Татьяна Мерзлякова, Роман Качанов и Алексей Соколов
Сегодня утром, омбудсмен Свердловской области Татьяна Мерзлякова организовала встречу правозащитников с тюремным ведомством нашей области.
Встерча состоялась в областном Аппарате УПЧ, где мы обсудили серьезные проблемы, касающиеся рабского труда в пенитенциарных учреждениях Свердловской области.
Со стороны ГУФСИН я ожидал начальника ГУФСИН А. Федорова, но он не смог, поэтому прислал своего заместителя А. Шека, с которым мы однажды провели эксперимент по взаимодействию по вопросам защиты прав осужденных. Эксперимент закончился неудачно: переданная нами информация о пытках в ИК-16, послужила серьезным психологическим
давлением на осужденных-женщин, в результате которого две женщины-заявительницы оказались в ШИЗО, а одна в больнице с нервным срывом.
Во время встречи, я и Роман Качанов рассказали о серьезной ситуации, связанной с рабским трудом в колониях. С Александром Шеком мы сразу взаимопонимания не нашли, он даже отказал пресс-службе УПЧ в проведении фотосъемки, а вот Татьяна Георгиевна Мерзлякова выступила с предложением поехать в любую колонию и проверить любую информацию о рабском труде. Её помощник Николай Санников добавли, что поездку откладывать на потом не стоит, а если ехать, то прямо сегодня. Мы конечно согласились и выразили намерение о своем участии в поездке в колонию. В качестве эксперимента мы выбрали колонию, где осуждённые бесплатно строят яхту для местного силовика.
ангар в ИК-12, где шло строительство яхты
Представитель ГУФСИН Александр Шек был категорически против моего участия и участия Романа Качанова в поездке, что в принципе для нас было ожидаемо. Татьяна Мерзлякова попыталась уговорить Шека, но было бесполезно - Шек сначала ссылался на закон, по которому, якобы, мы не имеем права посещать колонии, а когда Роман Качанов провел Шеку небольшой юридический ликбез, сослался на руководителя ГУФСИН, мол если Федоров разрешит, тогда можете приянть участие.
В итоге мы решили, что в колонию едут представители УПЧ, прокуратуры и члены ОНК, один из которых
Михаил Борисов, которому мы доверяем. Михаилу Орестовичу были даны фотографии, где в колонии спрятали строящуюся яхту.
В течение минут 20-30 Сергей Санников договорился с участниками поездки: прокурором, членами ОНК и машиной, после чего комиссия уехала в ИК-12 г.Нижний Тагил.
Строительство яхты осужденными в ИК-12 г. Нижний Тагил подтвердилось. Член ОНК Михаил Борисов недостроенную яхту видел. По его словам, администрация колонии не отрицает факт строительства и заявляет, что яхта строилась по договору. По сведениям администрации ИУ, в данный момент строительство яхты приостановлено, ввиду отсутствия денег у заказчика.
Кроме этого, администрация ИК-12 заявляет, что деньги осужденным за строительство яхты выплачивались в соответствие с трудовым и налоговым законодательством.
Однако, по сведениям заключенных, участвующих в строительстве яхты, денег они не получали, а налоговые отчисления, согласно справке из Пенсионного Фонда одного из бывших осужденных, на его пенсионный счет не поступали.
По данному вопросу правозащитники обратились в прокуратуру и следственный комитет.
Алексей Соколов
Реализовано в рамках гранта Фонда президентских грантов № 18-1-003275