Краткий доклад "Внешние и внутренние проблемы в работе ОНК Свердловской области"

Feb 20, 2012 01:09


Краткий доклад члена Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области

по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания

Башкова Вячеслава Александровича

«Внешние и внутренние проблемы в работе ОНК Свердловской области»

В Свердловской области ситуация с правами человека в местах принудительного содержания напряжённая, как, предполагаю, и во всех субъектах РФ. С одной стороны, есть Общественная наблюдательная комиссия, и работа комиссии видна обществу, с другой стороны, ГУФСИН и МВД воспринимают работу общественников как враждебную. Силовые органы явно противопоставляют себя обществу, пытаются встать и над гражданами, и над законом. Такая ситуация сложилась исключительно из-за позиции областных начальников силовых ведомств: в ГУФСИН это Худорожков Сергей Вячеславович, в МВД это Бородин Михаил Анатольевич.

Конкретно. Начальник свердловского ГУФСИН Худорожков 21.04.11 г на встрече с общественными наблюдателями заявил, что не разрешает фотографировать нарушения в своих учреждениях, потому что из Москвы потом придут распоряжения о наказании. Поэтому не удивительно, что начальники исправительных учреждений в случае, когда на объекте есть проблемы (голодовка, смерть осужденного, жалобы заключённых на пытки) просто не пускают ОНК на территорию или в то место, где есть доказательства правонарушений, ведь позиция начальника главка - скрыть информацию. Так было в ИК-2, когда членов ОНК не пустили для проверки информации о смерти осужденного Ашурбекова, так было в СИЗО-1, когда ОНК не допустили в камеру незаконной психиатрии, так случилось и 8 января 2012 года на ИК-52, когда в колонии была голодовка. С отказами в допуске члены ОНК борются через суд и через обращения в прокуратуру, но так как существенного наказания для начальников исправительных учреждений не следует, что объясняется позицией Худорожкова, то это больше походит на борьбу с ветряными мельницами: на какой-то момент мы можем остановить беспредел, но всё повторяется снова и снова.

Начальник свердловского МВД вообще не идёт на контакт с ОНК. За 2011 год не было ни одной встречи Бородиным. Вероятно, именно это привело к тому, что про наблюдательную комиссию в районных отделах полиции практически не знают, что так же приводит к недопуску ОНК. В конце 2011 года в отделениях появилась инструкция по работе с ОНК, которая, по моему мнению, не не соответствует закону об ОНК и приказу министра МВД Нургалиева, инструкция эта изготовлена местным начальством полиции. С отказами в допуске на территорию отделов полиции мы боремся в суде, и только там полицейские начинают понимать что такое ОНК, и какие полномочия возложены на нас обществом. Увы, с каждым полицейским судиться нет физической возможности, поэтому ситуация для ОНК очень не благоприятная.

Ещё удручает, что в ситуации серьёзного внешнего противодействия ОНК, у нас фактически произошёл раскол: председатель Степанова, как и начальник ГУФСИН Худорожков, не одобряет свободное распространение информации о проблемах ОНК и катастрофическом состоянии прав человека в МПС. В связи с этим, информация о нарушениях прав человека, которые выявили члены ОНК, в основном появляется в блоге МОО Межрегионального центра прав человека, что явно недостаточно. В ОНК Свердловской области второго созыва попали очень серьёзные специалисты: есть юристы, бывшие осужденные, бывший работник прокуратуры, бывший работник ГУФСИН, медицинский работник, журналист и даже православный священник есть, но этот потенциал , по моему мнению, не используется, председатель ОНК не смогла организовать работу на должном уровне, комиссию раздирают споры вместо конструктивной работы. Считаю, что у нашей ОНК нет конкретных целей и поэтому нет результатов, это деморализует членов и дискредитирует работу ОНК в глазах общества.

Член ОНК Свердловской области

Башков Вячеслав Александрович

отчёт, ГУФСИН, ОНК, Худорожков, Бородин М., Степанова, МВД, Башков

Previous post Next post
Up