Офис расположен за городом, сильно за городом. Развозка от Парнаса идет 20-25 мин. Первый месяц я ездил на работу на общественном транспорте, от двери до двери дорога занимала 1,5 часа. При этом на машине ехать 40-45 минут. В какой-то момент понял, что эти сэкономленные на дороге полтора часа жизни в день (45*2) того стоят, решился вписаться в кредитную кабалу и купить машину.
В этом посте немного о том, как выбирал машину и наблюдения о вторичном авторынке. Он сильно поменялся за последние годы.
Сегодня покупая машину на вторичке, ты можешь искать\проверять автомобиль самостоятельно или воспользоваться помощью автоподборщиков. Тарификация на рынке такая: осмотр одного автомобиля - 3-5 тыс.руб, подбор под ключ - около 30 тыс.руб., подборщик на день - около 10 тыс.руб.
Я решил потратить 10 тысяч, поездить один выходной, чтобы оценить что происходит на рынке. Решил, за эти деньги либо найду машину, либо сориентируюсь на рынке, что тоже ценно.
Итак, подборщик найден, деньги заплачены, предварительные варианты подобраны, о дне уговорено.
Наблюдение первое: работа подборщика = детективная работа.
В субботу к 9 утра ко мне приехал Василий на своем белом Поло (ручка, атмосферный мотор - для Поло комплектация надежная как автомат Калашникова) и первые 1,5 часа мы провели в машине под домом, прорабатывая предварительные отобранные мной варианты.
Каждая машина «пробивалась» несколькими способами и варианты отпадали один за одним.
Наблюдение второе. С приходом айтишных компаний вторичный авторынок стал существенно прозрачнее.
Если раньше, покупая машину в России, было мало способов проследить историю автомобиля, то сейчас этих возможностей принципиально больше.
Авито (и их проект Автотека) и Авто.ру берут информацию о машинах из десятков источников: базы страховых, отчеты о сервисе у официальных дилеров, гаишные записи, информация о прохождении ТО (которое для получения диагностической карты, для ОСАГО). И это оказывает существенное влияние на принятие решение о покупке, на рынок в целом.
Кроме Автотеки и Авто.ру подборщики используют набор собственных самописных сервисов.
Например, они собирают в отдельную базу ранее купленные отчеты.
Вот машина: нарядно выглядит и хорошая цена. Есть в базе объявлений? Да. Четыре месяца назад машина с таким VIN-ом размещалась. Без передка и на 300 тыс. дешевле.
Или другой вариант. Смотрим историю машину и видим, что полгода назад пробег был на 50 тыс. больше, а цена на 100 тыс.ниже. Видимо, продавец решил, что хочет за машину больше, скрутил пробег, а ценник поднял.
Является такой набор информации панацеей? Конечно, нет. На всякую хитрую гайку найдется болт с левой резьбой.
Вся история машины (авария, работа в такси, проблемные банковские залоги) привязана к VINу как к уникальному идентификатору. У перекупов есть свой локальный сервис: за 3000 рублей тебе подберут VIN аналогичной машины (та же модель, год, цвет, комплектация) из общей базы. В итоге в объявлении перекуп ставит VIN машины с отличной историей, а продает что есть. Кто же будет сверят VIN на машине и в объявлении.
Лох не мамонт, лох не вымрет.
Наблюдение третье, о структуре рынка.
Есть четыре категории автопродавцов.
* Частное лицо, тот кто владел машиной и продает ее сам
* Официальный дилер. Часто б\у машину сдают в трейд-ин при покупке новой, вот эти машины и продаются. Покупка машины у официала зачастую (но не всегда) безопаснее других вариантов: скорее всего у машины нет юридических проблем, машина прошла тех.осмотр перед покупкой. Но при этом тут покупать дороже - официалы продают машины с наценкой к рынку.
* Разного калибра серые дилеры и площадки. Покупают б\у машины подешевле, продают подороже. У них можно поставить машину на площадку, чтобы там стояла и (не) продавалась.
* Перекупы. Частные лица, которые выискивают на рынке дешевые предложения или битые/проблемные машины и продают дороже. Часто не оформляют машину на себя, вписывают в договор продавца, а потом предлагают покупателю заполнить вторую часть. В итоге в договоре указан один человек, а фактически продает другой. Готовы ли вы идти на такие риски при покупке машины - вам решать.
Собственно, наибольшее риски есть при покупке машины на серой площадке или у перекупа. Это не значит, что там продают только проблемные машины, нет. Но рисков нарваться на неприятности существенно больше.
Итак, мы отобрали несколько прилично выглядящих вариантов и поехали смотреть.
Наблюдение четвертое, о том куда смотреть.
Проблемы с автомобилем грубо можно разделить на три группы: проблемы с юридическим статусом, проблемы с техническим состоянием, исчерпан ресурс.
Юридические проблемы выявляем проверяя\пробивая автомобиль по разным базам и справочникам.
Если вы думаете, что покупая новую машину, вы не несете этих рисков, вы заблуждаетесь. Недавно писали о ситуации, когда покупатель нового автомобиля лишился и покупки, и денег. Дилер, который продавал машину, заложил запас автомобилей и обанкротился. Банк забрал у покупателей их машины. При этом суд не счёл тех, кто купил машины у дилера, добросовестными приобретателями. Надо было проверять (новую, Карл!) машину на залог перед покупкой.
Исчерпан ресурс. Либо видно, что пробег машины большой (и покупаешь машину с широко открытыми глазами), либо ищешь маркеры большого пробега, например, протертые руль, кресло, коррозия. Опытный эксперт по таким местам может довольно точно назвать реальный пробег.
Технические проблемы.
Тут две группы факторов: машина неаккуратно восстановлена после серьезного ДТП и плохая эксплуатация машины.
Хорошо восстановить машину после ДТП - дорого и сложно. Сделать так, чтобы она (хоть как-то) ехала и выглядела прилично, гораздо дешевле. К сожалению, очень многие идут по пути «сделаем чтобы выглядело норм и спихнем». Поэтому машины после ДТП имеют бОльшие риски.
Два основные маркера неаккуратного ремонта после ДТП - неровные зазоры и наваленная шпаклевка. Первое выявляется глазами, второе - толщинометром. Слой до металла у заводской окраски и там, где рихтовали/шпаклевали, сильно отличается.
Следы безжалостной эксплуатации можно определить по внешнему виду агрегатов и снимая данные с бортового компьютера.
Ну и у каждой модели есть свои слабые места/болячки. Опытный специалист о них знает и подскажет, на что обратить внимание.
Собственно, работа автоэксперта/подборщика как раз в этом - найти любого рода проблемы автомобиля и сообщить о них покупателю. Любые проблемы по машине могут быть решены. Вопрос времени и денег. И это в конечном итоге влияет на суммарную стоимость владения.
Наблюдение пятое, о хороших вариантах и сроке экспозиции.
Найти хороший вариант машины найти непросто, купить автохлам легко.
Как говорил мой подборщик, значимая часть хороших вариантов просто не доходит до рынка. Официалы после осмотра машины, взятой по трейд-ину, выкладывают отчет/фотографии/таргет по цене в чаты подборщиков/перекупов и хорошие варианты уходят прямо оттуда.
Другая сторона медали - если машина продается больше пары недель, велика вероятность, что с ней есть какие-то серьезные проблемы. За такой срок её отсмотрело много подборщиков/перекупов (которые по определению автоэксперты, это их ежедневный хлеб) и если они не стали связываться, значит тут что-то не то.
А моя история закончилась так.
Одна из точек, которую мы посетили, была площадка официала, компании Максимум. Мы приехали посмотреть на Гольф. По отчетам он выглядел неплохо, но по факту оказался крайне неаккуратно восстановлен после ДТП.
Посмотрели пару Фокусов. Довольно надежный аппарат, неплохая комплектация. Но я посидел, примерился, понял что мне неудобно, тесно. Отказался.
Уже когда уходили, практически в дверях, решили посмотреть на Йети. Он был на дохлом движке 1,2, но почему бы и нет. Решил: как минимум посижу, посмотрю, как оно в салоне.
За рулем оказалось просторно и удобно. Движок показался не таким и дохлым (и это оказалось правдой, в городе, в лимите до 80 км\ч, его ста сил вполне хватает, чтобы комфортно чувствовать себя в потоке). При этим машина из-под одного хозяина, с (видно) бережной эксплуатацией и в хорошем техническом состоянии.
Учитывая, что мне нужна машина доехать до работы, это показалось приличным вариантом. Его и взял.
Уже после покупки на специализированном сервисе провел совсем придирчивую диагностику. Порекомендовали заменить масло/фильтры, цепь ГРМ. А в остальном, говорят, всё хорошо.
Когда готовился написать это текст, поизучал материалы о вторичном авторынке. Из интересного/полезного могу порекомендовать «Записки перекупа» на drive2, статью в Т-Ж «Как купить подержанный автомобиль» и статьи в Авторевю/журнале За Рулем.
Эта заметка из моего тг
https://t.me/ivanmakovkin