Постмодернизм в архитектуре

Feb 19, 2008 12:52

Начнем с противопоставления постмодернизма и модернизма, или
Mouvement moderne (1910--1945), в архитектуре. Согласно Портогези, прорыв от
модерна к постмодерну стал возможен благодаря тому, что была отменена
гегемония Евклидовой геометрии, например в пластической поэтике группы
"Stijl". Если верить Греготти, то различие между модернизмом и
постмодернизмом состоит, прежде всего, в исчезновении тесных уз, связывавших
архитектурный проект модерна с идеей прогрессивной реализации социального и
индивидуального освобождения в масштабах всего человечества. Получилось так,
что постсовременная архитектура обречена продуцировать серию каких-то
незначительных модификаций в унаследованном от современности пространстве и
отказаться от глобальной реконструкции пространства, обитаемого человеком. В
этом смысле глазам постсовременного человека, в частности архитектора,
открывается вид на широко раскинувшийся ландшафт, уже не определяемый
горизонтом универсальности или универсализации, всеобщего освобождения.
Исчезновение Идеи прогрессивного развития рациональности и свободы может
объяснить известный "тон" архитектуры постмодерна, ее особый стиль или
манеру, я бы сказал -- своеобразный "бриколаж": изобилие цитат -- элементов,
заимствованных из предшествующих стилей и периодов, как классических, так и
современных; недостаточное внимание к окружению и т.д.
Одно замечание по поводу вот какого аспекта проблемы: приставка "пост"
в слове "постмодернизм" понимается этими авторами в таком смысле, будто речь
идет о простой преемственности, какой-то диахронической последовательности
периодов, каждый из которых можно четко идентифицировать. "Пост" в таком
случае обозначает нечто вроде конверсии: какое-то новое направление сменяет
предшествующее.
Однако эта идея линейной хронологии всецело "современна". Она присуща
одновременно христианству, картезианству, якобинству: раз мы зачинаем нечто
совершенно новое, значит, надлежит перевести стрелки часов на нулевую
отметку. Сама идея такой современности теснейшим образом соотнесена с
принципом возможности и необходимости разрыва с традицией и установления
какого-то абсолютно нового образа жизни или мышления.
Сегодня мы начинаем подозревать, что подобный "разрыв" предполагает не
преодоление прошлого, а скорее его забвение или подавление, иначе говоря --
повторение.
Хотел бы отметить, что цитирование в "новой" архитектуре элементов,
заимствованных из предшествующих архитектурных стилей, обусловлено
процедурой, аналогичной использованию в работе сновидений -- следов дневных
впечатлений, восходящих к пережитому, как это описывается Фрейдом в
"Traumdeutung" ("Толкование снов", нем.). Это роковое повторение и/или
цитирование, принимается ли оно с иронией, цинизмом или попросту бездумно,
представляется совершенно очевидным, стоит лишь обратить внимание на
господствующие ныне в живописи течения, носящие имена "трансавангардизма",
"неоэкспрессионизма" и т.п.

(Ж-Франсуа Лиотар. Заметка о смыслах "пост")

постмодернизм, модернизм, 1970-е, тексты, 1980-е

Previous post Next post
Up