Главное - это вовремя смыться

Jul 07, 2021 17:11

Главное - это вовремя смыться

Как давно известно, в 1941 командование вермахта планировало выйти на линию Архангельск - Астрахань за 6 - 8 недель. Понятно, что такая скорость «турпохода» может быть возможна только при одном условии: РККА не будет оказывать сопротивление. Вообще. Такое возможно только если вермахту окажет всемерную помощь «пятая колонна». Причем эта «колона» должна занимать очень высокие позиции в руководстве СССР и командовании РККА. Во многих местах так оно и было - известные события в Западном Особом Военном Округе тому пример. Естественно, прямых доказательств предательства нет и вряд ли они будут найдены -такого рода соглашения на бумаге не фиксируют. А ежели и фиксируют, то при первой же возможности такие документы уничтожают. И, тем не менее, масса косвенных доказательств лежит что называется «на поверхности».

Один из таких примеров - история эсминца «Огневой» проекта 30-К.

Официальная история (кратко в Википедии) гласит следующее:
(начало цитаты) «Эскизный проект ЭМ «Огневой» был утвержден 14 августа 1939 года, и уже 20 августа 1939 года он был заложен на заводе № 200 (ССЗ им. 61 Коммунара) в Николаеве под стапельным номером 1086. 9 ноября 1940 года ЭМ «Огневой» был спущен на воду.
С началом Великой Отечественной войны строительство было прекращено, и с 13 по 17 августа 1941 года «Огневой», в недостроенном состоянии, был отбуксирован из Николаева в Севастополь. Решение было принято практически перед самым подходом к городу немецких войск. Недостроенный эсминец «Огневой» решено было использовать для эвакуации семей рабочих и служащих заводов. Для этого на корабле были оборудованы временные жилые помещения. Смонтированная также 76-мм зенитная установка (одна двухорудийная 76,2-мм зенитная артиллерийская установка 39-К) и опытный орудийный расчёт спасли корабль и всех, кто на нём находились, от звена фашистских «юнкерсов», встреченных на курсе до Севастополя.
Впоследствии ЭМ был отбуксирован в Поти, а осенью 1943 года в Батуми на достроечную базу СМЗ (акватория достроечной базы 201-го завода). 20 апреля 1944 года достроечные работы были завершены и 1 мая 1944 года корабль начал швартовые испытания. Весь комплекс испытаний (заводских, ходовых и государственных), которые были совмещены, корабль окончил к 17 февраля 1945 года и 22 марта 1945 года «Огневой» поднял военно-морской флаг. 8 апреля 1945 года вступил в состав Краснознамённого Черноморского флота.» ( конец цитаты).
Для всех, кто ничего не знает об отечественном кораблестроении в этой истории все нормально и естественно. А вот для тех, кто знает, красивые эвфемизмы, которыми прикрыли реальную историю, сразу бросаются в глаза.

Итак: «с началом войны строительство было прекращено», но «решено было использовать для эвакуации семей рабочих и служащих заводов. Для этого на корабле были оборудованы временные жилые помещения. Смонтированная также 76-мм зенитная установка», идущий на буксире корабль отбился от юнкерсов.

В этой истории все правда и все ложь.

Начнем с конца - с буксиров. И по сей день, все построенные на ССЗ им. 61 Коммунара суда и корабли уходят с завода не своим ходом, а на буксире. Это делается для того, чтобы предотвратить столкновение корабля, у которого еще не отрегулированы двигатели и рулевая машина с мостами и судами в порту, мимо которых проходит новопостроенный корабль. Самостоятельно, без помощи буксиров, новый корабль начинает двигаться, только пройдя Батарею, а иногда и после полного выхода из Днепро-бугского лимана.

Далее - вооружение. Еще с царских времен и до 60-ых годов 20 века все построенные в Николаеве корабли покидали верфи безоружными, вооружение на них устанавливали только в Севастополе. Таким образом, железная дорога накручивала себе тысячи и тысячи дополнительных тонно-километров, а администрация верфей - себестоимость. А тут зенитное вооружение привезли в Николаев и вооружили новый корабль, причем сразу обеспечили и расчетами и боеприпасами.

Уйти от звена пикирующих бомбардировщиков буксирный караван, идущий со скоростью 5-6 узлов и вооруженный одной зениткой, не мог в принципе. А вот корабль самостоятельно маневрирующий, идущий полным ходом, и с полным комплектом зенитного вооружения - без особых проблем.
Далее - «использование для эвакуации». 27 июня 1942 года, очень близкий по размерам эсминец «Сообразительный» оказывал помощь повреждённому лидеру «Ташкент» на подходах к Новороссийску, сняв с него пассажиров. «Сообразительный» по перекинутым сходням за 22 минуты принял на свой борт 1975 человек - раненых, детей и женщин, которых лидер «Ташкент» эвакуировал из осажденного Севастополя. 250 человек поместили на полубаке, 1200 человек на шкафуте правого и левого бортов, 300 человек - на юте, остальные - в кубриках. Т.е. столько же в форс мажорных обстоятельствах , при необходимости, мог бы принять на борт и «Огневой» без всякого переоборудования. Но было решено эвакуироваться с комфортом. Принять решение о достройке боевого корабля в качестве средства эвакуации руководство завода самостоятельно не могло - в условиях войны это смертный приговор, причем немедленно.

Достройка корабля по его прямому назначению выполнялась в 1943-1945 годах безумно медленно, и это несмотря на жуткий дефицит боевых кораблей у РККФ, позволивший немцам вывести морем из Крыма массу своих войск совершенно безнаказанно. И за этот долгострой никто не был наказан.
Посему, ветераны корабелы и информированные «злые языки» утверждали следующее:
Приказ о достройке «Огневого» как средства эвакуации руководства города, области и командования Николаевской военно-морской базы был получен заводом 23 июня 1941, вместе с чертежами, как это сделать. Чертежи были разработаны и приказ подготовлен еще до войны. С июня по 12 августа были выполнены работы - т.е. увеличено количество кают, а штатный экипаж был сокращен, получено и установлено зенитное вооружение, демонтированы торпедные аппараты, сбрасыватели глубинных бомб и артиллерия главного калибра. А вот зенитное вооружение было всемерно усилено, что и позволило этому кораблю избежать судьбы многих кораблей ЧФ погибших именно от бомб люфтваффе.Т.е. все решения принимались на очень высоком уровне в Москве или как минимум командованием ЧФ в Севастополе. И до конца 1943 года командование ЧФ сохраняло этот корабль как средство собственной комфортной и безопасной эвакуации, оберегая его от «фронтовых невзгод» - в условиях жесточайшего дефицита тоннажа «огневой» не сделал ни одного рейса в осажденные Одессу и Севастополь, снабжавшиеся по морю.
В соответствии с приказом «Огневой» 13 августа 1941 года приняв на борт руководство и покинул Николаев. Точное количество и состав пассажиров не известны, но вряд ли их было много. Да, с завода корабль ушел на буксире, но после Батареи - запустил свои машины и «фулстимэхэд» в Севастополь и дальше, прочь от войны…

Генерал Франц Гальдер, будущий начальник Генштаба вермахта, в своем дневнике за 4 августа 1941 года писал:

“Можно полагать, что район между Бугом и Днепром будет занят нами без боя. В связи с этим 11-я армия может быть целиком использована для наступления на восток.” При этом он отметил, что захвату Николаева Гитлер придает особое значение. Собственно оно так и вышло.
( см. https://mcleod1564.livejournal.com/25142.html )

Кстати, немного о командующем Южным Фронтом - генерале Тюленеве. До войны - практически паркетный генерал, служит в Москве.
И если все фронты, которые были образованы из военных округов, сохранили своих командующих, то Одесскому округу не повезло. При преобразовании его во Фронт 21 июня 1941 года, вместо командующего округом генерала Черевиченко или начальника штаба округа генерала Захарова, находившимися в тот день в Одессе, командовать Южным фронтом назначается генерал Тюленев в Москве. И которыйтолько через неделю после назначения и начала войны, в конце июня, прибыл на театр военных действий. Командующим он оказался плохим. В директиве Военному совету Юго-Западного направления от 12 августа 1941 года Сталин указывал Будённому:
«Комфронта Тюленев оказался несостоятельным. Он не умеет наступать, но не умеет также отводить войска. Он потерял две армии таким способом, каким не теряют даже и полки. Предлагаю Вам выехать немедля к Тюленеву, разобраться лично в обстановке и доложить незамедлительно о плане обороны. Николаев сдавать нельзя. Нужно принять все меры к эвакуации Николаева и, в случае необходимости, организовать взрыв верфей и заводов. Ни авиацией, ни стрелковыми дивизиями Ставка в настоящий момент помочь не может. Если обяжет обстановка, можете взять сами на себя дело отвода частей и организации обороны. Обязательно координируйте действия фронта с действиями Черноморского флота и держите связь с Октябрьским. Мне кажется, что Тюленев деморализован и не способен руководить фронтом.»
Собственно авиацию на Южном фронте добавлять было не надо - надо было ее организовать. Трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин очень четко написал о бездельничающих авиаполках. Да и стрелковых полков там было более чем достаточно.
Штаб фронта 13 августа 1941 года перешел из Николаева в Берислав. По сводкам Совинформбюро,город был захвачен фашистами в тот же день. Официальной датой вторжения в Николаев войск вермахта считается 16 августа 1941. При этом некоторые историки утверждают, что передовые части 11-й армии вермахта вошли в город только 17 августа.
СОВИНФОРМБЮРО. Вечернее сообщение 17 августа
«В течение 17 августа наши войска продолжали вести ожесточенные бои с противником на всем фронте. После упорных боев наши войска оставили города Николаев и Кривой Рог. Николаевские верфи взорваны.»
Про верфи, которые в действительности не были взорваны, было упомянуто, а про мосты, на реках - Южный Буг, Ингул, Днепр - которые могли бы стать непреодолимыми для врага противотанковыми рвами, упомянуть забыли абсолютно. Сталин про реки и мосты через них тоже не вспомнил, а инициативу проявлять и действовать самостоятельно и адекватно ситуации без приказов с самого верха, в РККА отучили давно…

О ПОРЯДКЕ ЭВАКУАЦИИ СЕМЕЙ РУКОВОДЯЩИХ ПАРТИЙНЫХ,
СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ И СЕМЕЙ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО
СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ, ФЛОТА И ВОЙСК НКВД ИЗ ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЫ

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
(Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 5 июля 1941 г.)

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Разрешить семьям руководящих партийных, советских работников и семьям начальствующего состава Красной Армии, Флота и Войск НКВД при эвакуации, по указанию военного командования из прифронтовой полосы, избирать по собственному желанию место своего жительства, за исключением гг. Москвы и Ленинграда.

2. Обязать местное военное командование, местные органы советской власти и железнодорожные органы предоставлять эвакуируемым семьям, указанным в п. 1, необходимые транспортные средства (автотранспорт, железнодорожные билеты, вагоны), обеспечивать их питанием, медсанобслуживанием и в необходимых случаях одеждой.

3. Обязать Совнаркомы республик и обл(край)исполкомы обеспечить расселение и первоочередное устройство на работу прибывающих на жительство эвакуируемых семей руководящих партийных, советских работников и семей начальствующего состава Красной Армии, Флота и войск НКВД и оказывать им на первое время необходимую денежную и материальную помощь.

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров СССР Я. ЧАДАЕВ

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 36. Ч. 2. Л. 42, 218. Подлинник. Машинопись.

1941, "огневой"

Previous post Next post
Up