 21.07.1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 23.12.2003г. №122-ФЗ);
- Федеральный Закон от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
- Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов;
- Статьи 29 и 30 Федерального закона от 22.07.1993 года «Основ законодательства РФ Об охране здоровья граждан» (в ред. фед. закона от 02.02.2006 №23-ФЗ);
- Совместный приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №640 и МЮ РФ №190 от 17 октября 2005 года «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»;
- Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений".
5. Выводы о результатах выборочной проверки соблюдения прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, рекомендации:
- СИЗО-5 переполнено.Это обуславливает основные причины нарушений прав заключённых.
- Больные туберкулёзом заключённые содержатся в условиях, не позволяющих их лечение, необходимо обеспечить каждого заключённого площадью не менее 4 м2, соответствующий температурный и климатический режим в камере.
- В случае, когда учреждения Минздрава не выполняют своих функций (плохо лечат детей, не выпускают необходимой документации, регламентирующей прохождение медосмотров тяжелобольных заключённых), администрация СИЗО-5 и ГУФСИН СО обязаны выступать на защите прав заключённых, вплоть до обращения в прокуратуру и судебные органы.
6. Требования к администрации СИЗО-5:
Рассмотреть настоящее заключение, принять неотложные меры к их устранению.
О принятых мерах уведомить членов ОНК Свердловской области в одномесячный срок.
Настоящее заключение подлежит направлению
начальнику ФБУ ИЗ-66/5 г. Екатеринбурга ,
начальнику ГУФСИН РФ по Свердловской области,
Уполномоченному по правам человека в Свердловской области,
Уполномоченному по правам человека РФ;
Прокуратуре Свердловской области,
Правительству Свердловской области,
Правительству РФ.
Информация о результатах посещения будет доведена до средств массовой информации.
Члены общественной наблюдательной комиссии Свердловской области
Подписи:
В.А. Башков
В.А. Шаклеин
фото с сайта
http://www.kursknet.ru/~verdict/prison/archive/archiv7.htm