Некоммерческое партнерство «Содействие в правовой защите населения «ПРАВОВАЯ ОСНОВА» в лице директора Алексея Соколова и Межрегиональная общественная организация «Межрегиональный центр прав человека» в лице председателя организации Романа Качанова направили обращение на имя Министра Юстиции РФ, ФСИН России и в Общественную Палату Российской Федерации.
В своем обращении Алексей Соколов и Роман Качанов указали главные признаки нарушения прав человека произошедших за прошедший год в пенитенциарных учреждениях Свердловской области. За основу взяли
аналитическую справку о нарушениях законодательства и прав осужденных в исправительных учреждениях Свердловской области за 2013 год опубликованную на сайте «Правозащитники Урала».
По их мнению, источниками существующих проблем в уголовно-исполнительной системе Свердловской области являются следующие:
1. Наличие «осужденных-активистов» предопределяется:
- сокращением численного состава сотрудников ИУ;
- нежеланием сотрудников ИУ в полном объеме выполнять свои прямые должностные обязанности (низкий уровень дисциплинированности и ответственности сотрудников);
- желание «наводить порядок» в ИУ прежними методами, имеющими часто противоправный и даже преступный характер, но руками «завербованных» осужденных (боязнь нести уголовную и иную ответственность за свои непосредственные противоправные действия).
2. Постоянные безнаказанные факты насилия и унижения по отношению к заключённым предопределяются:
- отсутствием нагрудных видеорегистраторов и видеокамер слежения во многих ИУ Свердловской области и в отдельно взятых помещениях ИУ;
- незначительные сроки хранения видеозаписей, что снижает возможность их практического использования;
- подконтрольность систем видеозаписи администрации ИУ, что означает фактическую возможность сотрудников администрации ИУ распоряжаться видеозаписями по своему усмотрению, в том числе не санкционировано их уничтожать под предлогом технических неполадок;
- низкое качество работы органов прокуратуры и следствия; сращение их с администрациями ИУ на местах;
- отсутствие Национального превентивного механизма для предотвращения и борьбы с пытками.
3. Факты несвоевременной отправки и не отправки корреспонденции осужденными из ИУ предопределяются
- невозможностью осуждёнными проконтролировать регистрацию и отправку почтовой корреспонденции, как правило, жалоб на незаконные действия и решения администрации ИУ;
- в целом отсутствие открытой процедуры отправки корреспонденции из ИУ.
4. Факты фабрикации дисциплинарных взыскании и иных нарушений при привлечении к дисциплинарной ответственности в ИУ предопределяются:
- не полным, поверхностным регулированием на законодательном уровне процедуры наложения дисциплинарных взысканий, включая деятельность дисциплинарных комиссий (такие комиссии вообще отсутствуют в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, а их деятельность иногда регламентируется только приказом на уровне управления ФСИН соответствующего региона);
- отсутствие нормы об обязательности ведения видеозаписи процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности.
В связи с чем, правозащитники считают необходимо предложить тщательно урегулировать на законодательном уровне процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе, установить гарантии прав привлекаемого, предусмотренные Европейскими пенитенциарными правилами, иными международными документами, а также предусмотреть, чтобы весь процесс привлечения к дисциплинарной ответственности должен фиксироваться на видеокамеру, включая факт выявления правонарушения, написания объяснения (отказа от написания объяснения), заседание дисциплинарной комиссии, вынесение решения о привлечении к ответственности, выдача этого решения осужденному.
Представители правозащитных организаций и члены ОНК прилагают большой объем усилий по искоренению тех проблем, которые существуют в уголовно-исправительной системе Свердловской области.
Правозащитники Урала.